Краткая биография

Алекса́ндр Арка́дьевич Га́лич (настоящая фамилия Ги́нзбург; 19 октября 1918, Екатеринослав — 15 декабря 1977, Париж) — русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен. Член Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС). «Галич» — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»).

Мемориальная доска поэта на доме №74 по улице Старокозацкой в городе Днепре (Украина). Установлена в 2016 годуМемориальная доска поэта на доме № 74 по улице Старокозацкой в городе Днепре (Украина). Установлена в 2016 году

Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (сейчас Днепр) в еврейской семье. Отец, Арон Самойлович Гинзбург, был экономистом; мать, Фейга (Фанни, Фаина) Борисовна Векслер, работала в консерватории. Дед был педиатром; дядя — литературовед Лев Самойлович Гинзбург (1879—1933). Жила семья в доме № 74 по улице Казачьей, возведённом в 1911 году силами самих жильцов (Екатеринославским домостроительным обществом, первым в городе жилищным кооперативом). Младший брат — кинооператор Валерий Гинзбург.

В 1920 году семья Галича переехала в Севастополь, а в 1923 году − в Москву, где поселились в доме Дмитрия Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Александр Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов». В Москве Галич окончил школу 24 БОНО (ныне № 1227).

Первая публикация — стихотворение «Мир в рупоре» (Пионерская правда — 23 мая 1932.; за подписью Александр Гинзбург).

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Для этой пьесы и спектакля он написал также песни. В спектакле он исполнял роль комсорга стройки Борщаговского.

Когда началась война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в городе Грозном он попал в местный драматический театр, в котором и работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

Личная жизнь

В Ташкенте Галич знакомится с актрисой Валентиной Дмитриевной Архангельской (20.08.1919 — 28.12.1999), младшей сестрой композитора и дирижёра Ростислава Дмитриевича Архангельского (1918—2006), брак с которой был зарегистрирован в 1942 году, после возвращения в Москву.

21 мая 1943 года у них родилась дочь Александра (Алёна).

В 1945 году Валентина Архангельская получает место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уезжает из Москвы. Это со временем приводит их к разводу.

В 1947 году Галич женится на Ангелине Николаевне Шекрот (Прохоровой).

3 сентября 1967 года у него вне брака рождается сын Григорий, получивший фамилию матери Михнов-Войтенко (Софья Михнова-Войтенко, 1934—1972, художник по костюмам киностудии имени Горького, ранее была замужем за художником-нонконформистом Евгением Михновым-Войтенко).

Драматургия

В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра:

  • 1946 — «Улица мальчиков»,
  • 1946—1947 — «Походный марш» (или «За час до рассвета»),
  • 1947—1948 — «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Ф. Исаевым; в 1970 г. снят фильм),
  • 1954 — «Пути, которые мы выбираем» (или «Под счастливой звездой»),
  • 1958 — «Пароход зовут „Орлёнок“»,
  • 1959 — «Много ли человеку надо»,

а также сценарии фильмов:

  • 1954 — «Верные друзья» (совместно с К. Ф. Исаевым),
  • 1962 — «На семи ветрах»,
  • 1964 — «Дайте жалобную книгу»,
  • 1964 — «Государственный преступник»,
  • 1965 — «Третья молодость»,
  • 1967 — «Бегущая по волнам».

В октябре 1964 года за сценарий фильма «Государственный преступник» А. Галич был награждён грамотой КГБ СССР.

Пьеса «Матросская тишина», написанная в 1958 году для открывающегося тогда театра «Современник», была впервые поставлена только в 1988 году, уже после смерти автора, О. Табаковым.

Стихи и песни

В конце 1950-х годов Галич начал сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь от романсовой традиции и искусства Александра Вертинского, Галич стал одним из ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал особое направление.

Ранние свои песни 1940—1950−х годов Галич впоследствии не включал в сборники.

Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, не совпадали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве благополучного советского литератора. Ему способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в автобиографической повести «Генеральная репетиция» (закончена в 1973 году).

Конфликт с советскими властями

Галич был фактически единственным писателем, который длительное время находился на вершине советской писательской номенклатуры, но нашёл в себе мужество отказаться от благополучной жизни и «выбрать свободу».

В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу.

Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых «домашних концертах», собиравших ему очень небольшие заработки. Его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё более популярен, и которые изымались работниками КГБ при обысках.

