Краткая биография

Чжуан-Цзы – китайский философ, писатель - был последователем Лао-цзы, излагавшим постулаты его учения в поэтической форме. Входил в круг ученых Ста Школ. В исторической достоверности существования этого человека сомнений нет, однако о его биографии известно крайне мало. Самым главным источником сведений о нем является справка, включенная выдающимся древнекитайским историком Сыма Цянем в его «Исторические записки».

Настоящее имя Чжуан-Цзы - Чжуан Чжоу; годы его жизни примерно определены как 369-286 до н. э. Чжуан-цзы довелось жить в исторический период под названием «борющиеся царства». Писатель был уроженцем уезда Мэн, небольшого царства Сун, которое соседствовало с более мощными государствами и было очень уязвимым перед лицом внешних врагов. В самом царстве также обстановка была весьма напряженной, жестокость верхушки достигла апогея. Неблагоприятный исторический фон, на котором протекала жизнь Чжуан-Цзы, усугублялся его происхождением из обедневшего аристократического рода, делавшим положение довольно двусмысленным.

Сыма Цянь утверждал, что в юные годы Чжуан-Цзы находился на государственной службе, занимал должность смотрителя древесных плантаций, но совершенно не заботился о карьере и более того - подал в отставку, чтобы стать вольным философом. Он неоднократно упоминал, что служебная карьера чревата многочисленными опасностями, была довольно тягостным занятием, которое не компенсировалось полученными почестями и наградами. Ему была известна печальная участь взлетевших слишком высоко ученых людей, которые оказались казненными или искалеченными. Между тем философ был очень образованным, прекрасно эрудированным человеком.

Чжуан-Цзы принадлежит авторство одного из наиболее крупных философских древнекитайских трактатов, ставшего классикой и находящегося у самых истоков традиций даоса. С другой стороны, это произведение является шедевром национальной философской прозы. Принято считать, что работа, названная по его имени, увидела свет примерно в 300 г. до н. э. На стыке веков в императорском книгохранилище был составлен каталог, в котором упоминается трактат, включающий 52 главы. Через три с половиной века списки этого труда состояли из 26 или 27 глав, в окончательном его виде «Чжуан-цзы» появился в конце III-начале IV вв. благодаря комментатору Го Сяну, распределившему 33 его главы по трем категориям. Именно его вариант стал считаться общепризнанным, однако печатные издания XI-XII вв. считаются самыми надежными и достоверными.

Трактат представляет собой своеобразный сборник новелл, притч, диалогов. Среди его героев можно найти как реально существовавших личностей, так и персонажей мифологии. Содержание трактата свидетельствует о невероятном богатстве фантазии ее автора, его блестящем литературном таланте, умении создавать яркие, запоминающиеся (в том числе сатирические) образы. Достижение дао, с точки зрения Чжуан-Цзы, возможно единственным способом - непосредственного переживания; служение абстрактным идеалам, отрыв от реальности означают смерть заживо; с другой стороны, погруженность в бытовую суету также не сулит душе человека ничего хорошего. Одним из ценнейших достояний любого человека является его независимость от людей и обстоятельств. Выраженные в трактате идеи не укладываются в рамки единой, цельной системы, писатель зачастую выражает противоречащие друг другу суждения, однако это нисколько не умаляет ценности этого философского и художественного произведения.