Краткая биография

Альфре́д Га́рриевич Шни́тке (24 ноября 1934, Энгельс — 3 августа 1998, Гамбург) — советский и немецкий композитор, педагог и музыковед.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1986), Лауреат Ленинской премии (1990) (отказался от премии по этическим соображениям), Государственной премии РФ (1995).

Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

Альфред Шнитке родился в Энгельсе в Республике немцев Поволжья в еврейско-немецкой семье. Его отец, Гарри Викторович Шнитке (1914—1975), родился во Франкфурте-на-Майне, куда его родители перебрались из Либавы в 1910 году. В 1927 году (в некоторых источниках указывается 1926 год) вместе с родителями переехал в Москву, в 1930 году — в Покровск, где вступил в партию и работал журналистом в советских немецких изданиях; рассказы и корреспонденции с фронта на русском языке печатал в газете «Большевик». Мать, Мария Иосифовна Фогель (1910—1972), происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в 1765 году и осевших в деревне Каменка; работала учительницей немецкого языка. В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред с младшим братом (впоследствии поэтом, прозаиком и переводчиком В. Г. Шнитке) были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии — инженера Виктора Мироновича (1889—1956) и редактора Теи Абрамовны Шнитке. Теа Абрамовна (урождённая Кац, 1889—1970) работала редактором в Государственном издательстве иностранной литературы, занималась немецкой филологией и переводами на немецкий язык, в том числе была автором учебника «Грамматика немецкого языка» (с Э. Б. Эрлих, Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1963; второе издание — Киев, 1995), редактором и автором примечаний к немецкому изданию романа Томаса Манна «Будденброки» (2-е издание — 1959), роману Яна Петерсона «Наша улица» (Unsere Straße, там же, 1952, нем.), перевела на немецкий язык романы А. А. Фадеева «Последний из Удэге» (1932 и 1972), А. Б. Чаковского «Weither leuchtet ein Stern» (совместно с сыном, Гарри Шнитке, 1964).

Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене, Австрия, куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком газеты Österreichische Zeitung. По возвращении в Москву в 1948 году семья поселилась в подмосковной Валентиновке, и мать и отец устроились на работу в редакцию газеты «Neues Leben» (впоследствии в этой же газете работала и младшая сестра Альфреда Ирина, в ней же публиковался и его брат Виктор). Отец занимался переводами советской литературы на немецкий язык для издательства литературы на иностранных языках «Прогресс». В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Евгения Голубева, а затем и аспирантуру.

С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории, имел только одного ученика по композиции (Р.Аллаяров). С 1962 года (особенно активно в 1970-е гг.) сочинял музыку к фильмам.

В 1989—1990 годах Берлинская научная коллегия предоставила Альфреду Шнитке стипендию.

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской высшей школе музыки.

В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

  • Жена — Ирина Фёдоровна Шнитке (урождённая Катаева, род. 1941), пианистка.
    • Сын — Андрей (род. 23 февраля 1965), композитор и рок-музыкант.
  • Двоюродный брат — правозащитник и общественный деятель Владимир Эдуардович Шнитке (род. 1939), председатель петербургского общества «Мемориал» (1989), основатель Петербургского научно-исследовательского центра «Холокост». Двоюродная сестра — Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, род. 1959), американский славист.

Звания, награды и премии

  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1986) — за музыку к мультфильмам «Я к вам лечу воспоминаньем…», «И с вами снова я…», «Осень» производства киностудии «Союзмультфильм», созданным режиссёром Андреем Хржановским по рисункам и текстам А. С. Пушкина
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987)
  • Член Шведской королевской музыкальной академии (1987/88)
  • Ника — 1989 за музыку к кинофильму «Комиссар»
  • Ленинская премия (1990) — отказался от премии по этическим соображениям
  • Государственная премия Российской Федерации (1995)

Стиль и музыкальный язык

Творчество Шнитке характеризуется концептуальностью замыслов, масштабностью, экспрессией, типичны сложно дифференцированная оркестровая и ансамблевая фактура, полистилистика, системы цитат.

Основные произведения

Сценические произведения

  • 1974 — Der gelbe Klang («Жёлтый звук»). Сценическая композиция для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло, смешанного хора, магнитной ленты и цвето-световых проекторов. Либретто Василия Кандинского на немецком языке (в переводе А. Шнитке).