Как-то Валентин Николаевич Плучек решил пригласить Галича, как своего бывшего ученика по студии, выступить с песнями для актёров Театра Сатиры, который он тогда возглавлял, по случаю какого-то праздника на капустнике, куда зрители вообще не допускались. Галич с радостью согласился. Самодельное объявление было вывешено во внутреннем помещении театра, куда посторонние, в том числе зрители, не допускались. Но даже этот сугубо внутренний концерт был категорически запрещён властями. Плучеку позвонили из Министерства культуры и потребовали отменить выступление Галича.

8 марта 1968 года в Академгородке Новосибирска прошёл фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом». На этом фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР, где он в том числе исполнил свою песню «Памяти Б. Л. Пастернака». 18 апреля в газете «Вечерний Ново­сибирск» появилась статья, где Галича обвиняли во всех грехах. На него посыпались угрозы, запрещение петь свои песни; потом начались репрессии.

В 1969 году в «антисоветском» зарубежном издательстве «Посев» вышла его первая книга — «Песни». Это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей СССР (29.12.1971 г.), Союза кинематографистов СССР и даже из Литфонда (1972). Запрещена пьеса «Матросская тишина» (1957), открыта травля в печати, прекращены публикации в официальной прессе.

Член-корреспондент диссидентского Комитета прав человека в СССР (1970—1973). Участник петиционных компаний.

В 1973 году крещён в Православной Церкви отцом Александром Менем. Крёстным отцом Галича стал композитор Николай Каретников.

Высылка и смерть

Могила А.А.Галича и его жены на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (Франция)Могила А. А. Галича и его жены на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (Франция)

14 января 1972 года Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года (этому событию посвящена песня «От беды моей пустяковой…»). В том же году исключён из Союза кинематографистов, в котором он состоял с 1958 года. В 1972 году, после третьего инфаркта, Галич получил вторую группу инвалидности и пенсию — 54 (по др. данным, 60) рублей в месяц.

25 июня 1974 года Галич был вынужден эмигрировать из СССР. О деталях источники расходятся. По одной версии, он номинально выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству К. С. Станиславского, но сразу после пересечения границы был лишён советского гражданства. По другой — эмигрировал по т. н. «израильской визе».

22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.

Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции «Свобода», стал членом НТС. Потом Галич поселился и жил в Париже.

15 декабря 1977 года, около 14:00, в результате несчастного случая, на 60-м году жизни А. Галич трагически погиб от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору.

Существует версия, что это было тщательно спланированное и заранее подготовленное убийство. Между тем парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай:

Я, Василий Бетаки, пришёл вместе с В. Максимовым, редактором журнала «Континент», в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарные и врач. Врач показал мне и В. Максимову чёрные полосы на руках от антенны (двурогой), которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного гнезда и, чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки и таким образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами.

Немного иную версию приводит Михаил Шемякин:

Конечно, никакое КГБ, никто за ним не охотился. Просто безграмотность, потому что он купил аппаратуру, мы хотели с ним сделать пластинку. Но master tape он решил делать сам у себя дома. Жена ушла в магазин, он стал возиться с аппаратурой, ничего не понимая, что куда включать. Знаете, так, по-русски: включим сюда. И, в общем, сделал так, что замкнул где-то эту аппаратуру, и когда он к ней прикоснулся — всё, его убило током. Его било и он не мог… И когда жена прибежала из магазина, увидела, что он уже бьётся в судорогах, но уже кровь, видно, разложилась на составные, и Саша умер.

Ангелина Николаевна рассказывала: «Саша давно мечтал о какой-то необыкновенной стереосистеме „Грюндиг“. Когда её привезли к нам, рабочие сказали, что подключать её должен завтра специалист. Я ушла в магазин, а Саша стал чего-то соединять, взялся за батарею отопления, его пронзило током, и, когда я вернулась, он лежал без сознанья, но живой. Я бросилась звонить, но все дело решали минуты и, пока ехали врачи, Саша умер у меня на руках».

На следующий день после кончины Галича два московских театра — на Таганке и «Современник» — в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер; стихи Галича читал Александр Ширвиндт.

Мемориальная доска на доме, в котором 18 лет жил Александр Галич.Мемориальная доска на доме, в котором 18 лет жил Александр Галич.

