Краткая биография

Айн Рэнд (англ. Ayn Rand [aɪn ɹænd]; урождённая Али́са Зино́вьевна Розенба́ум; 20 января (2) февраля 1905 год, Санкт-Петербург, Российская империя — 6 марта 1982 года, Нью-Йорк, США) — американская писательница и философ еврейского происхождения родом из России, драматург и сценарист. Айн Рэнд известна своими двумя романами-бестселлерами — «Источник» и «Атлант расправил плечи». Также известна как создательница философской системы, названной ею объективизмом.

Первая печатная работа Алисы Розенбаум «Пола Негри»Первая печатная работа Алисы Розенбаум «Пола Негри»

Получила образование в России, а в 1926 году переехала в Америку. В 1935 и 1936 году поставила пьесу в Бродвейском театре. Первые два романа Рэнд не были успешными. Известность к ней пришла с выходом романа «Источник», в 1943 году. В 1957 году из под пера Рэнд вышла её самая известная работа — роман «Атлант расправил плечи». Впоследствии она переключилась на научную литературу, чтобы продвигать свою философию. Она начала публиковать периодические издания, а также написала несколько сборников эссе.

Рэнд превозносила разум, как единственный источник приобретения знаний, и отвергала веру и религию. Она поддерживала рациональный и этический эгоизм и отвергала альтруизм. Рэнд крайне негативно относилась к большинству известных ей философов и философским традициям (кроме Аристотеля, Фомы Аквинского и классических либералов).

Рецензии критиков на произведения Рэнд были смешанными, а академические круги игнорировали или отвергали её философию.

Движение объективистов распространяет идеи Рэнд как для публики, так и для академических кругов. Рэнд оказала значительное влияние на Либертарианцев и Американских консерватистов.

Алиса Зиновьевна Розенбаум родилась в Санкт-Петербурге, в еврейской семье фармацевта Залмана-Вольфа (Зиновия Захаровича) Розенбаума (1869, Брест-Литовск — между 1941—1943, Ленинград) и его жены, зубного техника Ханы Берковны (Анны Борисовны) Каплан (1880, Санкт-Петербург — ноябрь 1941, Ленинград), старшей среди трёх дочерей (Алиса, Наталья и Нора).Зиновий Захарович служил управляющим аптек, принадлежащих сестре Анны Борисовны — Добруле Каплан и её мужу Иезекиилю Конгейму, где в 1904 году и познакомился со своей будущей женой — дочерью портного, владельца крупного предприятия по пошиву военной формы Бориса (Берки Ицковича) Каплана и фармацевта Розалии Павловны Каплан.

Вскоре после рождения младшей дочери Норы в 1910 году Зиновий Захарович стал управляющим в крупной аптеке Александра Клинге на углу Невского проспекта и Знаменской площади, и семья переехала во вместительную квартиру на втором этаже особняка, прямо над аптекой. Третий этаж заняла семья другой сестры Анны Борисовны, Елизаветы, и её мужа — известного петербургского врача-гинеколога и учёного-медика Исаака Моисеевича Гузарчика (1864—?). Уже в 1912 году Зиновий Захарович стал совладельцем и в 1914 году единоличным владельцем этой аптеки, персонал которой теперь включал 6 провизорских помощников, 3 практикантов и нескольких ассистентов.

Читать и писать Алиса научилась в 4 года.Небольшие рассказы начала писать в детстве.В женской гимназии М. Н. Стоюниной Алиса училась вместе с сестрой известного писателя Владимира Набокова Ольгой.

В 1917 году после революции в России собственность Зиновия Розенбаума была конфискована, и семья переехала в Крым, где Алиса окончила школу в Евпатории.

2 октября 1921 года Алиса поступила в Петроградский университет по специальности «социальная педагогика» на трёхлетний курс, объединявший историю, филологию и право.В годы учёбы познакомилась с идеями Фридриха Ницше, оказавшими на неё большое влияние. Окончила университет весной 1924 года. По некоторым источникам она была исключена из университета из-за «буржуазного происхождения». В 1925 году в серии «Популярная кино-библиотечка» отдельной книгой вышла первая печатная работа Алисы Розенбаум «Пола Негри» — очерк творчества популярной киноактрисы.

В 1925 году она получила визу для поездки на учёбу в США, в январе 1926 года через Ригу переехала в Берлин (где жила её двоюродная сестра, врач Вера Гузарчик) и в конце февраля прибыла в Чикаго, где поселилась у живших там кузенов своей матери. Её родители остались в Ленинграде и умерли во время блокады в годы Великой Отечественной войны. Обе сестры также остались в СССР. Наталья Зиновьевна Розенбаум (1907—1945) окончила Ленинградскую консерваторию. Элеонора Зиновьевна Розенбаум (в замужестве Дробышева, 1910—1999) эмигрировала в США в 1973 году по приглашению Айн Рэнд, но вскоре возвратилась в Советский Союз и до самой смерти жила в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Первая любовь Алисы — выпускник Ленинградского технологического института Лев Борисович Беккерман (1901—1937, Лео Коваленский в её романе «Мы живые») был расстрелян 6 мая 1937 года.

