Краткая биография

Абу-ль-Фарадж бин Харун - сирийский церковный деятель, писатель, учёный. Его настоящее имя - Григорий Бар-Эбрей, он уроженец Малатьи (терр. современной Турции). Столь странное для непосвященного человека смешение имен, имеющих разную национальную принадлежность, объясняется особенностями биографии этого видного средневекового деятеля. «Бар-Эбрей» переводится как «сын еврея» - это прозвище, отражавшее его происхождение. Отец стал христианином яковитского обряда, а его сын во время таинства крещения получил имя Григорий. Однако известность позднее он приобрел под своим литературным именем, т.е. именно как Абу-ль-Фарадж, поскольку создавал труды, главным образом, на арабском и сирийском языках.

Абу-ль-Фарадж совсем юным занял пост епископа Гулы: ему было всего 19 лет. В 1264 г. состоялось его назначение на пост мафриана христиан-яковитов Месопотамии, на котором он находился до конца жизни. Его церковное служение не было легким, поскольку по времени совпало с пришествием монголов на территорию Передней Азии. Захватчики представляли серьезную угрозу для самого существования христианства, и Бар-Эбрею пришлось приложить немало усилий для того, чтобы положение его единоверцев осталось незыблемым. В нем обнаружился талант посредника - умного, гибкого, но в то же время принципиального, твердого характером. Эти качества заставили монголов проникнуться к нему уважением, не говоря уже об авторитете, который он завоевал среди соотечественников.

Однако не только благодаря ревностному пастырскому служению Абу-ль-Фарадж получил известность. Будучи личностью невероятно многогранной, он оставил после себя большое научное и литературное наследие, которое поставило его в один ряд с самыми прославленными и творчески плодовитыми писателями и учеными Сирии. История, философия, теософия, история, риторика, астрономия, медицина, грамматика - во всех этих науках Абу-ль-Фарадж бен-эль Гарун оставил заметный след. Широта и глубина познаний была по достоинству оценена его современниками, которые дали ему прозвище «Краса века». Умер Григорий Бар-Эбрей в Мараге (терр. современного Ирана) в 1286 году.

Огромную известность получила его «Книга занимательных историй», написанная в жанре сатиры и обличающая человеческие пороки. Она представляет собой сборник нравоучительных афоризмов, мудрых и остроумных изречений, смешных и поучительных историй, взятых как из неисчерпаемых анналов ближневосточного фольклора, так и из письменных источников на разных языках. Однако о чем бы ни писал этот автор, в каждом его творении можно заметить отсутствие поверхностности, желание установить причины и глубинную взаимосвязь явлений и событий.

Биография из Википедии

Бар-Эбрей — прозвище, долго считавшееся означающим «сын еврея». Однако его отец был христианином яковитского обряда. Возможно, что прозвище происходит от названия его родного города Эбро (ʿEbrā); слово «бар» в сирийском языке означает «сын того-то» и «выходец из».

Основные сочинения Бар-Эбрея написаны по-сирийски и по-арабски.

Ранние годы

Абу-ль-Фарадж родился в 1226 году в городе Малатья в семье врача Аарона (арабское имя — Харун бин Тума аль-Малати). Семья была достаточно состоятельной. Кроме родного сирийского Абу-ль-Фарадж владел арабским, армянским, греческим, персидским, различными монгольскими диалектами, изучал также — богословие и философию. Под руководством отца и других известных врачей города он также приобщался к врачебному искусству.

В 1243 году, опасаясь наступления монгольской армии, большая часть населения города бежала в Халеб. Однако врач Аарон с семьёй остался в Малатье и уже в 1244 поступил на службу к одному из монгольских военачальников, с которым некоторое время разъезжал по завоёванным территориям. В том же году Аарон был отпущен со службы и перебрался вместе с семьёй в Антиохию, столицу Антиохийского княжества. Здесь Абу-ль-Фарадж продолжил своё образование. Вскоре он стал монахом одного из яковитских монастырей, а позднее отправился в Триполи.

Церковная деятельность

В 1246, на двадцатом году жизни Абу-ль-Фарадж был посвящён яковитским патриархом Игнатием III в епископы Губоса (близ Малатьи) и принял имя Григорий. Год спустя он стал епископом Лакабены, а в 1253 был переведён с тем же чином в Халеб. В 1264 году новый патриарх Игнатий IV назначил Абу-ль-Фараджа мафрианом яковитов Месопотамии, он оставался на этом посту до самой смерти.

Абу-ль-Фарадж не раз бывал в Мараге и Тебризе, столице государства Хулагуидов, встречался с ильханами Абагой и Текудером. В 1268 году он совершил поездку сначала в Тебриз, затем в Марагу, где в яковитском монастыре читал лекции о Евклиде. Через четыре года там же Абу-ль-Фарадж читал о «Вселенной» Птолемея. Мафриан способствовал строительству культовых сооружений в этих городах: по его распоряжению в 1272 году была построена молельня новой церкви в Мараге, а в 1282 — новая церковь в Тебризе.

Поскольку Абу-ль-Фарадж старался защитить перед монгольскими правителями всех христиан, независимо от принадлежности к различным течениям, в своё первое посещение Мараги, где яковитов было мало, он был с почётом встречен всеми христианами города. Смерть Абу-ль-Фараджа, последовавшая в том же городе 30 июня 1286 года, была с горечью воспринята жителями. Несторианский католикос мар Ябалаха III призвал горожан в знак траура не открывать лавок и не вести торговлю. Яковиты, несториане, григориане, православные — исполнили просьбу католикоса.

Труды

Абу-ль-Фарадж был одним из самых плодовитых и выдающихся сирийских писателей. Во всех его сочинениях виден добросовестный и критический исследователь, который старается глубже вникнуть в причинную связь событий. Современники называли его Красой века (Farîd al zamân) вследствие его отличных познаний во всех науках.

Главный исторический труд Абу-ль-Фараджа «Хроника» излагает все познания его и его предшественников в области истории и состоит из двух частей. Первая часть, посвящённая гражданской и политической истории, известна под названием «Chronicon syriacum» и была издана П. И. Брунсом и Г. В. Киршем в 1789 г. Второй том содержит историю сирийской церкви, а также несториан и антиохийского патриархата, — издан Ж. Б. Аббелоосом и Т. Ж. Лами (3 тома, Лёвен, 1872—74).

Некоторые отрывки его обширного богословского сочинения «Сокровища тайн» (Aussar râfe) сделались известны благодаря Бернштейну, стараниями которого они изданы в Бреславле.

Полное собрание грамматических трудов Абу-ль-Фараджа выпустил аббат Мартен «Oeuvres grammaticales d’Aboul-Faradj dit Bar Hebraeus», ч. 1 и 2, (Париж, 1873), а его краткую сирийскую грамматику издал Берто (Гётт., 1843).

Автобиография его напечатана Иосифом Ассемани в «Bibliotheca orientalis» (т. 2), где вместе с тем помещён полный перечень сочинений Бар-Эбрея. В последние месяцы своей жизни Абу-ль-Фарадж работал по просьбе друзей над составлением на арабском языке извлечения из его обширнейшего исторического сочинения. Это извлечение издал Е. Покок под названием «Abulpharagii historia dynastiarum» (Оксфорд, 1663).