Краткая биография

Антисфен - древнегреческий философ, основавший школу киников - одну из наиболее известных античных философских школ - родился в главном городе своей страны, поэтому к его имени часто добавляют «из Афин». Его первым учителем был софист Горгий, и в ранних трудах Антисфена прослеживается отчетливое влияние софистики. Кроме того, обучение у Горгия помогло молодому философу в совершенстве овладеть искусством красноречия и ведения споров. Будучи человеком зрелого возраста, Антисфен стал учеником Сократа. В древних источниках можно найти информацию, что ежедневно он преодолевал 8-километровое расстояние между Пиреем и Афинами, чтобы внимать знаменитому философу. Антисфен старался проводить с наставником как можно больше времени, был участником предсмертной беседы, известной нам благодаря Платону.

С открытием в Афинах собственной школы начался новый этап его биографии. Местом расположения школы стал гимнасий для неполноправных граждан на холме Киносарг, поэтому учение Антисфена стали называть кинизмом, а его последователей – киниками (в латинском варианте – циниками).

Сохраняя в себе следы влияния и софистов, и особенно - Сократа, киническая теория, тем не менее, существенно расходилась с ними во взглядах на бытие и сознание. Антисфен и его последователи не ставили целью создать некое законченное, стройное, всеобъемлющее учение - они вырабатывали образ мышления и жизни и воплощали его на практике. Главной для них была внутренняя свобода, полная личная независимость от кого или чего бы то ни было. Киники не признавали никаких социальных условностей наподобие законов, государственных институтов или религии. Именно они первыми назвали себя космополитами – гражданами мира – и предлагали искать образец общественного устройства в животном мире. Принцип жизни «без общины, без дома, без отечества» был объектом гордости Антисфена и учеников, они игнорировали не только социальные, но и родственные связи, поскольку проповедовали независимость и от человеческих взаимоотношений.

Важным постулатом мировоззрения киников было стремление к максимально большей естественности, простоте, ориентация на образ жизни варварских народов и животных. В свете этого они не считали запретным инцесты, каннибализм и проч., т.е. все, что в цивилизованном обществе является табу. Однако это не означает, что киники призывали людей ни в чем себе не отказывать – напротив, именно добровольное максимальное ограничение собственных потребностей Антисфен считал благом и добродетелью и довел, таким образом, сократовский принцип умеренности и воздержания до радикального аскетизма. Киники выглядели как настоящие нищие: отращивали бороды, ходили с сумой и посохом, обходились коротким двойным плащом, надетым прямо на голое тело. А самый знаменитый ученик Антисфена – Диоген Синопский - остался в анналах истории как человек, живший в бочке.

Умер Антисфен из Афин приблизительно в 360 г. до н. э., оставив после себя как минимум около 70 сочинений. Сохранились из них «Одиссей» и «Аякс» - два текста, отражающих ранние, близкие к софистике, философские взгляды, а также несколько отрывков. О существовании других его трудов, например, «О благе», «О жизни и смерти», «О свободе и рабстве», «О законе», «О природе», «О воспитании» и др., нам известно из упоминаний в работах, написанных другими авторами.

Биография из Википедии

Был наполовину греком, наполовину фракийцем. Участвовал в битве при Танагре. Перед тем как примкнуть к Сократу, Антисфен учился у софиста Горгия. Софистика оказала существенное влияние на философию раннего Антисфена; следы этого влияния исследователи находят в сохранившихся трудах. В зрелом возрасте Антисфен становится последователем Сократа. Антисфен присутствовал при предсмертной беседе Сократа, зафиксированной в произведениях Платона.

После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан на Киносарге (по этому названию, по одной из версий, его последователи и стали именоваться киниками). Однако учеников у Антисфена было мало и он был суров с ними. Известным учеником Антисфена был Диоген Синопский. Антисфен ходил с длинной бородой, посохом, сумой и в плаще.

Умер от чахотки.

Учение

Хотя в теории Антисфена отчетливо просматривается влияние учителей, он противоречит софистам, далеко отходит от прочих учеников Сократа (Ксенофонта, Платона, Евклида, Федона, Аристиппа). По некоторому мнению, его переход к кинизму мог быть связан с тем впечатлением, которое оставила на него казнь Сократа.

Антисфен — первый номиналист, отвергающий существование общих понятий и утверждающий, что идеи существуют только в сознании человека. По Антисфену, синтетические суждения ложны. Предметы отдельно-единичны, непричастны к какой-либо обобщённости; их можно называть и сравнивать, но не определять. Отсюда, развивая представление Сократа о понятиях, он дал определение: «Понятие есть то, что выражает чем предмет был или что он есть».

Антисфен выступал против традиционного со времен элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие, чем предвосхитил аристотелевскую критику идей Платона.

Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека [истинным] благом. Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека — быть добродетельным.

Антисфен проповедовал аскетизм, естественность, приоритет личных интересов перед государственными. Отрицая традиционную религию и государство, он и Диоген первыми назвали себя не гражданами какого-либо определенного государства, а гражданами всего мира — космополитами.

Принцип радикального аскетизма Антисфен последовательно применял к различным разделам философии (от логики и этики до политики, педагогики и теологии). Аскетизм Антисфена был связан с представлением о жизни согласно природе (естеству). Высший критерий истинности Антисфен находил в добродетели, а целью познания и философии считал совпадение этического и природного в «автаркии» (независимости) от социальных влияний и человеческих установлений.

В логике Антисфен считал, что «об одном может быть высказано только одно, а именно лишь его собственное имя»; субъекту нельзя приписать отличный от него предикат, высказывание может быть только тавтологичным. (В этом исследователи усматривают полемику Антисфена с Платоном и его учением об идеях как основе в том числе предикации.)

В основе этики Антисфена — учение об автаркии, самодостаточности. Не завися ни от чего внешнего, ограничивая себя, мы тем самым уподобляемся божеству, которое тоже самодостаточно (но в отличие от нас, благодаря [само]избытку блага). Достигнуть состояния самодостаточности человек может только путём ограничения своих потребностей, проводя жизнь в труде, избегая такого наслаждения и той роскоши, которые пагубны для человека. То есть Антисфен (вслед за Сократом) считал, что добродетели можно научить, и что счастье возможно только от добродетели: «достаточно быть добродетельным, чтобы быть счастливым: для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний» (D.L. VI 11).

Антисфен и его ученик Диоген Синопский были наиболее последовательными, бескомпромиссными киниками. Принцип древнегреческих философов «соответствия формы жизни её внутреннему содержанию» они доводили до явной демонстративности. Образ мудреца вообще, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме, а по созданному им образу киника в частности — короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума — киников опознавали на протяжении всей античности.Как утверждал о нём Диоген Лаэртский: «По-видимому, именно он положил начало самым строгим стоическим обычаям… Он был образцом бесстрастия для Диогена, самообладания для Кратета, непоколебимости для Зенона: это он заложил основание для их строений» (D.L. VI 14-15).

Известны названия около 70 сочинений Антисфена, из которых сохранились несколько отрывков и два ранних софистических текста полностью: «Аякс» и «Одиссей». Стиль сохранившихся текстов небрежен, речь обыденна, местами вульгарна.

Политические взгляды Антисфена были крайне своеобразны: он отрицал законы и все социальные условности, а образец для построения человеческого общества предлагал искать у животных.