Краткая биография

Маарри, Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Тану-хи, Ахмед бен Абдуллах бен Сулейман - арабский поэт, философ, мыслитель-пантеист, филолог. Появился на свет в сирийском городе Мааррет-эн-Нурмаи в 973 г. Когда мальчику было три года, оспа лишила его зрения, но это печальное обстоятельство не стало помехой для получения хорошего образования в городах, считавшихся культурными центрами страны. Уже в детские годы проявилась его одаренность в овладении языками и сочинении стихов. Аль-Маарри стал ученым-лингвистом, пойдя по стопам отца-филолога.

В литературе его путь начался с сочинения хвалебных од, в которых просматривалось подражание знаменитому аль-Мутанабби. Этот странствующий поэт, выдававший себя за пророка, сочинял стихи, проникнутые духом патриотизма, и был в арабском мире чрезвычайно популярным. Оды Маарри вошли в его первый сборник под названием «Сакт-аз-Занд» («Искры огнива»). Каноны того времени предписывали начинающим поэтам непременно попробовать себя в «высоком» жанре од. Отдав дань традициям, аль-Маарри отходит от них, не видя ничего привлекательного в карьере придворного стихотворца. Позднее он подчеркнет, что не хвалил людей с корыстными побуждениями никогда.

Как ученый, наставник аль-Маарри пользовался огромным уважением, его окружали многочисленные ученики. Однако, несмотря на славу, он вел очень скромный, умеренный образ жизни, проповедовал воздержание, довольствовался заработками от уроков, а если появлялись деньги, которые он считал лишними, отдавал их в пользу бедных. С 1010 г. его образ жизни стал еще более замкнутым, по его словам, он был затворен в трех тюрьмах, которыми были его тело, слепота и одиночество. Тем не менее служение людям он считал целью своего существования. Его творчество было проникнуто духом вольнодумия, и неизвестно, как сложилась бы дальнейшая его биография, если бы Маарри не был окружен таким почетом и не проживал в провинциальном городишке вдалеке от сильных мира сего. Благодаря этим обстоятельствам ему удалось избежать действительно серьезного преследования.

Творческое, научное наследие аль-Маарри составляет более шести десятков работ, среди которых не только поэтические произведения, но и трактаты, посвященные вопросам грамматики, лексикографии и др., однако до сегодняшнего дня не дошло почти ничего. Наиболее значимым является большой сборник философских стихов «Люзум ма ля йальзам» (переводится как «Обязательность необязательного» или «Необходимость того, что не было необходимым»). В нем прослеживается позиция философа-гуманиста, поэта, обличающего социальную несправедливость, суеверия, пороки духовенства и прославляющего мощь человеческого разума, идею веротерпимости.

Еще одно прославленное его произведение, написанное с позиций рационализма, - «Рисалят-аль-Гуфран» («Послание о помиловании»), в котором Маарри подверг осмеянию веру в загробную жизнь и бессмертие душ. Религия, по аль-Маарри, это вовсе не плод божественных откровений, а введение народа в заблуждение. Известно, что это сочинение вдохновляло знавшего арабский язык Данте, и в его «Божественной комедии» прослеживается влияние «Послания о помиловании». Заметное воздействие оказала поэзия Маарри на Омара Хайяма.

Скончался Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Тану-хи в своем родном городе в 1057 или 1058 г.