Краткая биография

Анни Бе́зант (англ. Annie Besant, урождённая Вуд (англ. Wood), 1 октября 1847, Клэпхэм, Лондон — 20 сентября 1933, Адьяр, Индия) — известный теософ, борец за права женщин, писатель и оратор, сторонница независимости Ирландии и Индии.

Анни Безант в 1897 годуАнни Безант в 1897 году

В 20-летнем возрасте вышла замуж за Франка Безанта, однако вскоре развелась с ним по религиозным соображениям. Переехав в Лондон, стала известным оратором вНациональном секулярном обществе , писательницей и близким другом Чарльза Брэдлоу. В 1877 году Безант и Брэдлоу подверглись преследованиям за публикацию книги Чарльза Нолтона , посвящённой контролю за рождаемостью. Благодаря скандалу вокруг этого дела, Безант и Брэдлоу получили известность, в 1880 году Брэдлоу был избран в парламент от Нортхэмптона.

Анни Безант принимала участие в организации громких политических акций, включая демонстрацию «Кровавое воскресенье»  в 1887 году и забастовку работниц спичечной фабрики в Лондоне в 1888 году. Была активным членом Фабианского общества и марксистской Социал-демократической федерации , избрана в Школьный комитет Лондона , несмотря на то, что подавляющее большинство женщин в то время не обладало правом голоса.

В 1890 году, после встречи с Еленой Блаватской, заинтересовалась теософией. Путешествовала по Индии, в 1898 году приняла участие в организации Центрального колледжа Хинду .

В 1902 году основала международный масонский орден в Англии и в течение нескольких последующих — масонские ложи в различных частях Британской империи.

В 1908 году Анни Безант стала президентом Теософского общества и начала его переориентацию с буддизма в сторону индуизма. Принимала активное участие в политической жизни Индии, вошла в Индийский национальный конгресс. С началом Первой мировой войны стала одним из организаторовЛиги самоуправления Индии , начавшей кампанию за демократизацию Индии и приданию ей статуса доминиона Британской империи. Кульминацией кампании стало избрание Анни Безант президентом Индийского национального конгресса в конце 1917 года. С этого момента и до самой своей смерти в 1933 году она возглавляла компанию за независимость Индии.

Сотрудничество с Ледбитером

А. Безант и Ч. Ледбитер в Лондоне (1901).А. Безант и Ч. Ледбитер в Лондоне (1901).

В 1894 году А. Безант познакомилась с Ч. Ледбитером, бывшим англиканским священником, который вскоре стал «известным экстрасенсом Теософского Общества». Работая с Ледбитером, она развила своё собственное «психическое видение тонких миров и прошлых жизней». Для неё это сотрудничество было очень важно, потому что оно предоставило ей «эмпирические доказательства, опровергающие атеизм». Начиная с 1895 года, Безант и Ледбитер исследовали прошлые жизни теософов и «тонкую материю вселенной» и опубликовали такие книги, как «Оккультная химия» и «Мыслеформы».

По мнению Р. Эллвуда, книга «Мыслеформы» (1901), которую Ледбитер написал, сотрудничая с Безант, оказала «заметное влияние на современное искусство». Здесь «тонкие энергетические структуры», порождаемые различными эмоциями и чувствами, в интерпретции исследователей-ясновидцев были наглядно показаны посредством ярких цветных иллюстраций.

Результаты своих исследований прошлых жизней Безант и Ледбитер опубликовали в 1913 году в книге «Человек: откуда, как и куда», а затем в книге «Жизни Алкиона» (1924). Персоны, чьи прошлые жизни были описаны в этих книгах, как утверждалось, принадлежали к «группе служителей», которые исполняли приказы оккультной Иерархии адептов и воплощались в нужных местах в решающие моменты истории, «чтобы содействовать прогрессу человечества». Безант выбрала для своего эго псевдоним «Геракл», с целью навести читателя на мысль о «её большой силе духа», которую она проявляла во множестве описанных перевоплощений. Безант полагала, что в IV веке нашей эры она была Ипатией, философом-неоплатоником в Александрии, убитой толпой христианских фанатиков. Она также считала, что её следующим после Ипатии воплощением был Джордано Бруно, доминиканский монах, которого «за его пантеизм» сожгли на костре в 1600 году в Риме.

Активное участие в масонстве

Анни Безант в регалиях великого командора (33°) Древнего и принятого шотландского уставаАнни Безант в регалиях великого командора (33°) Древнего и принятого шотландского устава

Учитывая активность Анни Безант в отношении прав женщин, гуманитарных целей, тайных и оккультных учений, её интерес к масонству и последующее руководство и активность в нём не вызывает никакого удивления. Она участвовала в масонстве с одинаковой энергией, когда же она возглавила Международный смешанный масонский орден Право человека, то направила свои усилия на «принятие женщин наравне с мужчинами». Она видела масонство, в частности, со-масонство, как расширение её интереса к правам женщин и большему братству людей, а также усматривала со-масонство в качестве «движения, которое практикует истинное братство, в котором мужчины и женщины работают бок о бок для совершенствования человечества.» Она была принята в эту организацию, ныне известную как Международный смешанный масонский орден Право человека.

Теософ Франческа Арундейл, которая сопровождала Анни Безант в Париж в 1902 году, вместе с шестью друзьями, подтвердила, что "Все они были посвящены, прошли повышение в первые три степени, и Анни вернулась в Англию, имея хартию для основания там первой ложи Международного смешанного масонского ордена Право человека.

