Краткая биография

Анахарсис – скифский царевич, сын правителя Гнура, годы жизни которого установлены лишь приблизительно и отличаются в разных источниках. Прославился он благодаря путешествию в Древнюю Грецию, насыщенному встречами с известными людьми – самим греческим правителем Солоном, Токсаром (Токсарисом) – знатным человеком, тоже родом из скифов, почитаемого в качестве врача и просто мудрого человека. Путешествие сына скифского царя не ограничилось одними Афинами, он ездил и по другим городам и странам. В частности, есть сведения, что был он и у легендарного царя Лидии Креза.

Анархасис был не простым путешественником, и дело не в его царственном происхождении. Он произвел на греков огромное впечатление пытливым умом, мудростью суждений и речей. Всего ему приписывается порядка пяти десятков высказываний, попавших в анналы истории и посвященных самым разным сторонам человеческой жизни – от быта до общественного устройства. Принцип, пропаганда которого содействовала ему в обретении известности, - это умеренность буквально во всем, здоровая простота.

Во многом из-за него сегодня довольно сложно доподлинно определить, что в его биографии является фактом, а что вымыслом. Образ Анархасиса позднее оказался идеализированным: в нем видели дитя варварской жизни, выросшее в естественных условиях, человека, далекого от греческих нравов, делающих людей излишне утонченными, развращающих их. Намного позднее, в XVIII в., образ скифского царевича стал опять востребованным у Ж.-Ж. Руссо, мыслителей, разделяющих его взгляды.

С подачи древнегреческой школы философов-киников он превратился в культового героя, был причислен к сонму семи национальных мудрецов. Легенда утверждает, что именно Анахарсису человечество обязано изобретением якоря, паруса, трута и усовершенствованного гончарного круга. Под его именем известны десять писем, адресованных правителям различных государств, однако ученые склонны считать, что они написаны намного позднее, в III-I вв. до н. э. и никак не могут принадлежать скифскому царевичу.

О дальнейшей судьбе философа и его гибели нам известно из трудов Геродота. Путь возвращавшегося домой Анахарсиса лежал через остров Кизик, жителями которого как раз отмечался праздник в честь Матери Богов. Торжественный обряд произвел на скифа настолько сильное впечатление, что он дал обет совершить точно такой же в случае благополучного возвращения. Добравшись до родных берегов, он направился в Гилею – покрытую лесами местность, считавшуюся священной. Увесив себя крохотными изображениями греческой богини и вооружившись медными тарелками, он стал повторять ночной обряд, увиденный у эллинов. За этим занятием его застал агент скифского правителя Савлия и поспешил с докладом. Прибывший на место царь – родной брат Анахарсиса – лично убедился в том, что тот осквернил священное место обрядом в честь чужих божеств. Жизнь любимца греков оборвала выпущенная из лука стрела.