Краткая биография

Амброз Гвиннет Бирс (англ. Ambrose Gwinnett Bierce, 24 июня 1842 — возможно 26 декабря 1913 или 11 января 1914) — американский писатель, журналист, автор юмористических и «страшных» рассказов.

Участник Гражданской войны в США, Амброз Бирс отличался своеобразной репортёрской резкостью, неуступчивостью и прямолинейностью, которые выступали не только в его статьях и эссе, но и в художественной прозе и поэзии. Из-за этого он заработал прозвище «Беспощадный Бирс» (англ. Bitter Bierce). В старшем возрасте поддерживал и поощрял молодых литераторов, таких как поэт Джордж Стерлинг (1869—1926) и автор «страшных» рассказов Уильям Морроу Чемберз (1854—1923).

В конце жизни Амброз Бирс, разбитый личными трагедиями (преждевременная смерть двух сыновей, развод с женой, проблемы с работодателями), отправился в Мексику, где шла гражданская война. Последнее его письмо домой было датировано 26 декабря 1913, после чего писатель бесследно исчез. Место и время смерти Амброза Бирса и сейчас доподлинно неизвестны.

Литературное наследие Амброза Бирса получило высокую оценку у современников и последователей. Амброз Бирс считается образцовым мастером короткой прозы, а его рассказ «Случай на мосту через Совиный ручей» считается классикой американской литературы.

Жизнеописание

Ранние годы

Амброз Бирс родился 24 июня 1842 года в сельской местности в округе Мейгс, штат Огайо. У его отца было тринадцать детей, и всем детям он дал имена, начинающиеся на букву А: Абигайл, Адиссон, Аврелий, Алмеда, Анна, Амелия, Августин, Андрью, Альберт, Амброз, Артур, Аделия, Аврелия. Воспитывался в г. Элкхарт, штат Индиана. Не исключено, что своё имя будущий писатель получил в честь произведения английского драматурга и писателя Дугласа Джеррольда «Амброз Гвиннетт. Приморская история» (англ. Ambrose Gwinnett, Or, A Sea-side Story: A Melo-drama in Three Acts), который можно было найти в богатой отцовской библиотеке (его отец любил английских публицистов XVIII века, готическую прозу, произведения Лорда Байрона и семейные журналы).

В 1846 году семья переезжает в штат Индиана (сперва в округ Косцюшко, потом Элхарт). Начального и среднего образования Амброз Бирс не получил, но его отсутствие компенсировал естественной любознательностью и любовью к чтению. В это время закладываются основы отношений Амброза с семьей. Между ним и родителями (оба отличались авторитарным характером и подчёркнутой набожностью) сложились тяжелые отношения, в частности, атеизм зрелого Бирса и едкий сарказм и жесткость в его отношении к людям были следствием натянутых отношений с родителями. Зато фигура родного дяди генерала Лýсиуса Вéруса Бирса (1801—1870) для юного Амброза была непоколебимым авторитетом и оставалась таковой в течение всей жизни будущего писателя. В 15 лет Амброз стал подрабатывать в редакции аболиционистской газеты «The Northern Indianan», а ещё за два года идёт в Военный институт Кентукки (по сути военная школа).

Участие в Гражданской войне Севера и Юга

После начала Гражданской войны записался в армию юнионистов (северян), служил в Девятом полку Добровольцев Индианы. В 1862 году был прикомандирован к штабу генерала Уильяма Хейзена, исполнял обязанности топографа и картографа. В июне 1864 года был тяжело ранен в голову в Сражении за гору Каннесо. В начале 1865 года был комиссован, но в следующем году вернулся в армию под начало Хейзена. Участвовал в конной экспедиции на Западные равнины с целью инспекции. В конце 1866 года прибыл в Сан-Франциско.

Журналистская карьера

В Сан-Франциско Бирс получил чин майора и уволился из армии. После войны сменил несколько профессий, пока наконец не нашёл себя в журналистике и политической карикатуре, работая корреспондентом и редактором в газете «News-Letter» и др. Амброз появлялся на страницах газет в качестве колумниста, то есть обозревателя, который даёт оценки сложившейся политической ситуации в стране или событиям за границей.

25 декабря 1871 года Бирс женился на Мэри Эллен Дей. В 1872 году уехал вместе с женой по заданию редакции в Лондон. В то время в Великобритании были очень популярны американские писатели и там один за другим издаются три сборника рассказов Бирса. В Туманном Альбионе он за свои язвительные статьи заслужил прозвище «Бирс с горчинкой» (Bitter Bierce; по аналогии с Bitter Beer — «горькое пиво»). В 1876 вернулся в США и стал работать в газете «The San Francisco Examiner» (Сан-Франциско), а затем переехал в Дедвуд (Северная Дакота).