Алиса осталась в США и начала работать статисткой в Голливуде. Четыре готовых киносценария, которые она привезла из России, не заинтересовали американских кинопродюсеров. В 1929 году она вышла замуж за артиста кино Фрэнка О’Коннора (Frank O’Connor, 1897—1979). 13 марта 1931 года она получила американское гражданство.

В 1927 году студия, в которой работала Айн Рэнд, закрылась и до 1932 года она перебивалась на разных временных работах: официанткой, продавщицей газетных подписок, а затем костюмером на студии RKO Pictures. В 1932 году ей удалось продать кинокомпании Universal Studios сценарий «Красная пешка» (англ. Red Pawn) за 1500 долларов, что на тот момент было немалой суммой. Эти деньги позволили ей оставить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.

Последние годы

В течении 1960-х и 1970-х годов Рэнд развивала и пропагандировала объективистскую философию через свои научно-популярные работы и беседуя с учениками в институтах, включая Йельский университет, Принстонский, Колумбийский, Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт. Она получила почётную докторскую степень в колледже Льюиса и Кларка в 1963 году. Так же Рэнд начала публиковать ежегодные лекции на форуме Ford Hall и отвечала на вопросы аудитории. Во время этих выступлений Рэнд часто принимала противоречивые позиции в политических и социальных вопросах дня. Рэнд поддерживала право женщины на аборт. Была против войны во Вьетнаме и воинской обязанности, но осуждала людей, уклоняющихся от военной службы. Поддерживала Израиль в Войне Судного дня 1973 года против коалиции Арабских стран, отзываясь об этой войне как: «Битве цивилизованных людей против дикарей». Рэнд говорила, что Европейские колонисты имели право развиваться на земле, отобранной у Американских индейцев. Гомосексуализм она считала «отвратительным» и «аморальным», тем не менее выступала за отмену всех законов, касательных гомосексуализма.

Могила Айн РэндМогила Айн Рэнд

В 1964 году Натаниэль Бранден начал роман с молодой актрисой Патрицией Скотт, с которой он в дальнейшем поженился. Натаниэль и Барбара Бранден скрывали свои отношения от Рэнд. В 1968 году Рэнд узнала об этом и, хотя их романтические отношения давно закончились, она полностью прекратила общаться с Натаниэлем, что привело к закрытию NBI. Рэнд опубликовал статью в «Объективисте», обвиняя Брандена во лжи и «иррациональном поведении в личной жизни». Позже, в одном интервью, Бранден извинился за свое поведение.

В 1974 году Рэнд перенесла операцию на рак легкого, вызванного десятилетиями интенсивного курения.

В конце 1970-х годов ее деятельность в рамках объективистского движения уменьшилась, особенно после смерти ее мужа 9 ноября 1979 года. Одним из ее последних проектов была так и не законченная телевизионная адаптация «Атлант расправил плечи».

Рэнд умерла от сердечной недостаточности 6 марта 1982 года в своем доме в Нью-Йорке. Была похоронена на кладбище Кенсико, Нью-Йорк. На похоронах Рэнд присутствовали некоторые из ее выдающихся последователей. Наследником её имения, как Рэнд и хотела, стал Леонард Пейкофф.

Литературное творчество

Свой первый рассказ на английском языке — «The Husband I Bought» — Рэнд написала в 1926 году, это был первый год её жизни в США. Рассказ не публиковался до 1984 года.

В 1936 году в Америке, а в 1937 году в Великобритании вышел первый роман Айн Рэнд «Мы — живые» (англ. We the Living) о жизни лишенцев в СССР. Рэнд отдала работе над романом много сил: она писала его на протяжении шести лет. Однако критика встретила роман прохладно, американские читатели также не проявили к книге большого интереса. В 1942 году режим Муссолини, без ведома автора, дал санкцию на экранизацию романа, сочтя его критикой советского коммунизма. В фильме были заняты ведущие актёры итальянского кино. В последующие годы суммарный тираж книги достиг 2 млн экземпляров.

В 1937 году она написала небольшую повесть «Гимн», которая в 1938 году вышла в Великобритании. Второй крупный роман «Источник» вышел в 1943 году, а третий — «Атлант расправил плечи» — в 1957. После «Атланта» Рэнд начала писать философские книги: «Для нового интеллектуала» (1961), «Добродетель эгоизма» (1964), «Капитализм: неизвестный идеал» (1966), «Новые левые: антииндустриальная революция» (1971), «Введение в философию познания объективизма» (1979), «Философия: кому она необходима» (1982) и многие другие, а также читать лекции в американских университетах.

