Краткая биография

Маарри, Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Тану-хи, Ахмед бен Абдуллах бен Сулейман - арабский поэт, философ, мыслитель-пантеист, филолог. Появился на свет в сирийском городе Мааррет-эн-Нурмаи в 973 г. Когда мальчику было три года, оспа лишила его зрения, но это печальное обстоятельство не стало помехой для получения хорошего образования в городах, считавшихся культурными центрами страны. Уже в детские годы проявилась его одаренность в овладении языками и сочинении стихов. Аль-Маарри стал ученым-лингвистом, пойдя по стопам отца-филолога.

В литературе его путь начался с сочинения хвалебных од, в которых просматривалось подражание знаменитому аль-Мутанабби. Этот странствующий поэт, выдававший себя за пророка, сочинял стихи, проникнутые духом патриотизма, и был в арабском мире чрезвычайно популярным. Оды Маарри вошли в его первый сборник под названием «Сакт-аз-Занд» («Искры огнива»). Каноны того времени предписывали начинающим поэтам непременно попробовать себя в «высоком» жанре од. Отдав дань традициям, аль-Маарри отходит от них, не видя ничего привлекательного в карьере придворного стихотворца. Позднее он подчеркнет, что не хвалил людей с корыстными побуждениями никогда.

Как ученый, наставник аль-Маарри пользовался огромным уважением, его окружали многочисленные ученики. Однако, несмотря на славу, он вел очень скромный, умеренный образ жизни, проповедовал воздержание, довольствовался заработками от уроков, а если появлялись деньги, которые он считал лишними, отдавал их в пользу бедных. С 1010 г. его образ жизни стал еще более замкнутым, по его словам, он был затворен в трех тюрьмах, которыми были его тело, слепота и одиночество. Тем не менее служение людям он считал целью своего существования. Его творчество было проникнуто духом вольнодумия, и неизвестно, как сложилась бы дальнейшая его биография, если бы Маарри не был окружен таким почетом и не проживал в провинциальном городишке вдалеке от сильных мира сего. Благодаря этим обстоятельствам ему удалось избежать действительно серьезного преследования.

Творческое, научное наследие аль-Маарри составляет более шести десятков работ, среди которых не только поэтические произведения, но и трактаты, посвященные вопросам грамматики, лексикографии и др., однако до сегодняшнего дня не дошло почти ничего. Наиболее значимым является большой сборник философских стихов «Люзум ма ля йальзам» (переводится как «Обязательность необязательного» или «Необходимость того, что не было необходимым»). В нем прослеживается позиция философа-гуманиста, поэта, обличающего социальную несправедливость, суеверия, пороки духовенства и прославляющего мощь человеческого разума, идею веротерпимости.

Еще одно прославленное его произведение, написанное с позиций рационализма, - «Рисалят-аль-Гуфран» («Послание о помиловании»), в котором Маарри подверг осмеянию веру в загробную жизнь и бессмертие душ. Религия, по аль-Маарри, это вовсе не плод божественных откровений, а введение народа в заблуждение. Известно, что это сочинение вдохновляло знавшего арабский язык Данте, и в его «Божественной комедии» прослеживается влияние «Послания о помиловании». Заметное воздействие оказала поэзия Маарри на Омара Хайяма.

Скончался Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Тану-хи в своем родном городе в 1057 или 1058 г.

Биография из Википедии

Абуль-Ала Ахмад ибн Абдуллах ат-Танухи, известный как Абуль-Ала аль-Маарри (араб. أبو العلاء المعري‎;973, Мааррет-эн-Нууман, совр. Сирия — 1057 или 1058, там же) — арабский поэт, философ и филолог, классик аскетической поэзии (зухдийят). С детства слепой, аль-Маарри, ведя аскетический образ жизни, придерживался пессимистического, скептического и рационалистического мировоззрения.

Родился в семье законоведа и филолога в сирийском городе Мааррет-эн-Нууман близ Алеппо. Уже на четвёртом году жизни потерял зрение из-за оспы, что, однако, не помешало ему приобрести огромный запас филологических знаний и написать более 30 сочинений различного содержания: стихотворения, трактаты по метрике, грамматике, лексикографии и пр. Писать поэзию он начал в раннем возрасте (11 или 12 лет).