Личная жизнь

Однако профессиональный успех не доставлял Бирсу удовлетворения, ибо у него возникли неприятности в личной жизни. В 1889 году старший сын Бирса погиб на дуэли из-за женщины, а младший сын, Ли, умер в Нью-Йорке в марте 1901 года от пневмонии. В 1904 году жена Бирса, Мэри, ушла от него, а несколькими месяцами позже, 27 апреля 1905 года, она умерла. Писатель тяжело переживал её смерть.

Исчезновение (версии гибели)

В конце 1913 года немолодой писатель отправился на юг США, чтобы посетить места своих былых сражений. Он проследовал через Луизиану и Техас, затем направился в Мексику, где тогда бушевала революция. В городе Сьюдад-Хуарес писатель присоединился к армии Панчо Вильи в качестве обозревателя. Своё последнее письмо другу Бирс отправил 26 декабря 1913 года, после чего его следы теряются. Обстоятельства этого исчезновения — одного из самых загадочных в истории США — так и остались необъяснёнными. Последними строками его последнего письма были:

Что касается меня, то я отправляюсь отсюда завтра в неизвестном направлении.
Оригинальный текст (англ.)  
As to me, I leave here tomorrow for an unknown destination."

— Амброз Бирс, 26 декабря 1913 г.

Некоторые источники также считают возможной датой смерти писателя 11 января 1914 года, то есть день битвы при Охинаге (исп. Ojinaga), однако достоверных источников, указывающих на участие Бирса в той битве, также нет.

Существует также версия, согласно которой вечером 26 декабря 1913 года Амброз Бирс был взят в плен правительственными солдатами, которые вывезли его в мексиканскую пустыню и по приказу своего командира без суда казнили (расстреляли) там как обычного повстанца. Во всяком случае в пользу этой версии говорят записи 11-го полка мексиканской армии под командованием Антонио Пичете, которые сообщали, что в тот вечер группа из 10 солдат захватила неизвестного «старика-гринго», вооружённого револьвером, который отказался разговаривать с офицером, за что был немедля отвезён на 2 километра от расположения полка и расстрелян. После чего тело его было зарыто в яме.

Согласно другой версии, в тот же вечер 26 декабря 1913 года в посёлке Сьерра-Мохада в штате Коауила недалеко от границы с США, местные жители видели, как пьяный «старик-гринго» ругался с офицером, возглавляющим элитный эскадрон «Дорадос» повстанческой армии. Вскоре после этого он был расстрелян несколькими бойцами этого подразделения у стены местного кладбища. В пользу этой версии можно сказать, что писатель, обладавший слабостью к алкоголю и вспыльчивым характером, вполне мог напиться в местном баре и поругаться с офицером, за что мог быть объявлен предателем и казнен без суда.

Представление в массовой культуре тайны исчезновения Бирса

  • Обстоятельства исчезновения легли в основу романа Карлоса Фуэнтеса «Старый гринго» (1985). Режиссёр Луис Пуэнсо снял по роману художественный фильм "Старый гринго" (США, 1989), в котором роль Амброза Бирса исполнил Грегори Пек
  • Тема исчезновения Бирса обыгрывается в фильме «От заката до рассвета 3: Дочь палача», где писателю уделяется одно из центральных мест в сюжете фильма. Роль сыграл актер Майкл Паркс.
  • Исчезновение Бирса упоминается в романе Говарда Лавкрафта «Таящийся у порога».
  • Роберт Хайнлайн в повести «Утраченное наследие» (1940) сделал Бирса бессмертным хранителем эзотерического знания и главой общины Хранителей на горе Шаста. Устав от жизни среди людей, он вернулся на гору.
  • Роберт Блох в своем рассказе «Люблю блондинок» (1956) также представляет своеобразную версию исчезновения Амброза Бирса.
  • Своеобразная версия исчезновения писателя приводится также в фантастическом рассказе Джеральда Керша «Секрет бутылки» («The Secret of the Bottle»; 1958). Этот рассказ получил премию «Эдгар».

Творчество

Первый рассказ «Долина призраков» Бирс напечатал в 1871 году в журнале «Оверленд Мансли». На страницах этого журнала совсем недавно прославился Брет Гарт. Дебют Бирса, как и первый его сборник рассказов «Самородки и пыль» (1872), не был замечен. Другие сборники тоже не принесли популярности. В 1909—1912 годах публикуется первое и единственное собрание сочинений в двенадцати томах. Тираж — двести пятьдесят экземпляров, но и он не расходится.