Александр Аркадьевич Галич был похоронен 22 декабря 1977 года, недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Год рождения поэта на плите указан ошибочный — 1919. На могильной плите выбита надпись: «Блажени изгнани правды ради».

12 мая 1988 года по ходатайству дочери поэта, Алёны Архангельской, Александра Галича восстановили в Союзе кинематографистов СССР, а 15 мая 1988 года — в Союзе писателей СССР.Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство.

17 октября 1998 года, накануне 80-летия, на доме № 4 по улице Черняховского в Москве была установлена и открыта М. А. Менем мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1956 года жил до своего изгнания в 1974 году русский поэт и драматург Александр Галич. Блажени изгнани правды ради».

Библиография

Книги

  • Гинзбург А. Мальчики и девочки. Стихи. — М., 1942 (осень)
Сборник воспроизведён по машинописи (РГАЛИ, 2590, 1, 445) в книге: «Мир Высоцкого». Вып. 4. — М.: ГКЦМ B. C. Высоцкого, 2000. — С. 450—466
  • Галич А. Сценарии-пьесы-песни. — М.: Искусство, 1967. Предисловие И. Грековой (сборник не был издан.)
  • Галич А. «Песни». — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1969. — 132 с.; суперобложка
  • Галич А. «Поэмы России». — Париж, 1971
  • Галич А. «Поколение обречённых». — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972, 1974
  • Галич А. «Генеральная Репетиция». Автобиографическая книга воспоминаний. — Франкфурт: Посев, 1974. (с параллельным текстом пьесы «Матросская тишина»)
  • Галич А. «Когда я вернусь». — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1975, 1977
  • В сборниках «Песни русских бардов». тексты. Серия 1—4. — Paris, YMCA-Press, 1977—78; 40 аудиокассет песен (116 песен А. Галича)
  • Галич А. А. «Когда я вернусь»: Полное собрание стихов и песен. — Посев, 1981.
  • Галич А. «Когда я вернусь…». Стихи и отрывок из автобиографической повести. — Фрунзе: Ала-Тоо, 1989. — 106 с. 
  • Галич А. «Возвращение» / Составитель И. Винокурова. — М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1989. — 320 с.
  • Галич А. «Избранные стихотворения». — М.: Агентство печати Новости, 1989. — 240 с.
  • Галич А. «Петербургский романс» / Составитель, автор предисловия А. Шаталов. — Л.: Художественная литература, 1989.
  • Галич А. «Возвращение»: Стихи, песни, воспоминания / Составитель Г. Соловьева, автор предисловия А. Шаталов. — Л.: Музыка, 1990. — 320 с. 
  • Галич А. Стихи и песни / Составитель, автор предисловия А. Великоречин. — М.: Искусство, 1990. — 158 с. 
  • Галич А. «У микрофона Александр Галич…». Избранные тексты и записи / Редактор Юлиан Панич. — Анн-Арбор. США: Эрмитаж, 1990. — С. 178. ,
  • Галич А. 87 стихов и песен. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990, — 208 с.
  • Галич А. «Я выбираю Свободу». Выступления на радиостанции Свобода. / Составитель, автор предисловия А. Шаталов. — М.: Глагол, 1991. — 255 с.
  • Галич А. «Я выбираю Свободу» (41 стих). — ИПП «Кострома», 1991, 256 с. (журнал «Глагол» N° 3)
  • Галич А. «Я верил в чудо» (129 стихов) / Сост. Леонид Виленский. — М., 1991, — 243 с., 24 000 экз.
  • Галич А. «Генеральная Репетиция» / Составитель А. Шаталов, предисловие А. Зверев. — М.: Советский писатель, 1991. — 560 с. X.
  • Галич А. «Боль». — Алма-Ата: МП «Глагол», 1991. — 186 с.
  • Галич А. «Облака», «Мы не хуже Горация», «Бессмертный Кузьмин», «По образу и подобию», «Песня без названия», «Королева материка», «Я выбираю Свободу», «Китеж» — В книге: Есть магнитофон системы «Яуза»…: Сб. песен магнитиздата / Сост. Ал. Уклеин. — Калуга, 1991, фото
  • «Заклинание Добра и Зла»: А. Галич — о его творчестве, жизни и судьбе рассказывают статьи и воспоминания друзей и современников, а также истории и стихи, которые сочинил он сам. / Составитель, автор предисловия Н. Г. Крейтнер. — М.: Прогресс, 1991, — 576 с. 
  • Галич А. «Облака плывут в Абакан» (39 стихов). — СПб.: Издательский дом «Пенаты», 1996, — 288 с., с/обл. (серия «Российские барды»)
  • Галич А. «Вот стою я перед Вами, словно голенький…». Песни и поэмы (51 текст). — СПб.: Издательский дом «Пенаты», 1997, 288 с., с/обл. (серия «Российские барды»)
Сын А. Галича Григорий со сборником стихов А. Галича «Когда я вернусь»Сын А. Галича Григорий со сборником стихов А. Галича «Когда я вернусь»
  • Галич А. Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. — Екатеринбург: У-Фактория, 1998. — 656 с. 
  • Галич А. «Верные друзья». — Екатеринбург: У-Фактория, 1998.
  • Галич А. 49 стихов. — М.: СЛОВО, 1998, 96 с. (серия «Самые мои стихи»)
  • Галич А. «Когда я вернусь». Стихи и песни. — Нижний Новгород, 1998, 267 с.
  • Галич А. Сочинения в 2 т. — М.: ЗАО Локид, 1999 (серия «Голоса. Век XX»):
    • том 1. 205 стихов и поэм. Составитель А. Петраков. — 528 с.
    • том 2. Киносценарии. Пьесы. Проза. — 512 с.
  • Галич А. «Возвращается вечером ветер». — М.: Эксмо, 2003. — 610 с. ,
  • Галич А. «Матросская тишина». — М.: Эксмо, 2005. — 640 с. 
  • Галич А. Антология сатиры и юмора России XX века. Том 25. — М.: Эксмо, 2005. — 576 с.
  • Галич А. Стихотворения и поэмы. — 2006. — 384 с. 
  • Галич А. «Облака» / Составитель, автор предисловия Н. Г. Крейтнер. — СПб.: Азбука, 2008. — 208 с. — («Российская поэзия»). 
  • Галич А. «Когда я вернусь» / Составление, подготовка текста, биографическая хроника и комментарии П. В. Матвеева. — СПб.: Вита Нова, 2016. — 592 с. — (Рукописи). — 800 экз. 

