Краткая биография

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский (12 мая 1933 года, Москва — 1 июня 2010 года, Переделкино, ныне Москва) — советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Один из известнейших поэтов середины XX века, т.н. шестидесятников. Также известен как поэт-песенник.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903—1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать — Антонина Сергеевна (1905—1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провёл часть детства. Во время Великой Отечественной войны Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941—1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич писал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра!»

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт. Сорок шесть лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).

Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в 1960 году и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник — «Парабола» — почти одновременно вышел в Москве. Оба сборника сразу стали библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:

Пожар в Архитектурном!

Пылайте широко, Коровники в амурах,
Райклубы в рококо!

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 1960-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша».

Фотография Анастасии Федоренко
Андрей Вознесенский и Константин Кедров

В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле, Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, — например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами: «Слушай \ Же \Не ке ге бе \ Ву \ Па \ Не ке ге бе Ву \ Понимаешь \ Ты \ Же», — намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

Поэт неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений:

  • 1961 — Польша;
  • 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 — США;
  • 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 — Италия;
  • 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 — Франция;
  • 1967, 1977, 1983 — ФРГ;
  • 1971 — Канада;
  • 1964, 1966, 1977, 1981 — Великобритания;
  • 1973 — Австралия;
  • 1978 — Болгария;
  • 1981 — Мексика
и мн. др.

В США Вознесенский приобрёл особую популярность, сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:

В Америке, пропахшей мраком,
Камелией и аммиаком…

Пыхтя, как будто тягачи,
За мною ходят стукачи…

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» («Не славы и не коровы…») на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е годы Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.

В 2000—2002 годах издательство «Вагриус» выпустило собрание сочинений Вознесенского в 5 томах, которое затем было дополнено тремя томами: 5+ (2003), 6 (2005) и 7 (2009).

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Общественная позиция

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

Болезнь и смерть

Ещё в 1995 году в клинике Бурденко поэту поставили диагноз — болезнь Паркинсона. Поначалу у Вознесенского начал пропадать голос, затем слабеть мышцы горла и конечностей. Недуг поэта подтвердила его жена Зоя Богуславская.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года, на 78-м году жизни, у себя дома в дачном посёлке Переделкино. Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника. Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание Андрея Вознесенского по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Поэта похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Могила А.А.Вознесенского на Новодевичьем кладбище МосквыМогила А. А. Вознесенского на Новодевичьем кладбище Москвы

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
  • В 1978 году в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой вклад в развитие отечественной литературы.
  • Орден Трудового Красного Знамени (1983).
  • Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) (посмертно) — за книгу «Тьмать».
  • Государственная премия СССР (1978) — за книгу стихов «Витражных дел мастер» (1976).
  • А. А. Вознесенский являлся почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
  • Почётный доктор СПбГУП с 1998 года.
  • Золотой Почётный знак «Общественное признание» (2003).
  • Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

В культуре

  • Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984).
  • В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген).
  • Поэт неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.
  • На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвящённое Софии Ротару стихотворение «Голос».
  • Песня Оскара Фельцмана в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 1990-х, известна с конца 1960-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. Эту песню в разное время исполняли Нина Дорда и ВИА «Весёлые ребята». На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.
  • Андрей Вознесенский упоминается (и, по свидетельству очевидцев, относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):

Не учи собаку летать,
Не корми конфетами рыб
И не читай Вознесенского вслух —
Это очень смешно,

Очень смешно.
  • Андрей Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»). Известная статья А. А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.
  • Поэт является автором текста песни «Миллион алых роз», ставшей в исполнении Аллы Пугачёвой едва ли не самой популярной песней всего Советского Союза в 1980-х годах.

О творчестве

Вознесенский оставил богатейшее поэтическое наследие — и силлабо-тонические стихи, и верлибры, и поэмы «Мастера», «Авось!», «ru», «Комп-ра», «Часовня Ани Политковской», «Большое заверещание»... А.В. Делал превосходные видиомы, работал в жанре заумной поэзии («Улёт 1», «Улёт 2», «Дерево Бо»), писал стихопрозу.

Особый разговор — версификационное мастерство поэта. Его излюбленные приёмы — усечённая строчка (в данном случае он наследник по прямой Андрея Белого), стремительная перемена ритма в жёстких границах одного стихотворения. Его характерный размер — раешный стих, хотя поэт не чурался и более привычных ямба и хорея...

