Краткая биография

Арнолд Мэтью - английский литературовед, культуролог, поэт, эссеист, педагог, последователь движения, ратовавшего за реформы англиканской Церкви – появился на свет 24 декабря 1822 г. в Лейлхейне. Его отцом был профессор университета, и это во многом предопределило дальнейшую судьбу. Высшее образование Мэтью получал в Оксфорде, В это время на его мировоззрение оказывал заметное влияние Джон Генри Ньюман, один из основателей так называемого оксфордского движения, ставившего своей целью возвращение англиканской Церкви в лоно традиционного христианства. Оксфорд на оставшуюся жизнь остался для Мэтью символом цивилизованности, средоточием мировой культуры, которой постоянно грозила опасность в лице рабочего класса (черни, по терминологии А. Мэтью), буржуазии (филистимлян) и аристократии (варваров). Заняв после окончания университета должность инспектора школ, Мэтью много колесил по стране, проверяя провинциальные школы.

Первый стихотворный опыт - поэма «Аларих в Риме», посвященная правителю вестготов, положившему конец Западной Римской империи, - была опубликована в 1840 г. Еще через 3 года увидела свет поэма «Кромвель», освящавшая революционные события XVII в. В 1849 г. был издан сборник стихов молодого поэта под названием «Заблудившийся бражник», развенчивающий миф о процветании в Викторианскую эпоху, но особого успеха, равно как и поэмы, не принес. В 1849 г. появилась еще одна в его творческой биографии – «Эмпедокл на Этне», посвященная знаменитому древнегреческому философу. Слава пришла к Мэтью лишь в 1853 г., когда публика познакомилась с его вторым сборником - «Стихи».

В стихотворных произведениях прослеживается преклонение Мэтью перед античностью и Средневековьем - цивилизациями, чья гармоничность резко диссонирует с современным ему мироустройством, его несовершенством и хаотичностью. Развитие этой мысли, другие концептуальные взгляды Мэтью отражены и в сочинениях другого рода. Так, опубликованная в 1865 г. книга «Функция культуры в настоящее время» четко определяет основную социальную миссию литературы - критику «викторианского мещанства». Наиболее полно мнение эссеиста, стоявшего на позициях утонченного интеллектуального аристократизма, об отношении современников к культуре, о ее месте в обществе отразилось в сборнике очерков под названием «Культура и анархия» (1869).

По его мнению, промышленная революция и сопровождающий ее хаос не несут людям ничего хорошего. Мэтью восторгается поэзией, поскольку только она способна стать для его современников своеобразной религией, в которой можно черпать душевные силы, искать и находить ответы на главные жизненные вопросы. Современные поэты, по Мэтью, должны равняться на тех, кого в свое время считали образцом, чьей поэзией воодушевлялись стихотворцы, жившие и творившие в эпоху классицизма - на поэтов Древней Греции и Древнего Рима. Поэзия самого Арнолда Мэтью отличалась четкой архитектурностью, обобщенностью, единством места и действия, отсутствием эмоциональности - все эти качества были призваны противостоять хаосу повседневной жизни. Современники Мэтью считали его непревзойденным мастером стихосложения, он с 1857 г. возглавлял кафедру поэтического мастерства в Оксфордском университете.

Присутствовавшие в его стихотворных строках сдержанность, бесстрастность, превалирование рассудка над чувствами оборачивались преимуществом, когда шла речь о сочинении критических очерков, эссе. Объектом особенного интереса Мэтью как литературоведа было творчество Байрона и Толстого (с которым у него существовала переписка): статьи о них составили два сборника - «Байрон» (1881) и «Граф Лев Толстой» (1887). В творческое наследие английского автора вошли фундаментальный труд «Об изучении кельтской литературы» (1867), «Литература и догма», «Опыты о критике». Скончался Арнолд Мэтью в Ливерпуле 15 апреля 1888 г.

Биография из Википедии

Сын Томаса Арнолда, на протяжении 13 лет возглавлявшего частную школу в Регби. Во время обучения в Оксфордском университете подпал под сильное влияние Джона Генри Ньюмана и прочих деятелей Оксфордского движения. На протяжении всей жизни Оксфорд оставался для него синонимом накопленной человечеством культуры и цивилизации, которую подтачивают «чернь» (рабочий класс), «филистимляне» (буржуазия) и «варвары» (аристократия).

Творчество

По профессии Арнолд был инспектором провинциальных школ, много путешествовал по стране. В своей центральной книге, сборнике очерков «Культура и анархия» (1869; доработка и переиздание в каноническом виде — 1875), Арнолд с пессимизмом взирает на хаотичную эпоху промышленной революции из башни слоновой кости рафинированного интеллектуального аристократизма. Он превозносит поэзию, которая для современного человека заменяет религию, ведь именно к ней обращаются за истолкованием жизни, в ней ищут моральной поддержки и утешения.

Как явствует из его лекций «О переводах Гомера» (1860), образцами для современных поэтов Арнолд считает греческих и римских авторов, в которых черпали вдохновение поэты эпохи классицизма. Для его собственного поэтического творчества характерны единство места и действия, бесстрастность, обобщенность и архитектурность — качества, которые он противопоставляет губительной неразберихе повседневности («Дуврский берег», «On Dover Beach», 1867).

Его поэзия настолько высоко ценилась современниками, что в 1857 г. ему была доверена оксфордская кафедра поэтического мастерства.