Пьесы

  • Город на заре (1939−40). Совместно с А. Н. Арбузовым и коллективом Театра-Студии. // журнал «Театр», 1957, № 11. (Для пьесы и спектакля по ней также были написаны песни).
  • Дуэль (1939 − весна 1941). Совместно с Исаем Кузнецов, Вс. Багрицким.
  • Рассвет (1945−46; скетч). Под псевдонимом «А.Гай».
  • Матросская тишина (1945−56, 1974)
  • Улица мальчиков (1946). Совместно с И.Кузнецовым. Для пьесы также были сочинены песни.
  • Походный марш, или За час до рассвета (1946−47). // журнал «Театр», 1957, № 3. (Для пьесы также были сочинены песни).
  • Вас вызывает Таймыр (1947). Совместно с К. Ф. Исаевым. // журнал «Огонёк», 1948, № 22
  • Москва слезам не верит, или Положение обязывает (1949−50). Совместно с Г. Н. Мунблитом
  • Пути, которые мы выбираем (1953−54). Др. название − «Под счастливой Звездой».
  • Август (1956)
  • Пароход зовут «Орлёнок». // журнал «Современная драматургия», 1958, № 6
  • Много ли человеку надо?! (до 13.7.1959)
  • Будни и праздники (1967). Совместно с И.Грековой (Е.Вентцель), по её повести «За проходной».