Оперы

  • 1962 — «Одиннадцатая заповедь» (или «Счасливчик»). Опера не оркестрована, расценена малозначительной и вычеркнута автором из списка сочинений
  • 1991 — «Жизнь с идиотом». Опера в 2 актах. Либретто Вик. Ерофеева
  • 1993 — «Джезуальдо». Опера в 7 картинах, с прологом и эпилогом, либретто Рихарда Блетшахера о Карло Джезуальдо. Премьера в Венской опере в 1995 году под управлением Мстислава Ростроповича, впервые в России в 2000 году в концертном исполнении в Большом зале Московской консерватории под управлением Валерия Полянского
  • 1994 — «История доктора Иоганна Фауста», опера в 3 актах с прологом и эпилогом, либретто Йорга Моргенера и Альфреда Шнитке по «Народной книге» Иоганна Шписа. Музыка одноимённой кантаты вошла в 3-й акт. Премьера 22 июня 1995 года в Гамбургском оперном театре

Балеты

  • 1971 — «Лабиринты». Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева.
  • 1985 — «Эскизы». Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя. Балет в одном действии. Либретто А. Петрова. № 1 и № 11 для балета сочинены коллективно Альфредом Шнитке, Г. Н. Рождественским, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисовым. Большинство номеров в оркестровой редакции Г. Рождественского.
  • 1986 — «Пер Гюнт». Балет в 3 актах с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера по одноимённой драме Генрика Ибсена.

Сочинения для оркестра

(в том числе с участием солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов)

Симфонии

  • 1957 — Симфония «нулевая» в 4 частях
  • 1972 — Симфония № 1 в 4 частях
  • 1979 — Симфония № 2 (St. Florian) для солистов, камерного хора и симфонического оркестра в 6 частях
  • 1981 — Симфония № 3 в 4 частях
  • 1984 — Симфония № 4 для солистов и камерного оркестра. Одночастная
  • 1988 — Симфония № 5 = Concerto Grosso № 4 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях
  • 1992 — Симфония № 6 в 4 частях
  • 1993 — Симфония № 7 в 3 частях
  • 1994 — Симфония № 8 в 5 частях
  • 1997—1998 — Симфония № 9 в 3 частях
На гражданской панихиде по Шнитке играет РостроповичНа гражданской панихиде по Шнитке играет Ростропович

Concerti Grossi

  • 1977 — Concerto Grosso № 1 для 2 скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (есть авторская версия для флейты, гобоя, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных) в 6 частях
  • 1981—1982 — Concerto Grosso № 2 для скрипки, виолончели и симфонического оркестра в 4 частях
  • 1985 — Concerto Grosso № 3 для 2 скрипок, клавесина, фортепиано и 14 струнных.
  • 1988 — Concerto Grosso № 4 = Симфония № 5 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях
  • 1991 — Concerto Grosso № 5 для скрипки, симфонического оркестра и фортепиано (Klavierklange) за сценой
  • 1993 — Concerto Grosso № 6 для скрипки, фортепиано и струнного оркестра в 3 частях

Концерты

  • 1957 — (Скрипичный) Концерт № 1 для скрипки с оркестром в 4 частях: Allegro ma non troppo, Tempo iniziale — Presto — Andante — Allegro scherzando(новая редакция 1962)
  • 1960 — Концерт для фортепиано с оркестром в 3 частях: Allegro — Andante-(attacca)-Allegro
  • 1964 — Музыка для фортепиано и камерного оркестра в 4 частях: Variationi — Cantus firmus — Cadenza-(attacca)-Basso ostinato
  • 1966 — (Скрипичный) Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра. Одночастный
  • 1971 — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный
  • 1979 — Концерт для фортепиано и струнных (одночастный)
  • 1978 — (Скрипичный) Концерт № 3 для скрипки и камерного оркестра в 3 частях: Moderato — Agitato -(attacca)- Moderato
  • 1984 — (Скрипичный) Концерт № 4 для скрипки с оркестром в 4 частях: Andante — Vivo — Adagio (attacca) — Lento
  • 1985 — Концерт для альта с оркестром в 3 частях: Largo — Allegro molto — Largo
  • 1985—1986 — Концерт № 1 для виолончели с оркестром в 4 частях: Pesante moderato — Largo — Allegro vivace — Largo
  • 1987—1988 — Концерт для фортепиано (в 4 руки) и камерного оркестра. Одночастный
  • 1989 — Монолог для альта и струнного (камерного) оркестра. Одночастный
  • 1990 — Концерт [№ 2] для виолончели с оркестром в 5 частях: Moderato (attacca) — Allegro (attacca) — Lento (attacca) — Allegretto vivo (attacca) — Grave
  • 1994 — Концерт для троих: для скрипки, альта, виолончели и струнных с фортепиано в 4 частях: Moderato — [без указания темпа] — Largo — [без указания темпа]
  • 1997 — Концерт для альта № 2 (не опубликован; находится на стадии расшифровки)

