Краткая биография

Бион Борисфенит - древнегреческий философ, мыслитель, писатель. Его прозвище было связано с тем, что родился он в местности неподалеку от устья Борисфена (мы называем эту реку Днепром). Его матерью была проститутка, а отец промышлял воровством, из-за чего их семейство оказалось в рабстве. Бион попал к ритору, после смерти которого ему досталась не только свобода, но и все имущество бывшего хозяина. Оставленные им по завещанию книги он отправил на костер, а деньги пригодились ему для переезда в Афины.

В этом городе Борисфенит занялся философией, которая превратилась в дело всей его жизни. Бион познакомился почти со всеми известными в то время философскими школами. Поначалу он был учеником Ксенократа в Академии Платона, затем слушал Кратета и приблизился к киническому пониманию мироустройства, превратился в бродягу, ходившего в плаще и с посохом и критиковавшего предрассудки. Было в его биографии и обучение у софиста Теодора Безбожника, перипатика Теофраста. Известно, что Бион предпринимал путешествия не только по родной Греции, но и Македонии, где влился в литературное сообщество, существовавшее при дворе царя Антигона Гоната. Также сохранились сведения о том, что сам Бион Борисфенит на острове Родос преподавал философию.

Его взгляды как мыслителя были эклектическими, а вот писателем он был оригинальным, литературные нормы и каноны для него не существовали. Оставшееся от него богатое литературное наследие дошло до нас в виде отдельных фрагментов изречений и записок (возможно, речь идет о его публичных выступлениях), а также изречений, попавших в чужие письменные источники в виде упоминаний. Известно, что его перу принадлежат сочинения «О рабстве» и «О гневе». Автор отдавал предпочтение пародиям, написанным оригинальный языком, полным живительного сарказма, интересных неологизмов и простонародных выражений, которые производили сильное впечатление на зрителей.

Биону принадлежит заслуга создания известной т.н. кинической диатрибы, получившей название благодаря его сочинению «Диатрибы», где он подверг осмеянию человеческие пороки, выступил с жесткой критикой против астрологов, геометров, музыкантов, отрицал богов и молитвы. После этого стали говорить о таких чертах кинической литературы, как игра слов, пренебрежение литературными канонами, пародийность, морализаторство, сатира. Использованные Бионом жанровые приемы впоследствии были использованы другими писателями.