Фильмография

Киносценарии

  • 1951 — В степи (короткометражный). Совместно с Петром Павленко, по его повести «Степное солнце».
  • 1953−54 — На плоту. Совместно с К. Ф. Исаевым. Др. название — «Верные друзья».
  • 1955 — Упрямое тесто (мультфильм) (совместно с А.Зубовым)
  • 1956 — Сердце бьётся вновь...
  • 1956 — Пётр Ильич Чайковский
  • 1958 — Мальчик из Неаполя (мультграфический; по сказке Джанни Родари)
  • 1958 — Пароход зовут «Орленок»
  • 1959, 1965−66 — «Третья молодость» (Петипа). Совместно с французским драматургом Полем Андреотта.
  • 1960 — Трижды воскресший
  • 1962 — На семи ветрах
  • 1962 — Летающий пролетарий (мультфильм)
  • 1964 — Государственный преступник
  • 1964 — Добрый город. Для фильма также были написаны песни.
  • 1964−65 — Дайте жалобную книгу. Совместно с Б.Ласкиным.
  • 1967 — Бегущая по волнам. По роману А. Грина.
  • 1968 — Русалочка (мультипликационный; по сказке Ганса-Христиана Андерсена)
  • 21.8.1968; 1969 − до лета 1971 — Фёдор Шаляпин. Совместно сМ. Донским; неокончен.
  • 1970 — Вас вызывает Таймыр (совместно с К. Ф. Исаевым). Для фильма также были написаны тексты песен.
  • 1971, до лета − 7.2.1972 — Самый последний выстрел
  • 1971, до лета − февраль 1972 — Разные чудеса (мюзикл). Др. название − «Я умею делать чудеса».
  • 1976 — Когда я вернусь (документальный, реж. Гольдин, Рафаил Юльевич. Норвегия). Др. название − «Беженцы XX века».
  • 1982 — Приключения волшебного глобуса, или Проделки ведьмы (мультфильм)
  • 2004 — Папа (посмертный фильм по мотивам пьесы «Матросская тишина»)

Интервью, открытые письма

  • 7.2.1972. В редакцию газеты «Литературная Россия». Открытое письмо московским писателям и кинематографистам.
  • 3.2.1974; М. Крайняя опасность. В Международный Комитет прав человека.
  • 23.6.1974. Интервью.
  • июнь 1974, Франкфурт. Песня, жизнь, борьба. Интервью журналу «Посев».
  • февраль 1975. Мы считаем его своим. Обращение в защиту М.Михайлова (А.Галич и другие)
  • 4.7.1976. Немного о политическом вояжёрстве (А.Галич и другие)
  • 8.7.1976. Ещё одна писательская судьба (А.Галич и другие)
  • июль 1976. Памяти друга (А.Галич и другие)
  • 17.3.1977. От «Континента» (А.Галич и другие)
  • 27.4.1977. Свободу Антону Пейпе! (А.Галич, В.Максимов)
  • после 19.11.1977. Культура и борьба за права человека. Беседа с журналистом газеты «Русская Мысль».

Другое

  • Детские стихи (1926)
  • Песни к спектаклю «Парень из нашего города» (осень−зима 1941)
  • Пьесы (1942−45)
  • 3 сказки; песни, стихи, скетчи, интермедии (1943)
  • Драматический этюд «Партизаны идут» (М.Грин, А.Гинзбург; 13−14.9.1943)
  • Скетч «Цари в обозе» (М.Грин, А.Гинзбург; 13−14.9.1943)
  • Гитлериада (1943; подписанный настоящим именем А.Гинзбург комедийный скетч)
  • О жестокости и доброте искусства (1967; статья для газеты «Советская культура»)
  • Цикл медицинских частушек
  • Песни из к/ф «Лёгкая жизнь»
  • «История в 4-х действиях и 5 главах»
  • 157 выступлений на «Радио Свобода» (6.7.1974 — 17.10.1977)
  • Публикации в газете «Русская мысль» (1974−77)
  • Публицистика (1976)
  • Блошиный рынок. Почти фантастический, но не научный роман (1976−77; I часть)
  • Ещё раз о чёрте (1976−77; начало романа)

