Краткая биография

Дэн Бра́ун (англ. Dan Brown; 22 июня 1964 года, Эксетер , штат Нью-Гэмпшир, США) — американский писатель, журналист, музыкант. Из-под его пера вышли такие бестселлеры, как «Ангелы и демоны», «Код да Винчи», «Утраченный символ» и «Инферно», рассказывающие о тайных обществах, символике, заговорах. Его роман «Цифровая крепость» посвящён деятельности Агентства национальной безопасности США.

Дэн Браун родился 22 июня 1964 года в Нью-Гэмпшире (США) в семье профессора математики Ричарда Брауна и музыканта Констанции Браун.

Браун окончил Академию Филлипса в Эксетере, где его отец преподавал математику, а также писал учебники и пособия, до ухода на пенсию в 1982 году. Мать и отец Брауна были музыкантами, мать также служила органистом в церкви. Семья принадлежала к Епископальной церкви США. После окончания академии Браун поступил в Амхерстский колледж, где являлся активным членом студенческого братства Psi Upsilon. Браун выпустился в 1986 году, а последний год обучения провел в Испании в Севильском университете, изучая историю искусств.

Закончив обучение в колледже, Дэн Браун сделал ставку на музыкальной карьере в качестве автора песен, музыканта и исполнителя. Браун выпустил несколько компакт-дисков (CD) со своими записями. В 1991 году он переехал в Голливуд, где зарабатывал на жизнь преподаванием в начальной школе Беверли Хиллз (англ. Beverly Hills Preparatory School).

В 1993 году Дэн Браун вместе с семьей вернулся в Нью-Гэмпшир и стал преподавать английский язык в Академии Филлипса в Эксетере, а также испанский в Lincoln Akerman School.

Блис Браун, супруга Дэна — художник и искусствовед, помогала Брауну в его научных исследованиях. Она сопровождала его в поездках и исследовательских путешествиях. В 1995 году результатом совместной работы супругов стала книга-бестселлер «187 мужчин, от которых следует держаться подальше: путеводитель для романтически фрустрированных женщин».

В 1998 году Браун, давно интересовавшийся философией, историей религий, криптографией и тайными обществами, опубликовал свой первый роман-триллер — «Цифровая крепость», ставший бестселлером. Роман исследует тонкую грань между гражданской свободой и национальной безопасностью и повествует о работе секретного подразделения — агентства национальной безопасности.

Последующие произведения Брауна создавались на «стыке жанров» триллера, интеллектуального детектива, романа-загадки. В 2000 году вышел конспирологический детектив «Ангелы и демоны», а в 2001 году последовал триллер «Точка обмана», рассказывающий о сложных аспектах нравственности в политике и влиянии на национальную безопасность.

В 2003 году приключения профессора Роберта Лэнгдона из «Ангелов и демонов» были продолжены романом «Код да Винчи».

За первую неделю продаж роман «Код да Винчи» занял первое место в списке нью-йоркских бестселлеров по версиям газет The New York Times, The Wall Street Journal, San Francisco Chronicle. Позже стал хитом номер № 1 во всех крупных рейтингах бестселлеров в стране. В мае 2006 года вышла экранизация романа «Код да Винчи», а в 2009 году — экранизация романа «Ангелы и демоны».

В сентябре 2009 года был опубликован роман «Утраченный символ», приоткрывающий завесу тайны над масонским прошлым Америки и ставший третьим романом о Роберте Лэнгдоне. В мае 2013 года вышла четвёртая часть этой серии — «Инферно».

28 сентября 2016 года Сонни Мехта  — председатель и главный редактор Knopf Doubleday Publishing Group — объявил, что издательство Doubleday начало подготовку к публикации очередного романа Брауна о Роберте Лэнгдоне — «Origin», выпуск которого намечен на 26 сентября 2017 года.

Писатель также занимается журналистикой, регулярно публикуется в журналах «Newsweek», «Time», «Forbes», «People», «GQ», «The New Yorker», выступает в различных популярных радио- и телепрограммах.

Критика

Литературный стиль Брауна подвергся резкой критике со стороны ряда литераторов. Британский поэт, редактор и литературный деятель Том Чиверс  назвал прозу Брауна «настолько свинцовой, что из неё можно делать кровлю для церквей».

Другую волну критических замечаний вызвали заявления Брауна, сделанные им в предисловиях к собственным книгам, в которых утверждается, что его работы основываются на исторических фактах.

В сентябре 2009 года Браун ответил на критику следующим образом:

«В этих книгах я делаю нечто сугубо намеренное и специфичное. Мысль заключается в том, чтобы смешать факт и вымысел в очень современной и эффективной манере, чтобы рассказать историю. Есть те, кто понимает, что я делаю — и они как бы запрыгивают на поезд, чтобы прокатиться и получить удовольствие, а есть другие люди — которым, вероятно, следует читать кого-нибудь другого».

Оригинальный текст (англ.)  
I do something very intentional and specific in these books. And that is to blend fact and fiction in a very modern and efficient style, to tell a story. There are some people who understand what I do, and they sort of get on the train and go for a ride and have a great time, and there are other people who should probably just read somebody else.

— Дэн Браун. Из интервью в телевизионной программе Today

В свою очередь тот же Чиверс обращает внимание на то, что Браун предварил пролог романа «Код да Винчи» утверждением, что «все описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов в романе точны». Опровергая это утверждение, Чиверс привёл ряд отступлений от реальных фактов в книге Брауна. Например, Чиверс заметил, что Приорат Сиона был не «тайным обществом основанным в 11 веке», как говорит автор в предисловии к роману, а мистификацией, созданной французом Пьером Плантаром в 1956 году. Подобные расхождения с установленными фактами наблюдаются и в других произведениях Брауна. Так, в «Ангелах и Демонах» сообщается, что Коперника сожгла на костре Римско-католическая церковь, хотя в действительности Коперник прожил долгую жизнь и умер в старости. После утверждения в той же книге о том, что Рафаэль был вначале захоронен в Урбино, на его могиле в Пантеоне пришлось даже добавить табличку о том, что Браун не прав и прах Рафаэля всегда покоился в Риме. В книге традиция причащения в христианстве была перенята у ацтеков, хотя на самом деле ведет начало с первого столетия нашей эры. А Галилей не входил в общество иллюминатов, которое на самом деле было основано более чем через 100 лет после смерти Галилея.

Библиография

  • Цифровая крепость (англ. Digital Fortress, 1998)
  • Ангелы и демоны (англ. Angels & Demons, 2000)
  • Точка обмана (англ. Deception Point, 2001)
  • Код да Винчи (англ. The Da Vinci Code, 2003)
  • Утраченный символ (англ. The Lost Symbol, 2009)
  • Инферно (англ. Inferno, 2013)
  • Происхождение (англ. Origin, 2017)

Экранизации

  • 2006 — Код да Винчи
  • 2009 — Ангелы и Демоны
  • 2016 — Инферно