В своём творчестве Бирс продолжает традиции американской новеллы. В «страшных» рассказах («Смерть Хэлпина Фрейзера», «Человек и змея», «Соответствующая обстановка», «Проклятая тварь») Бирс всегда доводит ужас до самого предела. К «страшным» рассказам примыкают рассказы о Гражданской войне («Случай на мосту через Совиный ручей», «Убит под Ресакой», «Паркер Аддерсон, философ»). Хотя Бирс воевал на стороне северян, но в рассказах его не интересует идеология. Война — это абсурд: абсурдная гибель, абсурдная жестокость, абсурдная храбрость. Юмористические рассказы Бирса саркастичны и далеки от светлого юмора его современника О. Генри («Сальто мистера Свиддлера»). Книга «Словарь Сатаны» — это собрание язвительных афоризмов на разные темы, размещённых в виде словаря. Личность и творчество Амброза Бирса во многом перекликается с его французским современником и коллегой, Альфонсом Алле (1854—1905).

Влияние Бирса признавали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Хорхе Луис Борхес и Варлам Шаламов.

Лавкрафт об Амброзе Бирсе

Говард Лавкрафт в своей статье «Сверхъестественный ужас в литературе» говорит вот что:

Ближе к настоящему величию был эксцентричный и мрачный журналист Амброз Бирс, который родился в 1842 году и тоже участвовал в Гражданской войне, но уцелел и написал несколько бессмертных рассказов, а потом исчез в 1913 году в загадочном тумане, словно сотворенном его собственной жутковатой фантазией. Бирс был известным сатириком и памфлетистом, однако своей литературной репутацией он обязан мрачным и жестоким рассказам; большая их часть так или иначе связана с Гражданской войной и составляет самую яркую и достоверную картину, какую когда-либо это событие имело в литературе. Если по справедливости, то все рассказы Бирса принадлежат литературе ужаса; и, если многие из них имеют дело лишь с физическим и психологическим ужасом внутри Природы, то самые значительные предполагают сверхъестественное зло и составляют значительный вклад в американский фонд литературы о сверхъестественном.

Экранизации

  • Короткометражный фильм «Совиный ручей» (La rivière du hibou, реж. Р. Энрико, Франция, 1962), премия «Оскар» 1963 года в номинации «Лучший короткометражный фильм».
  • Ambrose Bierce: Civil War Stories, США, 2006. Экранизованные рассказы: One Kind Of Officer; Story Of A Conscience; An Occurrence At Owl Creek Bridge. Транслировался в России под названием: Мост через Совиный ручей и другие истории Амброза Бирса о гражданской войне. Роль писателя там исполнил актёр Кэмпбелл Скотт.

Библиография

  • 1872 — Самородки с песком, намытые в Калифорнии (Nuggets and Dust Panned out in California)
  • 1872 — Бесовские восторги (The Fiend’s Delight)
  • 1874 — Паутина из пустого черепа (Cobwebs from an Empty Skull)
  • 1877 — Танец смерти (The Dance of Death)
  • 1891 — В гуще жизни (In the Midst of Life)
  • 1892 — Черные жуки в янтаре (Black Beetles in Amber)
  • 1892 — Монах и дочь палача (The Monk and the Hangman’s Daughter)
  • 1893 — Может ли это быть? (Can Such Things Be?)
  • 1899 — Фантастические басни (Fantastic Fables)
  • 1909 — Тень на циферблате (The Shadow on the Dial)
  • 1909 — Собрание сочинений (Collected Works)
  • 1911 — Словарь Сатаны (The Devil’s Dictionary)

Переводы на русский

  • Настоящее чудовище. — Л., 1926.
  • Рассказы. — М., 1938.
  • Словарь сатаны и рассказы. — М.: Художественная литература, 1966.
  • Заколоченное окно. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1989.
  • 10 смертей Амброза Бирса. — Тверь: Издательство Тверского ОК КПСС, 1991.
  • Ловец человеков: Мистические рассказы. — М.: Республика, 1993.
  • Может ли это быть? — М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1995.
  • Страж мертвеца. — СПб: Кристалл, 2000.
  • Словарь сатаны. Рассказы. — М.: Центрполиграф, 2003.
  • Диагноз смерти. — М.: Центрполиграф, 2003.
  • Лексикон циника. — М.: Спецкнига, 2006.
  • Собрание рассказов. - М.: АСТ, 2014.

Литература

  • Танасейчук А.Б. Амброз Бирс. Ранние годы. - Саранск, 2005. - 168 с. -
  • Roy Morris Jr. Амброз Бирс: Один в плохой компании = Ambrose Bierce: Alone in Bad Company. — OUP USA, 1999. — 320 с.