Дискография

  • «A Whispered Cry». Sung in Russian by Alexander Galitch. («Крик шёпотом»). Recorded in 1974 at The Arne Bendiksen Studios, Oslo, Norway
  • «Неизданные песни русских бардов». Produced by Hed-arzi ltd., Israel (1975). Включены 2 песни А. Галича.
  • «Galich in Israel» («Галич в Израиле»). Записано на «GALTON» Studios, производство Gal-Ron (Israel), Stereo 5838, ноябрь 1975. В Сети часто в связи с этим диском упоминается название «Русские песни Холокоста», однако на самом диске нет ничего подобного.
  • «Alexander Galich — Cheerful Talk» (Live Concert version, 1975). «Веселый разговор» (прямая запись из зала АУДИТОРИУМ им. Фредерика Манна в Тель-Авиве, декабрь 1975). Запись — «GALTON» Studios, производство Gal-Ron (Israel), Stereo 5846, 1975.
  • «Alexander Galich — The laughter throught the tears» («Смех сквозь слёзы»). Fortuna, Made in USA (1981-?)
  • Александр Галич «Когда я вернусь» (1989, фирма Мелодия — М60 48605 001)
  • Александр Галич (1989, фирма «Мелодия» — М60 48609 000, 2хLp)
  • Александр Галич «Ночной дозор» (1990, фирма «Мелодия» — С60 29897 001)
  • Память (Фирма Мелодия, CD, 1994)
  • Песок Израиля (Частные издания, 1995)
  • Внутренняя эмиграция (Российский диск, 1995)
  • Русские плачи (Апрелевка Саунд Продакшн, 1996)
  • Разговор с музой. На реках вавилонских (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)
  • Разговор с музой. Женские песни (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)
  • Разговор с музой. Поэма о Сталине (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)
  • Разговор с музой. Облака плывут в Абакан (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)
  • Разговор с музой. Литераторские мостки (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)
  • Разговор с музой. Песня Исхода (Апрелевка Саунд Продакшн, 1996)
  • Концерты для друзей (Compact Disk Ltd., CD, 1996)
  • Ночной дозор (SoLyd Records, 1996)
  • Крик шепотом (SoLyd Records, 1996)
  • Новосибирск 1968 год (SoLyd Records, CD)
  • Песня об Отчем Доме (Апрелевка Саунд Продакшн)

Факты

  • В песне Галича «Красный треугольник» действует персонаж «товарищ Парамонова». В кинематографических кругах считалось, что это имя выведено Галичем не случайно. Среди его знакомых была «товарищ Парамонова» — Кира Константиновна Парамонова (4 июня 1916 — 19 октября 2005), редактор Госкино и преподаватель сценарного факультета ВГИКа. Однажды ей пришлось срочно занять место председателя жюри конкурса детского фильма на Московском кинофестивале — по какой-то причине от этого поста в последний момент отказался кинематографист из страны социалистического лагеря. Такой пост надо было «заслужить». По слухам, Парамонова активно выступала против сценариев Галича.
    Вот что рассказывала о Кире Константиновне учившаяся у неё Рената Литвинова: «Красавица. Блондинка. Киноведка. Про неё даже Галич песни пел какие-то».
  • Младший брат Галича Валерий Гинзбург стал известным кинооператором. Среди снятых им фильмов — «Солдат Иван Бровкин», «Когда деревья были большими», «Живёт такой парень», «Комиссар».
  • В квартире Гинзбургов в Москве, в Кривоколенном переулке, в 1926 году состоялось закрытое заседание Пушкинской комиссии Общества любителей Российской словесности при Московском Университете, посвящённое столетней годовщине чтения Пушкиным «Бориса Годунова» у Веневитиновых. См. Дом Веневитинова.

Литература

  • Мейсак Николай. Песня — это оружие. Слушая запись выступлений «бардов» // газета «Вечерний Новосибирск» от 18.4.1968 г.
  • Рассадин Ст. «Я выбираю свободу». — М.: Знание, 1990, 56 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство»; № 8)
  • Крылов А. Галич — «соавтор». — М.: Благотворительный фонд Владимира Высоцкого, 2001, 124 с.
  • Галич: Проблемы поэтики и текстологии. Вып. 1. Сост. А. Крылов. — М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2001, 232 с. (Приложение к V выпуску альманаха «Мир Высоцкого»).
  • Крылов А. «Не квасом земля полита…»: Примечания к «человеческой трагедии» Александра Галича. 2-е изд., испр. и доп. — Углич: Промдизайн К, 2003, 92 с.
  • Галич: Новые статьи и материалы. Вып. 2. Сост. А. Крылов. — М.: ЮПАПС, 2003, 288 с.
  • Галич: Новые статьи и материалы. Вып. 3. Сост. А. Крылов. — М.: Булат, 2009, 368 с.
  • Корман Я. И. Высоцкий и Галич. — М., Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007. — 396 с.
  • Аронов М. Александр Галич. Полная биография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 904 с., 2000 экз.

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491,  с. — 5000 экз.