Философия и политические взгляды

Айн Рэнд является основательницей философии рационального индивидуализма, противостоящего коллективизму. Свои философские взгляды Рэнд выразила через идеал человека-творца, живущего исключительно за счёт своих творческих способностей и таланта.

В политике Айн Рэнд была сторонницей неограниченного капитализма и минимального государства, считала единственной правомерной функцией государства защиту прав человека (в том числе прав собственности).

20 октября 1947 года Рэнд в качестве свидетеля давала показания в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности в связи с фильмом «Песнь о России».В своих показаниях Рэнд расценила данный фильм как коммунистическую пропаганду. В целом она полагала, что преследование в связи с выражением коммунистических взглядов противоречит свободе слова, однако при этом считала, что государство вправе знать, кто является членом партии, пропагандирующей насилие для достижения политических целей. При этом она поддерживала частные меры для сокращения проникновения коммунистической идеологии в кино. Она говорила по этому поводу:

Принцип свободы слова требует … чтобы мы не принимали законов, запрещающих [коммунистам] говорить. Однако принцип свободы слова… не подразумевает, что мы обязаны давать им работу и поддерживать наше собственное уничтожение за наш же счёт.

Оригинальный текст (англ.)  
The principle of free speech requires … that we do not pass laws forbidding [Communists] to speak. But the principle of free speech … does not imply that we owe them jobs and support to advocate our own destruction at our own expense.

Объективизм Рэнд оказал глубокое влияние на либертарианское движение. Дэвид Нолан, один из основателей Либертарианской партии, заявлял, что «без Айн Рэнд либертарианского движения не существовало бы».

Сама Рэнд никогда не относила себя к либертарианству и крайне отрицательно отзывалась о нём. «Я не желаю тратить на это своё время. Это дешевая попытка получить известность» — говорила она в 1973 году после лекции в Бостоне, отвечая на вопрос о занимаемом положении в Либертарианской партии. Она считала, что либертарианцы «крадут её идеи, мешают их с совершенной противоположностью — религиозным фанатизмом, анархизмом и другими интеллектуальными несуразицами, какие могут найти, — а потом называют себя либертарианцами и претендуют на президентское кресло. Это худшее надругательство над идеями и философией как таковой» (Бостон, Форум Форд-холла, 1976).

Связывая либертарианство с анархизмом, Рэнд не признавала того, что её цели совпадают с целями либертарианцев, и не искала с ними союза:

Пожалуйста, не говорите, что они преследуют мои цели. Я не прошу и не принимаю помощи от интеллектуальных выродков. Мне нужны люди философски образованные — люди, которые понимают мои идеи, неравнодушно относятся к ним и правильно их толкуют… я отвергаю гнусный лозунг «Цель оправдывает средства»… Цель не оправдывает средства — нельзя достичь хорошего дурными средствами. Наконец, либертарианцы не заслуживают звания «средства» ни для какой цели, и уж тем более цели распространения объективизма.

— Бостон, Форум Фордхолла, 1981 год

Судьба наследия

На Западе имя Рэнд пользуется широкой известностью как создательницы философии объективизма, основанного на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма и являющегося интеллектуальным обоснованием капиталистических ценностей в противовес популярному в годы её активной писательской деятельности (1936—1982) социализму.

Её повесть «Anthem» (Гимн) стала источником вдохновения для Нила Перта, барабанщика канадской рок-группы «Rush», написавшего стихи к одноимённой песне. Также произведения Айн Рэнд послужили вдохновением для трижды платинового (продано более 3 миллионов копий) альбома «Rush» «2112» (1976), который посвящён Айн Рэнд.

По опросу 5000 членов книжного клуба Book-of-the-Month Club, проведённого Information Analysis System Corporation в 1991 году для Библиотеки Конгресса и для книжного клуба «Book of the Month Club», «Атлант расправил плечи» была признана второй после Библии книгой, которая наиболее сильно повлияла на жизнь опрашиваемых респондентов. По состоянию на 2007 год суммарный тираж «Атланта» составил более 6,5 млн экземпляров. По опросу Zogby International, проведённому в ноябре 2008 года, роман прочли 8,1 % взрослых американцев.

Изучением и пропагандой литературного и философского наследия Айн Рэнд занимается ряд организаций в США и других странах: Институт Айн Рэнд в Ирвайне (Калифорния) и Общество Атланта.

Известными поклонниками Айн Рэнд в России являются экономист Андрей Илларионов, бизнесмен Евгений Чичваркин, писательница и журналистка Юлия Латынина.