Образование получил в культурных центрах Сирии и Месопотамии — Алеппо, Триполи, Антиохии, Багдаде и Дамаске. По пути в Триполи посетил христианский монастырь близ Латакии, где слушал дебаты по античной философии. Начал свою деятельность в качестве учёного филолога и автора хвалебных од, подражая стилю аль-Мутанабби, которого считал своим учителем. Эти оды составляют значительную часть первого сборника аль-Маарри, названного «Сакт-аз-Занд» («Искры огнива», «Sakt al-Zand», издан в Булаке 1286 хиджры (1908); Каире 1304 хиджры (1926); Бейрут, 1884). Это был «обязательный» для начинающего в то время поэта «высокий» жанр; но карьера придворного поэта не отвечала личности Абу-ль Аля, впоследствии утверждавшего, что «никогда не хвалил людей с корыстной целью». Независимость суждений и гордый нрав не позволили ему получить покровителей среди властей и должность в культурных центрах халифата; более того, он отказывался продавать свои тексты за деньги.

В 1010 году Абуль-Аля после 18-месячного пребывания в Багдаде вернулся домой в Сирию, чтобы ухаживать за больной матерью, которая, впрочем, умерла ещё до его прибытия. С этого времени повёл замкнутую жизнь, «затворившись в трёх тюрьмах: тела, слепоты и одиночества». Окружённый толпами учеников и всеобщим уважением, он жил очень скромно, на доходы от уроков. Аскеза его простиралась и на питание — он был убеждённым вегетарианцем, что также соответствовало его неприятию любого насилия и отказу «воровать у природы». Будучи сторонником социальной справедливости, излишки своих доходов передавал нуждающимся.

Абу-ль Аля подвергался нападкам за вольнодумство, но жизнь в захолустной Мааре и необычайная слава охраняли его от серьёзных гонений. Из наиболее видных философско-литературных произведений Абу-ль Аля необходимо отметить большое собрание стихов «Люзум ма ля йальзам» («Необходимость того, что не было необходимым», «Luzûm mâ lâ jalzam», издан Бомбей, 1313 хиджры, Каир, 1309) и «Рисалят-аль-Гуфран» («Послание о помиловании»).

В заглавии первого указано на правило рифмы, которому добровольно следовал поэт (тождество согласных в предшествующем рифме слоге), и ряд новых нравственных требований, выставленных в этих стихах. Произведение представляет собой сборник философских стихотворений, пользующихся на востоке громкой славой. В нём аль-Маарри проповедует веротерпимость, бичует суеверия, властолюбие духовенства и преклонение перед авторитетом, проводит принципы самоотверженной морали, которые противополагает началу деятельности, и в своём презрении к миру доходит до отрицания брака.

Во втором произведении, предвосхищающем «Божественную комедию» Данте, он даёт фантастические и лукавые сведения (в стиле Лукиана) о жизни и разговорах в загробном мире джахилийских поэтов, якобы помилованных Аллахом «зиндиках» — вольнодумцах, еретиках, — их взглядах и учениях.

Среди других сочинений аль-Маарри выделяются недошедшие до нас «Параграфы и периоды» (Al-Fuṣūl wa al-ghāyāt). По-видимому это была книга в форме коранических откровений, излагавшая его учение. Из остальных сочинений (около 60), кроме писем, почти ничего не осталось.

Философские взгляды

В двух своих трактатах Маари выступил как философ: в «Послании об ангелах» и в «Послании о помиловании» (в другом переводе — «Послание о царстве прощения»). В них Абу-ль-Ала высказывает главные свои идеи: недоверие к жизни (сильному духу лучше существовать вне тела), к власти и авторитетам, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию и скудоумию. В каком-то смысле он и саму философию подвергает насмешке, говоря, что ни одно учение не совпадает с ходом реальной жизни.

Чаще всего Маари рассуждает о судьбе и времени, которые не постижимы и которые управляют всем сущим на Земле. Несмотря на такой фатализм, Абу-ль-Ала признавал за человеком право свободного выбора, а значит и ответственность за свои поступки. Нравственным содержанием его учения было стяжание личного благочестия, но не строгим соблюдением законов ислама, а «воздержанием от совершения зла». Разум для него стоял на более высоком месте, чем вера. Он оставался монотеистом, но не признавал существующих религий и не верил в загробный мир; не боялся называть религию «небылицами, придуманными древними», выгодной только эксплуатирующим легковерные массы. В 2013 году статуе аль-Маарри джихадисты (Фронт ан-Нусра) отсекли голову.

Сочинения

  • «Необходимость того, что не было необходимым». — Сборник стихотворений.
  • «Послание о помиловании» (1033, издание 1903).
  • В русском переводе:
    • Стихотворения, М., 1971;
    • «Послание об ангелах» (перевод 1932).
    • Искры огнива / Пер. А.Тарковского

Публикации на русском языке

  • Абу-ль-Аля аль-Маарри. Стихотворения. / Пер. А. Тарковского — М., Художественная литература, 1979.
  • Абу-ль-Аля аль-Маарри. Избранное. — М., Художественная литература, 1990,