Другое

  • Pianissimo для большого оркестра (1967-68)
  • 1966 — Вариации (коллективные) на темы Шестнадцатой симфонии Н. Я. Мясковского для симфонического оркестра. Авторы: М. И. Чулаки, А. Н. Александров, Е. К. Голубев, С. А. Баласанян, В. Г. Фере, Д. Б. Кабалевский, А. Шнитке, А. Николаев, Н. Н. Сидельников, А. Я. Эшпай, Р. К. Щедрин.
  • 1968 — Pianissimo
  • 1972—1978 — In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) в 5 частях: Moderato — Tempo di Valse-(attacca)-Andante — Lento-(attacca)-Moderato pastorale.
  • 1980 — Пассакалия для оркестра
  • 1981 — Гоголь-сюита (Сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»). Оркестровая редакция Г. Рождественского.
  • Увертюра
  • Детство Чичикова
  • Портрет
  • Шинель
  • Фердинанд VIII
  • Чиновники
  • Бал
  • Завещание
  • 1984—1985 — «Ритуал» (Памяти погибших во Второй мировой войне, к 40-летию освобождения Белграда).
  • 1985 — (K)ein Sommernachtstraum (Не по Шекспиру)
  • 1991 — Sutartines для струнного оркестра и ударных
  • 1992 — Hommage à Grieg (Посвящение Григу)
  • 1994 — Симфонический пролог для оркестра
  • 1994 — For Liverpool для оркестра

Камерные произведения

  • Соната для скрипки и камерного оркестра, 1963-67
  • Трио-соната
  • Quasi una sonata для скрипки и камерного оркестра, 1968
  • Сюита в старинном стиле (Suite in the Old Style), 1972
  • Moz-Art a la Haydn, 1977
  • A Paganini
  • Соната для виолончели и фортепиано, 1978 (посв. Наталье Гутман)
  • Соната для скрипки и фортепиано, 1963
  • Соната для скрипки и фортепиано, 1968
  • Соната для скрипки и фортепиано, 1994
  • Соната для виолончели и фортепиано, 1994
  • Струнное трио, 1985
  • 4 струнных квартета (1966, 1980 1983, 1989)
  • Фортепианный квартет, 1988
  • Фортепианный квинтет, 1972—1976
  • Септет, 1981—1982

Вокальные и хоровые произведения

Для солиста (солистов) с сопровождением

  • 1965 — Три стихотворения М. И. Цветаевой для меццо-сопрано и фортепиано.
  • 1972 — Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона (без слов).
  • 1975 — Восемь песен из спектакля «Дон Карлос» для баритона и фортепиано. Текст Ф. Шиллера (в русском переводе).
  • Дурные монахи;
  • Песнь о любви;
  • О театре;
  • Друзьям;
  • Песня мародёров;
  • Надежда;
  • Горная дорога;
  • Прошение.
  • 1977 — «Магдалина» для голоса и фортепиано. Стихи Б. Л. Пастернака (из романа «Доктор Живаго»).
  • 1980 — Три мадригала для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина. Стихи Ф. Танцера.
    • I. Sur une etoile;
    • II. Entfernung;
    • III. Reflection.
  • 1980 — Три сцены для сопрано и ансамбля.
  • 1988 — Drei Gedichte von Viktor Schnittke (Три стихотворения Виктора Шнитке) для голоса и фортепиано.
    • Wer Gedichte macht… (без названия);
    • Der Geiger (Скрипач);
    • Dein Schweigen (Твоё молчание).
  • 1993 — Mutter для меццо-сопрано и фортепиано. Стихи Э. Ласкер-Шюлер (на немецком языке).
  • 1994 — Пять фрагментов по картинам И. Босха для тенора и малого оркестра. Тексты Эсхила и Н. Рёзнера.