Русский поэт и писатель Алексей Цветков, эмигрировавший в США в 1975 году, отмечает беспрецедентную популярность творчества Айн Рэнд в США, в особенности среди студенческой молодежи, и сожалеет по поводу факта её малоизвестности в России. По его мнению, популярность романов Рэнд объясняется не только присущей им «авантюрностью и лихостью», «при всей картонности и одномерности персонажей», но главным образом, привлекательной в подростковом возрасте проповедью личного успеха, самовлюблённости, а также крайнего эгоизма, якобы характерных для великих личностей. Цветков критически оценивает этическую концепцию Рэнд-Розенбаум, видя в ней прямое заимствование из теории «разумного эгоизма» Писарева и Чернышевского, находившихся под влиянием взглядов английского философа начала XVIII века Бернарда Мандевиля, которого современники считали циником.

В статье от 20 октября 2012 года журнал The Economist отмечает, что, несмотря на обилие критики Айн Рэнд, наблюдается рост популярности её книг.Наибольшую долю приверженцев философии Рэнд составляют жители США, однако, по словам Эдварда Хаджинса из Atlas Society, заметен рост интереса читателей из других стран. По данным Института Айн Рэнд (англ. Ayn Rand Institute), основная масса поклонников за пределами США приходится на Великобританию, Канаду, Индию и Скандинавию. Так, в Швеции с 2005 по 2012 год было продано 30 000 экземпляров её книг, а в Индии объём продаж книг Айн Рэнд в 16 раз превзошёл продажи работ Карла Маркса.

Книги

Художественные произведения

  • Айн Рэнд. Атлант расправил плечи (в 3 томах) = Atlas Shrugged. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 1364 с. 
  • Айн Рэнд. Атлант расправил плечи (в 3 томах) = Atlas Shrugged / перевод Д. В. Костыгина. — Санкт-Петербург: Культ-информ-пресс, 1997. — 1000 экз.
  • Айн Рэнд. Идеал = Ideal. — М.: «АСТ», 2017. — 320 с. 
  • Айн Рэнд. Источник (в 2 томах) = The Fountainhead. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 808 с. 
  • Айн Рэнд. Мы живые = We the Living. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 473 с. 
  • Айн Рэнд. Муж, которого я купила = The husband I bought. — М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2011. — 319 с. 
  • Айн Рэнд. Гимн = Anthem. — М.: Альпина Паблишер, 2011. 

Нехудожественная литература

  • Айн Рэнд. Добродетель эгоизма = The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 186 с. 
  • Айн Рэнд. Возвращение примитива. Антииндустриальная революция = Return of the Primitive: The Anti-Industrial Revolution. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 352 с. 
  • Айн Рэнд. Капитализм. Незнакомый идеал = Capitalism: The Unknown Ideal. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 424 с. 
  • Айн Рэнд. Романтический манифест. Философия литературы = The Romantic Manifesto: A Philosophy of Literature. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 200 с. 
  • Айн Рэнд. Искусство беллетристики = The art of fiction. — М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2011. — 319 с. 
  • Айн Рэнд; Под ред. Роберта Мэйю. Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике = Answers. The Best of Her Q&A / Редактор М. Савина. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 282 с. 
  • Айн Рэнд. Подумай дважды = Think twice. — М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2012. — 319 с. 
  • Айн Рэнд. Концепция эгоизма. — Ассоциация бизнесменов Санкт-Петербурга, 1995. — 128 с. — (Памятники здравой мысли). 
  • Айн Рэнд. Апология капитализма. — М.: «Новое литературное обозрение», 2003. X.
  • Айн Рэнд. Санкция жертвы // InLiberty.ru, 2008.

Статьи

  • Рэнд А. Большой бизнес — преследуемое меньшинство американского общества // Неприкосновенный запас : Журнал. — 2001. — Вып. №1(15).
  • Рэнд А. Происхождение войн // The Freeman : Журнал. — 1966. — Вып. №11(16).

Экранизации

Роман «Источник» был экранизирован в 1949 году с тем же названием, главную роль сыграл Гэри Купер. Роман «Мы живые» был экранизирован в 1942 и в 1986 годах, а экранизация романа «Атлант расправил плечи» вышла в 2011 году. Было экранизировано три романа писательницы и несколько пьес, также Айн Рэнд была сценаристом фильмов «Любовные письма», которые получили четыре номинации на «Оскар», и «Ты один». Всего состоялось 11 экранизаций по произведениям и сценариям Айн Рэнд.

Сценарий компьютерной игры BioShock был создан на основе критического отношения создателей игры к философии Айн Рэнд.По сценарию игры основатель тайного города, построенного на дне океана, Эндрю Райан (анаграмма имени писательницы Ayn Rand — And[rew] Ryan) воплощает идеи свободного рынка без внешнего вмешательства, что приводит к разрушению города.