Краткая биография

Рейхани Амин ибн Фарис - известный ливанский философ, мыслитель, поэт, просветитель - родился в 1876 г.; его отцом был средней руки помещик. С 1888 г. биография Рейхани связана с США, куда перебралась его семья. В этой стране он после окончания колледжа стал студентом Колумбийского университета, где учился на юридическом факультете. В эти годы особый интерес у него вызывали сочинения Руссо, Ницше, Вольтера; особое значение для формирования его мировоззрения, взглядов в сфере социальных отношений имело знакомство с творческим наследием Карлейля.

Под влиянием их творчества Рейхани превратился в убежденного атеиста. Его возвращение на родину состоялось в 1904 г., где он начал выступать с идеей стремления каждого человека к личному совершенствованию; его теория была близка по духу взглядам Л. Толстого. Романы «Лилия дна» (1915) и «Вне гарема» (1917) стали своеобразным манифестом его этико-философских убеждений.

В 1922-1924 гг. публиковалось его сочинение «Ар Рейханият». В этот четырехтомник вошли речи, эссе, статьи, стихотворения в прозе, которые в большинстве своем носили автобиографический характер. Красной нитью через все эти разножанровые работы проходила мысль о братстве арабских народов.

Покинув родину, Рейхани отправился в Северную Африку, совершая поездки по арабским государствам. Везде его принимали чрезвычайно тепло, видя в нем крупного мыслителя, философа, а также главного идеолога единства арабского мира. Впечатления, фактический материал о путешествии стал основой для книги, опубликованной в 1924 г. под названием «Арабские правители». В творческое наследие Рейхами, помимо крупных работ, входят также путевые очерки, посвященные природным красотам Ирака и Ливана («Сердце Ливана» (1924), «Сердце Ирака» (1935)). Литературным произведениям этого ливанского автора свойственны философичность, глубина содержания, патриотическая направленность, желание отыскать истину.

Философская концепция мироздания, выдвинутая Рейхани, представляет собой систему триад. Так, человек является единым целым души, тела и разума, объективный мир вокруг него - это единство времени, пространства и материи. Общественный процесс, с точки зрения философа, не что иное, как совершенствование личности. Рейхани называет 4 этапа развития человеческого общества, которые оно проходит последовательно: патриархат, деспотизм, конституционный режим, и, наконец, высшей формой общественного устройства философ считал социализм. Прийти к идеальному обществу, по Рейхани, можно путем не только самосовершенствования, но и общего просвещения - вполне допустимы и революционные методы справедливой борьбы. Рейхани, с одной стороны, ратовал за единение достижений цивилизаций Запада и Востока, но в то же время активно пропагандировал арабский национализм, был первым среди арабов, кто критиковал образ жизни капиталистической Америки. Вместе с тем жесткой критике им подвергались феодальная реакция и застой. Умер Рейхани Амин ибн Фарис в 1940 г.

Биография из Википедии

Амин Фарис Антун ар-Рейхани (араб. أمين فارس أنطوان الريحاني ) (1876, Фурейка, Ливан — 1940) — ливанский писатель.

Родился в семье землевладельца.

С 1888 года жил в США, где учился на юридическом факультете Колумбийского университета.

После возвращения на родину в 1904 году пропагандировал идею слияния цивилизаций Востока и Запада.

Автор романов "Лилия дна" (1915) и "Вне гарема" (1917).

Этико-философские взгляды выражены в сборнике "Рейханият" (в 4-х томах, 1922‒1923), куда вошли эссе, статьи, речи и стихотворения в прозе, большей частью автобиографического характера. Здесь вместе с призывами к братству людей описывается тяжёлая жизнь арабов на чужбине, критикуется американская действительность, воспевается природа Ливана, ("Сердце Ливана", 1924).

Поездки по арабским странам дали материал для книг "Арабские правители" (1924), "Современная история Неджда" (1927), "Сердце Ирака" (1935), повлиявших на арабскую публицистику.

Публикации в русском переводе

  • В сборнике: Арабская проза. — М., 1958.
  • В сборнике: Рассказы писателей Ливана. — М., 1958.