В очень короткое время сестра Безант основала новые ложи: три в Лондоне, три на юге Англии, три на Севере и Северо-Западе, и даже одну в Шотландии. Путешествуя в 1904 году со своими сёстрами и братьями она встретила в Голландии других братьев мужского послушания, которые будучи заинтересованы сотрудничали с ней в дальнейшем расширении «Ордена Право Человека». Анни продолжала работать с таким жаром, что в ближайшее время новые ложи были сформированы в Великобритании, Южной Америке, Канаде, Индии, Цейлоне, Австралии и Новой Зеландии. Ложи во всех этих странах были объединены под именем «Британской федерации». Анни Безант не только основала британскую Федерацию Ордена Право Человека, но и стала великим командором ордена, оказывая ключевое влияние на международное развитие и рост Ордена.

Английские масоны под влиянием теософских идей, распространяемых ведущими членами Ордена, восстановили некоторые виды масонской практики, не требуемые во Французском Уставе, в частности, требование верить в Бога или Высшую Сущность. Разрешение на это восстановление в Английском уставе, полученное из Франции, известно как «Соглашение Анни Безант». В 1904 году был напечатан новый Английский устав, который утвердил это требование как основное. Полученный устав получил название «Обряд Дхармы», также известный как «Обряд Безант-Ледбитера» и «Ритуал Роделдейл». В «Обряде Дхармы» также была сделана попытка восстановить важность эзотерических и мистических аспектов, которые теософы считали сердцем масонства, вследствие чего он превратился в преимущественно духовно-ориентированную организацию, поэтому «со-масонство» этого ордена иногда также называют оккультным масонством.

Труды Анни Безант

  • The Political Status of Women (1874)
  • My Path to Atheism (1877)
  • The Law Of Population (1877)
  • Marriage, As It Was, As It Is, And As It Should Be: A Plea For Reform (1878)
  • Autobiographical Sketches (1885)
  • «Why I became a Theosophist» (1889)
  • Annie Besant by Annie Wood Besant в проекте «Гутенберг». (1893)
  • Death — And After? (1893)
  • The Building of the Kosmos and Other Lectures. (1894)
  • The Ancient Wisdom (1897)
  • Thought Forms (совместно с Ч. Ледбитером) (1901)
  • Bhagavad Gita (перевод) (1905)
  • Introduction to Yoga (1908)
  • Australian Lectures (1908)
  • Occult Chemistry (совместно с Ч. Ледбитером) (1908)
  • Man: Whence, How and Whither (совместно с Ч. Ледбитером) (1913)
  • Initiation: The Perfecting of Man (1923)
  • The Doctrine of the Heart (1920)
  • Esoteric Christianity
  • The Future of Indian Politics (booklet), Theosophical Publishing House, Adyar, 1922
  • The Case for India by Annie Wood Besant в проекте «Гутенберг». The Presidential Address Delivered by Annie Besant at the Thirty-Second Indian National Congress Held at Calcutta 26 December 1917
  • Besant, Annie. Man and his bodies. Theosophical Publishing House, London, 1911.
  • Besant, Annie. Man’s life in this and other worlds. Theosophical Publishing House, Adyar, 1913.
  • Besant, Annie. Study in Consciousness — A contribution to the science of psychology. Theosophical Publishing House, Madras, ca 1907.
  • Besant, Annie. The Life and Teaching of Muhammad, Madras, 1932
  • Besant, Annie and Blavatsky, H P — «Memory and Its Nature», Theosophical Publishing House, Madras, ca 1935.

На русском языке

  • «Аватары»
  • «Белая Ложа и её Вестники» (лекция)
  • «Братство религий»
  • «В преддверии храма»
  • «Введение в йогу»
  • «Видение царя Ашоки» (совместно с Ч. Ледбитером)
  • «Весна 1889: встреча»
  • «Джордано Бруно — апостол теософии XVI века»
  • «Древняя мудрость»
  • «Дхарма» (лекции)
  • «Жизни Алкиона», (1—6) (совместно с Ч. Ледбитером)
  • «Загадки жизни и как теософия отвечает на них»
  • «Законы высшей жизни»
  • «Исследование сознания»
  • «Комментарии к Бхагавад Гите»
  • «Мистицизм»
  • «Мыслеформы» (совместно с Ч. Ледбитером)
  • «Начало шестой коренной расы» (совместно с Ч. Ледбитером)
  • «Необходимость перевоплощения»
  • «О страдании» (лекции)
  • «Оккультизм истинный, частичный и ложный»
  • «Оккультная химия» (совместно с Ч. Ледбитером)
  • «Противоречит ли теософия христианству?»
  • «Путь к посвящению и совершенствование человека»
  • «Путь ученичества»
  • «Сверхфизические исследования»
  • «Сила мысли, её контроль и культура»
  • «Смерть — а потом?»
  • «Совершенный человек»
  • «Строение космоса»
  • «Тупики цивилизации» (лекции)
  • «Учителя как факты и идеалы» (лекции)
  • «Человек и его тела»
  • «Эволюция жизни и формы»
  • «Что такое теософия»
  • «Эзотерическое христианство или малые мистерии»
  • «Исповедь». Перевод Зинаиды Венгеровой // журнал «Северный Вестник», №№ 1-4, 10, 11, 1895.