На то Вознесенский и поэт, что при всём своём авангардизме (на мой взгляд, условном) он остался художником пушкинской традиции, ни на секунду не забывавшим о том, что дано из основных предназначений поэта не только, как он сам пишет, «демонстрация языка», но и — «милость к падшим». Не только любовь к ближнему, но и «любовь к неближнему» — вот основной лейтмотив поэзии Вознесенского.

— Евгений Степанов

Библиография

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984, 75 000 экз.
  • Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). — М.: Вагриус, 2000—2009

Сборники

2003. А. Вознесенский (крайний слева) на открытии выставки в РНБ. Правее: Д. Гранин, Б. Парыгин, Т. Голубева, Н. Никандров, Б. Никольский, О. Кулиш, Э. Рязанов, М. Шмаков2003. А. Вознесенский (крайний слева) на открытии выставки в РНБ. Правее: Д. Гранин, Б. Парыгин, Т. Голубева, Н. Никандров, Б. Никольский, О. Кулиш, Э. Рязанов, М. Шмаков
  • Мозаика: Стихи и поэмы. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1960. — 72 с. (1 л. с портр.)
  • Парабола: Стихи. — М.: Советский писатель, 1960. — 90 с.
  • "40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша». — М.: Советский писатель, 1962.
  • Антимиры: Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1964.
  • Мой любовный дневник. — London: Flegon Press, 1966. (без ведома автора)
  • Ахиллесово сердце: Стихи. / Худож. В. Медведев // Послесл. Л. Скорино. — М.: Художественная литература, 1966. — 280 с. — 100 000 экз.
  • Стихи. — М.: Художественная литература, 1967. — 64 с. (Россия — Родина моя: Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках)
  • Тень звука: Стихи. / Худож. Вл. Медведев // Вступ. статья В. Катаева. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 264 с. (Тираж 90 000, 10 000 экз.)
  • Взгляд: Стихи и поэмы. / Худож. Вл. Медведев. — М.: Советский писатель, 1972. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выпусти птицу!: Стихи и поэмы. — М.: Современник, 1974. — 248 с. (Портр.)
  • Дубовый лист виолончельный: Избранные стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1975. — 604 с., ил. — 100 000 экз.
  • Витражных дел мастер: Стихи. / Худож. В. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 336 с. 1 л. с портр. — 130 000 экз. (Государственная премия СССР, 1978)
  • Витражных дел мастер: Стихи. — М.: Советский писатель, 1980. — 304 с. (В пер.) — 150 000 экз. (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР)
  • Соблазн: Стихи и поэма — М.: Советский писатель, 1978. — 208 с.
  • «Избранная лирика». — М.: Детская литература, 1979. — 160 с., 100 000 экз.
  • «Безотчётное». — М.: Советский писатель, 1981
  • «Иверский свет». — Тбилиси: Мерани, 1984
  • «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». — М.: Советский писатель, 1984. — 496 с., 200 000 экз.
  • «Ров. Стихи и проза». — М.: Советский писатель; 1987, 1989 (II издание)
  • «10, 9, 8, 7…». — М.: Правда, 1987. — 48 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 46)
  • «Аксиома самоиска». — М.: ИКПА, 1990. — 562 с., 200 000 экз.
  • «Россія, Poesia». — М.: Правда, 1991. — 45 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 30)
  • «Стихотворения и поэмы». — М.: Молодая гвардия, 1991. — 176 с.
  • «Видеомы. Стихи, визуальные объекты, проза». — М.: РИК Культура, 1992. — 392 с.
  • «Гадание по книге». — М.: Аргументы и факты, 1994
  • «Не отрекусь». — Минск: БелАДИ, 1996. — 319 с.
  • «Casino „Россия“» (1997)
  • «На виртуальном ветру». — М.: Вагриус, 1998, 2006
  • «Страдивари сострадания». — М.: Эксмо-пресс, 1999
  • «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе». — Екатеринбург: У-Фактория, 1999
  • «Жуткий Crisis Супер стар. Новые стихи и поэмы, 1998—1999». — М.: Терра, 1999. — 221 с.
  • «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)
  • «Девочка с пирсингом».— М.: Терра, 2000
  • «Лирика» (2000)
  • «Моя Россия» (2001)
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2001
  • «Лирика» (2003)
  • «Избранное» (2003)
  • «Возвратитесь в цветы!» (2004)
  • «Избранное» (2006)
  • «Стихотворения» (2006)
  • СтиXXI. — М.: Время, 2006. — 248 с.: ил. — (Поэтическая библиотека)
  • Стихотворения — М.: Эксмо, 2007. — 478 с.: С портр. — (Всемирная библиотека поэзии) (В пер.)
  • Тьмать. — М.: Время, 2008. — 608 с.; цв. ил. (В пер.)
  • Ямбы и блямбы: книга стихов. — М.: Время, 2010. — 176 c.: с ил. — (Поэтическая библиотека)
  • «Стихотворения и поэмы». В 2 т. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Г. И. Трубникова — СПб., Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. — (серия «Новая Библиотека поэта»)
Это первое академическое издание произведений поэта.