Для хора (с сопровождением и без)

  • 1958 — «Нагасаки», оратория для хора и симфонического оркестра в 6 частях.
  • 1975 — Реквием из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос» для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля в 14 частях.
  • 1976 — Der Sonnengesang des Franz von Assisi для 2 смешанных хоров и 6 инструментов. Текст Франциска Ассизского (в немецком переводе).
  • 1980—1981 — Миннезанг для 52 хористов. Тексты миннезингеров XII—XIII столетий.
  • 1983 — Seid nüchtern und wachet… («История доктора Иоганна Фауста»). Кантата для контртенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста из народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте…», изданной И. Шписом в 1587 году; русская версия — эквиритмический перевод В. Шнитке.
  • 1984 — Три хора для смешанного хора a capella.
    • Богородице Дево радуйся;
    • Господи Иисусе Христе;
    • Отче наш.
  • 1984—1985 — Концерт для смешанного хора в четырёх частях на стихи Г. Нарекаци в переводе на русский язык Н. Гребнева, «Книга скорби» (Книга скорбных песнопений), Советакан грох, Ереван, 1977. Глава III, с. 49—63., в 1984 году была написана 3-я часть, а части 1, 2 и 4 — в 1985 году:
    • «О, повелитель сущего всего, бесценными дарами нас дарящий»;
    • «Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью»;
    • «Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов»;
    • «Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим».
  • 1987 — Стихи покаянные для смешанного хора без сопровождения в 12 частях. К 1000-летию крещения Руси. Тексты XVI века. (Первое исполнение — 26 декабря 1988 года, Дом культуры МГУ на Ленинских горах. Государственный камерный хор, дирижёр В. Полянский).
  • Плакася Адамо предъ раемо съдя;
  • Приимя мя, пустыни, яко мати чадо своё;
  • Сего ради нищъ есмъ;
  • Душе моя, душе моя, почто во гръсех пребываеши;
  • Окаянне убогыи человъче!;
  • Зря корабле напрасно приставаема;
  • Душе моя, како не устрашаешися;
  • Аще хощеши победити безвремянную печаль;
  • Воспомянух житие своё клироское;
  • Придъте, христоносении людие;
  • Наго изыдохо на плачь сеи;
  • Без слов.
  • 1989 — Eröffnungvers zum 1. Festspielsonntag (Вступление к первому воскресному празднику) для четырёхголосного смешанного хора и органа.
  • 1991 — Торжественный кант для скрипки, фортепиано, хора и большого симфонического оркестра.
  • 1992 — Agnus dei для 2 сопрано соло, женского хора и камерного оркестра.
  • 1994 — XII. Communio II (Lux Aeterna) из Requiem der Versöhnung (Памяти жертв Второй мировой войны) для смешанного хора и оркестра. Завершено по наброску А. Шнитке Г. Рождественским.

Сочинения для клавишных инструментов

  • 1963 — Прелюдия и фуга для фортепиано
  • 1965 — Импровизация и фуга для фортепиано
  • 1965 — Вариации на один аккорд для фортепиано
  • 1971 — Восемь детских пьес для фортепиано
  • 1979 — Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу для фортепиано в 6 рук
  • 1987 — Соната № 1 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegretto — Lento — Allegro (все части без перерыва)
  • 1990 — Три пьесы для клавесина
  • 1990 — Пять афоризмов для фортепиано (Между пьесами читаются стихи И. А. Бродского.)
  • 1990 — Соната № 2 для фортепиано в 3 частях: Moderato — Lento attacca — Allegro moderato
  • 1992 — Соната № 3 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegro — Lento — Allegro
  • 1994 — Сонатина для фортепиано в 4 руки

Электронная музыка

  • 1969 — Поток (для АНСа)

