Краткая биография

Аристиппа часто называют Аристиппом из Кирены – по названию североафриканского города, греческой колонии, где будущий философ, основатель собственной школы, появился на свет приблизительно в 435 г. до н. э. Это был далеко не бедный город, многие его жители были очень состоятельными, и семья Аристиппа не являлась исключением. Образ жизни, приобретенные с детских лет привычки наверняка сыграли определенную роль в формировании будущих философских взглядов.

Биография Аристиппа известна лишь в самых общих чертах. Известно, что юношей он отправился в Афины, узнав о знаменитом Сократе и захотев стать его учеником. Его желание сбылось, он проводил рядом с наставником много времени, внимая его мудрым речам. Какой-то период он, уподобляясь софистам, путешествовал по городам и странам, сам при этом выступая в роли учителя. Сохранились данные, что Аристипп нанес визит в Сиракузы, был при дворе Дионисиев I и II. Взял он пример с софистов и в другом: среди последователей Сократа стал первым взимать с учеников плату.

После периода странствий возвратился на родину и создал свою философскую школу, которая получила название гедонической, или киренской – по названию родного города отца-основателя. Его ученицей была и собственная дочь, Арета. Сегодня неизвестно, сколько трудов принадлежало Аристиппу: все они канули в Лету. Нет точных данных, представляло ли его учение стройную систему при жизни или же оно было приведено в такой вид последователями философа. Есть вероятность, что это мог сделать и его внук, которого звали точно так же. Умер Аристипп в 355 г. до н. э.

Согласно учению философа, благом для человека, главным в его жизни являются приятные ощущения, удовольствие. Высшее счастье для людей – полностью ему отдаваться, не вспоминая о прошлом и не сокрушаясь о нем, не тревожиться по поводу будущего, ибо только над настоящим мы властны. Поэтому именно ему стоит придавать значение – и в мыслях, и в поступках. Аристипп утверждал, что мудрый человек, предаваясь удовольствию, сохраняет самообладание, не позволяет этому ощущению приобретать над ним власть. У его гедонического учения (от греч. «гедоне» - «наслаждение») оказалось довольно много последователь, позднее оно, претерпев некоторые изменения, получило развитие в эпикуреизме.