Поэмы

  • «Мастера» (1959)

Основа поэмы — пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении их царём Иваном Грозным.

  • «Лонжюмо» (1963)

Посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.

  • «Оза» (1964)

Основные темы: защита личности от бездушной роботизации, любовь и борьба за неё в век великих катаклизмов.

  • «Авось» (1972)

Рок-опера «Юнона и Авось» по поэме была поставлена в 1981 году. Прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.

  • Вечное мясо (1977)

Фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

  • Андрей Полисадов (1979)

История прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.

  • «Ров» (1986)

Посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.

  • «Россия воскресе» (1993)

Проза

  • Мемуарная проза, публицистика
  • Книга «Прорабы духа» (1984)

Песни на стихи А. Вознесенского

  • «Алло» (музыка — Михаил Литвин, исполнители — группа «Рондо»)
  • «Анафема» (музыка — Валерий Ярушин, исполнители — ансамбль «Ариэль»)
  • «Апрель» (музыка — Евгений Мартынов, исполнитель — Евгений Мартынов)
  • «Благодарю» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
  • «В мире друзей» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин)
  • «В моей стране» (музыка — Дмитрий Варшавский, исполнители — группа «Чёрный кофе»)
  • «В моей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Оскар Фельцман, исполнитель — Мария Пахоменко)
  • «Вальс при свечах» (музыка и исполнитель — Сергей Никитин)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Сергей Бальцер, исполнитель — Сергей Бальцер)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Вячеслав Малежик, исполнитель — Вячеслав Малежик)
  • «Верни мне музыку» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — София Ротару. Песню также исполняли Карел Готт, Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Раиса Мкртчян, Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров)
  • «Верую в тебя» (музыка и исполнитель — Евгений Мартынов)
  • «Где ваша могила?» (музыка — Альфред Шнитке, исполнитель — Валерий Золотухин)
  • «Год любви» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Ара Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев)
  • «Голая богиня» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
  • «Дальняя песня» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
  • «Два стрижа» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Ольга Пирагс, также исполняла Алла Пугачёва)
  • «Двенадцать дней» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Абдулов)
  • «Дуэт» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Айя Кукуле)
  • «Загляжусь ли на поезд» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
  • «Запомни этот миг» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
  • «Затмение сердца» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)
  • «И в твоей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
  • «Исповедь» (музыка — Валерий Пак, исполнитель — Валерий Пак)
  • «Исповедь мореплавателя» (музыка — А. Йосифов, исполнитель — Йорданка Христова)
  • «Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка — Оскар Фельцман, первые исполнители — ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко)
  • «Любовь бросить невозможно» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Ара Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян)
  • «Москва-река» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Людмила Зыкина)
  • «Меняю» (музыка — Виктор Резников, исполнители — Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой»)
  • «Миллион алых роз» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Алла Пугачёва)
  • «Милый мой друг» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, первый исполнитель — Дмитрий Бикчентаев, исполняли также Т. Клестова и И. Васин)
  • «Муза» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Валерий Леонтьев)
  • «Муравей» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, исполнитель — Дмитрий Бикчентаев)
  • «Над пашней сумерки не резки» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
  • «Начни сначала» (музыка — Евгений Мартынов, первый исполнитель — Евгений Мартынов, также исполняла София Ротару)
  • «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — Галина Беседина и Сергей Тараненко)
  • «Не забудь» (музыка — Виктор Резников, исполнители — бит-квартет «Секрет», из к/ф «Как стать звездой»)
  • «Не исчезай» (музыка — Микаэл Таривердиев, первый исполнитель — Иосиф Кобзон, также исполняли Галина Беседина и Сергей Тараненко)
  • «Не трожь человека, деревце» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
