Краткая биография

Даниил Заточник - древнерусский писатель, просветитель, которому, как считается, принадлежит два произведения, известные под названиями «Моление Даниила Заточника» и «Слово Даниила Заточника». Они написаны в форме послания к некоему князю и представляют собой поэтические сочинения афористичного содержания, снискавшие славу настоящего кладезя житейской мудрости.

В литературе и религиозно-философской мысли древнерусской эпохи личность Даниила Заточника является одной из самых таинственных – по той простой причине, что достоверно неизвестно о нем практически ничего, кроме имени и века, в который он жил (и то называются два варианта - XII или XIII столетия). Ученые предлагают самые разнообразные и противоречивые версии возможного социального происхождения Даниила Заточника, в нем видели воина младшей княжеской дружины, ремесленника, слугу боярина, дворянина, думца князя.

Прозвище «Заточник» может говорить о том, что это был человек заточенный, лишенный свободы, сосланный. Если согласиться с этим предположением, то возможно, местом этого заключения было упоминавшееся в «Молениях» Лача-озеро. Кроме того, относящаяся к XVI в. Симеоновская летопись содержит упоминание о попе, который «с мешком зелия» пришел с Орды и был сослан на озеро Лача, где в то время «бе Данило Заточник». Не исключено, что это прозвище означает, что человек добровольно согласился стать подневольным работником.

Оставшиеся после Даниила Заточника «Слово» и «Моление» практически не проливают свет на то, что за человек был их автором, на обстоятельства его биографии. Он горюет о своей несчастливой судьбе, молится о том, чтобы она к нему была более милосердной, но при этом не описывает причин и характера своих злоключений. Исследователи отмечают наличие в текстах его работ большого количества цитат из современных ему книг нравоучительного содержания наподобие «Стословца» или «Пчелы».

Как и личность автора, его произведения давно являются предметом научных дискуссий. Ученые не могут прийти к единому мнению по поводу века их написания, последовательности появления на свет, взаимосвязи, существующей между «Словом» и «Молением» (являются они редакциями одного произведения или представляют собой хоть и связанные, но разные произведения), и даже подлинности авторства. Есть мнение, что «Слово» и «Моление» написаны разными людьми или и вовсе являются плодом коллективного творчества, а Даниил Заточник - это не историческая личность, а литературный персонаж.

Однако как бы там ни было, не подвергается сомнению, что художественное послание, под которым значится имя Даниила Заточника, знаменует собой формирование нового социального слоя «лишних» людей, начало нового этапа в древнерусской религиозно-философской мысли. В ней появляется новый образ – отдельно взятого образованного, мыслящего человека, который остро ощущает оторванность от своей социальной среды; он зависит от превратностей судьбы, но свободен внутренне.

Биография из Википедии

HEGUMEN DANIEL’S JOURNEY TO THE HOLY LAND 02.jpg

Даниил Заточник (XII или XIII век) — уроженец Переяславля, писатель, биографические данные о нём отсутствуют. Предполагают, что ему принадлежат два близких по тексту произведения, именуемых редакциями, или же одно из них. Первая редакция — «Слово Даниила Заточника», вторая — «Моление Даниила Заточника».Существует версия ,что под этим псевдонимом творил свои рукописания Кирилл Туровский, преследуемый Андреем Боголюбским.

Даниил Заточник упоминается в Симеоновской летописи (1387), где рассказывается о некоем попе, пришедшем из Орды «с мешком зелия» и сосланном Юрием Долгоруким на озеро Лача (Архангельская область), «идеже бе Данило Заточник». Само слово «Заточник», возможно, было прозвищем и могло означать заключённого, сосланного человека (в таком случае можно предположить и его «заточение» на Лаче-озере, тем более что это озеро также упоминается в тексте «Моления…») или человека «заложившегося» — согласившегося на подневольную работу.

Скупость сведений о Данииле Заточнике и их легендарный характер приводили к разнообразным гипотезам о его жизни, социальном положении, времени написания произведений и т. д., и большинство этих предположений имеет гипотетический характер. Даниила Заточника считали боярским холопом (Н. К. Гудзий), сыном княжеской рабыни (Ф. И. Буслаев), членом младшей княжеской дружины (Е. И. Модестов), думцем князя (П. П. Миндалев), дворянином (И. У. Будовниц). М. Н. Тихомиров, отмечая отличное знание Даниилом Заточником ремёсел, выводил отсюда принадлежность его к ремесленникам. Н. Н. Воронин считал, что деятельность Даниила Заточника связана с городом Владимиром, временем бурной строительной деятельности Андрея Боголюбского. Б. А. Романов писал, что Даниил Заточник — «кандидат в любое общественное положение, куда приводит его игра случая», «человек, оторвавшийся от своего общественного стандарта», и создал даже термин «заточничество», подчеркивающий неустойчивость положения человека, к которому обращён. Д. С. Лихачёв отмечал влияние на Даниила Заточника стиля скоморохов, считал его своего рода интеллигентом Древней Руси, «принадлежащим к эксплуатируемым слоям общества».

Х. М. Лопарев предполагал, что Даниил Заточник мог быть также автором «Слова о погибели Русской земли» и «Сказания о подвигах и жизни Александра Невского».