Музыка к фильмам

  • 1962 — Вступление
  • 1963—1964 — Вызываем огонь на себя
  • 1965 — Похождения зубного врача
  • 1966 — Дневные звёзды
  • 1967
  • Дом и хозяин
  • Комиссар
  • Ангел (киноальманах «Начало неведомого века», новелла первая)
  • 1968
  • Шестое июля
  • Стеклянная гармоника
  • 1969
  • Балерина на корабле
  • Ночной звонок
  • Вальс
  • 1970
  • Белорусский вокзал
  • Дядя Ваня
  • Спорт, спорт, спорт
  • Чайка
  • 1971
  • Ты и я
  • Последний рейс «Альбатроса»
  • Наш Гагарин
  • Шкаф
  • Выше голову
  • 1972
  • Горячий снег
  • На углу Арбата и улицы Бубулинас
  • Бабочка
  • Право на прыжок
  • Чили в борьбе, надежде и тревоге (документальный)
  • 1973
  • Города и годы
  • Былое и думы
  • Трудные дороги мира/Равновесие страха (д/ф)
  • В мире басен
  • 1974
  • Выбор цели
  • Осень
  • Домик в Коломне (телеспектакль)
  • И всё-таки я верю…
  • Агония
  • 1975
  • Рикки-Тикки-Тави
  • Белый пароход
  • 1976
  • Клоуны и дети
  • Восхождение
  • Повесть о неизвестном актёре
  • Приключения Травки
  • Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
  • 1977
  • Счёт человеческий
  • Я к вам лечу воспоминаньем... (м/ф)
  • 1978
  • Отец Сергий
  • Капитанская дочка (телеспектакль)
  • 1979
  • Парадоксы эволюции (документальный)
  • Маленькие трагедии
  • Фантазии Фарятьева
  • Экипаж
  • 1980 — Лариса
  • 1981
  • Звездопад
  • Зачем бабируссе клыки? (д/ф)
  • И с вами снова я
  • 1981
  • Прощание
  • 1982
  • Сказка странствий
  • Крепыш
  • Осень
  • Карандаш и ластик (Весёлая карусель № 12) (используемая музыка)
  • 1984 — Мёртвые души
  • 1985 — Любимец публики
  • 1988
  • Шаг (используемая музыка)
  • Балкон (используемая музыка)
  • 1989
  • Иной (используемая музыка)
  • А это случилось в Виши (телеспектакль)
  • Посетитель музея
  • 1990
  • Я сюда больше никогда не вернусь (используемая музыка)
  • Сфинкс (используемая музыка)
  • Воспоминания без даты
  • 1991 — Палата номер шесть (используемая музыка)
  • 1992 — Присутствие (используемая музыка)
  • 1993 — Владимир Святой
  • 1994 — Мастер и Маргарита
  • 1996
  • Страх (используемая музыка)
  • Чёрное и белое (используемая музыка)
  • Чернобыль. Послесловие (используемая музыка)
  • 1999 — Пришельцам новым (используемая музыка)

Статьи по теории музыки

  • Шнитке Альфред. Статьи о музыке/ Сост. А. В. Ивашкин . М., 2004.

Документальные фильмы о композиторе

  • 1990 — The Unreal World of Alfred Schnittke
  • 1990 — «Я, немецкий композитор из России — Монолог Альфреда Шнитке». Центральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов. Москва
  • 1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (вторая версия — 1998)
  • 2004 — Альфред Шнитке. Дух дышит, где хочет

В театре

  • Unspoken Dialogues, балет Стивена Бэйнса на музыку Первой сонаты

Память

  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BWJ) носил имя «А. Шнитке».
  • 17 августа 2014 года в городе Энгельсе в центре в сквере Шнитке был открыт камень на месте будущего памятника, а на здании бывшей школы № 25 (ныне 1-й отдел энгельсской полиции) открыта памятная доска, на которой написано: «В этом здании бывшей школы № 25 с 1942 по 1946 г. учился великий композитор Альфред Шнитке, почетный гражданин г. Энгельса». Доска выполнена из чёрного карельского гранита, автор её — покровский скульптор Валентин Прасолов.
  • Саратовская областная филармония им. А. Г. Шнитке.
  • Музыкально-эстетический лицей в г. Энгельсе носит имя Альфреда Гарриевича Шнитке.