  • «Новые московские сиртаки» (музыка — Олег Нестеров, исполнители — группа «Мегаполис»)
  • «Ностальгия» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
  • «Ностальгия по настоящему» (музыка — Стас Намин, исполнители — группа Стаса Намина)
  • «Особый друг» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — София Ротару)
  • «Ода сплетникам» (музыка — Владимир Высоцкий, исполнитель — Владимир Высоцкий)
  • «Памяти поэта» (музыка — Давид Тухманов, первый исполнитель — Александр Евдокимов, также исполнял Валерий Леонтьев)
  • «Парижский снег» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Ара Бабаджанян)
  • «Певец» (музыка — Вадим Байков, исполнитель — Вадим Байков)
  • «Первый лёд» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
  • «Песня акына» (музыка — Владимир Высоцкий, исполнитель — Владимир Высоцкий)
  • «Песня на „бис“» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Алла Пугачёва)
  • «Песчаный человек» (музыка — Давид Тухманов, исполнители — группа «Электроклуб»)
  • «Плачет девочка в автомате» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — Нина Дорда, ВИА «Весёлые ребята» (под названием «Первый лёд»), Евгений Осин)
  • «Подберу музыку» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Яак Йоала, также исполняли Александр Малинин, Валерий Меладзе, Руслан Алехно)
  • «Полюбите пианиста» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)
  • «Пушинка белая» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Валентина Толкунова, также исполняла Анна Литвиненко)
  • «Разлука» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
  • «Ресторан качается» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
  • «Свадебная цыганочка» (музыка — В. Кеслер, исполнитель — Юрий Богатиков)
  • «Свеча» (музыка — А. Йосифов, исполнитель — Йорданка Христова)
  • «Свисаю с вагонной площадки» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
  • «Севернее всех» (музыка — Александра Пахмутова, исполнитель — Лев Лещенко)
  • «Сидишь беременная, бледная» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин)
  • «Скрипка Паганини» (музыка — Карел Сво́бода, З. Боровец, исполнитель — Карел Готт)
  • «Снег в октябре» (музыка — Сергей Бальцер, первый исполнитель — Сергей Бальцер, исполняли также Т. Клестова и И. Васин, ансамбль «Уленшпигель» (последний — под названием «Снежное сожаление»))
  • «Старый Новый Год» (музыка — Стас Намин, исполнители — группа Стаса Намина)
  • «Старый Новый Год» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, исполнитель — Дмитрий Бикчентаев)
  • «Танец на барабане» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — София Ротару, также исполнял Николай Гнатюк)
  • «Такое же» (музыка — Виктор Резников, исполнитель — Виктор Резников)
  • «Тишины хочу» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
  • «Ты меня не оставляй» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Валентина Легкоступова, также исполняла Алла Пугачёва)
  • «Убил я поэму» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
  • «Улетаешь, милый…» (музыка — Мишель Легран, исполняет Людмила Сенчина)
  • «Человек-магнитофон» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Валерий Леонтьев)
  • «Человек породы Сенбернар» (музыка — Владимир Мигуля, исполнитель — Михаил Боярский)
  • «Шарф мой, Париж мой» (музыка — Михаил Барашев, исполнитель — ансамбль «So-Net»)
  • «Я — Гойя» (музыка — Александр Градский, исполнитель — Александр Градский)
  • «Я друга жду» (музыка — Юрий Чернавский, исполнитель — Михаил Боярский)
  • «Я тебя никогда не забуду» (музыка — Алексей Рыбников, первый исполнитель — Геннадий Трофимов, в спектакле, а затем и на концертах исполнял Николай Караченцов; также исполняли Евгений Шаповалов и трио «Меридиан»; сейчас в спектакле исполняет Виктор Раков и Дмитрий Певцов)
  • Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“» (музыка — Алексей Рыбников)
  • «90%» (музыка — Арам Манукян, исполнители — Арам Манукян и рок-дуэт «Hay Lao»)

Литература

Андрей Вознесенский СТИХОТВОРЕНИЯАндрей Вознесенский СТИХОТВОРЕНИЯ
  • Анджей Дравич. Партия стучит кулаком по столу/Поцелуй на морозе- с. 33, 51 (илл. после 51) — 53, 61. Перевод с польского М. Малькова. Спб., 2013, электр. изд., испр. и дополн.
  • И. Вирабов. Андрей Вознесенский. — М.: Молодая гвардия, 2015 (серия «Жизнь замечательных людей»)
Это первая объёмная биография поэта. Она вошла в шорт-лист премии «Большая книга», однако встретила и резкую критику с обвинениями не только в стилистической глухоте, но и в откровенной неэтичности.

Память

  • В 2013 году в Москве на доме, где в 1966—2010 годах жил Вознесенский, установлена мемориальная доска.