Краткая биография

Настоящее имя поэта, известного всему миру как Рудаки, - Абу Абдаллах Джафар Ибн Мухаммад (в других источниках указано имя Абуль Хасан). Он являлся основателем классической поэзии на языке фарси, с него началась персидско-таджикская литература, он был создателем жанровых стихотворных форм, главных размеров персидской поэзии.

Родился примерно в 858 г. в таджикском селении Панджруд. Его псевдоним расшифровывается как «рожденный в Панджруде». Он стал известным человеком уже в молодые годы, поскольку имел ярко выраженный поэтический талант, умел прекрасно играть на музыкальном инструменте руда, мог гордиться отличным голосом. Был обладателем хорошего схоластического образования, очень неплохо владел арабским, являлся знатоком Корана.

Легенда гласит, что весь его обширный багаж знаний был получен без обучения где-либо, чему не помешала врожденная слепота. Однако ряд ученых не согласны, что знаменитый поэт был слепым. Согласно их версии, в биографии Рудаки был такой эпизод, как желание правителя Амира Насра лишить его зрения и отобрать все имущество. Другой поэт посоветовал правителю отказаться от этой затеи, чтобы не остаться в истории как человек, ослепивший прославленного стихотворца. Устыдившись, Амир Наср решил наделить Рудаки щедрыми дарами, но тот отказался.

Как бы там ни было, известно, что в юности его пригласили саманидские правители в Бухару, где он среди придворных поэтов стал несомненным лидером. За проведенных там четыре десятка лет Рудаки достиг всего - славы, всеобщего уважения, богатства. Его называли соловьем Хорасана. Однако на склоне лет фортуна перестала ему улыбаться: он стал опальным поэтом, и его изгнали. Неизвестно, по какой причине это случилось, не исключено, что важным фактором стало его лояльное отношение к произошедшему в Бухаре народному мятежу. Рудаки вернулся в родное селение, где скончался в 941 г.

Его творческое наследие составляет 130 тысяч двустиший (до наших дней сохранилась тысяча). В полном объеме дошли поэма «Мать вина», написанная в 933 г., касыда «Жалобы на старость» автобиографического содержания и 40 рубаи. Также сохранились отрывки из произведений, имеющих самый разный характер, - лирических, прославляющих властителя, философско-дидактических. Поэзия Рудаки известна во всем мире, вошла в сокровищницу мировой культуры; на его творчестве выросли такие выдающиеся литераторы Востока, как Омар Хайям, Низами, Фирдоуси, Джами, Руми и многие другие. Все они относились к Рудаки как к своему учителю в поэзии.

Биография из Википедии

Абу́ Абдулла́х Джафа́р Рудаки́ (перс. ابو عبد الله رودکی‎; 858—941) — персидский поэт и учёный, первый из известных персидских поэтов, начавший сочинять стихи на новоперсидском языке. Многие считают Рудаки «отцом персидской поэзии», который стоял у истоков литературы на этом языке.

Жизненный путь

Имя и кунья

Сам’ани, а вслед за ним Шейх Манини, в качестве имени и куньи поэта называет «Абу Абдаллах Джа’фар ибн Мухаммед ибн Хаким ибн Абдаррахман ибн Адам ар-Рудаки, поэт Самаркандский». Такая тенденция, но порой с некоторыми опущениями, сохранятся до XV века. Начиная же с XV века, источники приводят иную кунью поэта. Так, по Даулатшаху Самарканди его звали «Устад Абулхасан Рудаки». Валих Дагистани пишет: «Его собственное имя — Абдаллах, а кунья — Абу Джа’фар и Абулхасан». Риза Кули-хан не смог разрешить этот вопрос и написал: «Его имя собственное Мухаммед, кунья — Абулхасан. Некоторые считают его именем Абдаллах, другие же считают его куньей Абу Абдаллах, а именем Джа’фар ибн Мухаммед».

Рождение

О жизни и деятельности Рудаки известно довольно мало. Единственным источником, сообщающим о раннем периоде жизни, является «Лубаб ал-албаб» («Сердцевина сердец»). Дату рождения Рудаки источники не сообщают. Исследователи, исходя из года смерти поэта и из отдельных его высказываний, делали относительно неё разные предположения. Европейские авторы называли датой рождения начало второй половины III в. х./865 г. (H. Ethe), ок. 880 г. (Pizzi, W. Jackson), четвёртая четверть IX в. (Ch. Pickering) и конец IX в. (F. F. Arbuthnot). По мнению А. Крымского Рудаки родился в то время, когда Бухара перешла из рук Саффаридов в руки Саманидов (874 г.); Е. Э. Бертельс указывал в качестве даты 855—860 гг.; А. Дехоти и М. Занд — 850—860; Мирзозода — 858; И. С. Брагинский — 50-е гг. IX в.; А. М. Мирзоев — начало второй половины IX в.; С. Нафиси — ок. 873—874 г. или в середине III в. х./ок. 864—865 гг. III в. х..

Место его рождения до 1940 года не было известно. По мнению одних родиной Рудаки являлась Бухара, другие считали Самарканд, третьи — селение Панджруд. На основе письменных свидетельств и общения с местными жителями, крупнейший таджикский писатель и литературовед Садриддин Айни пришёл к заключению, что родиной поэта является селение Рудак. Ему же удалось установить место захоронения поэта в кишлаке Панджруд. К какому социальному классу принадлежала семья Рудаки неизвестно. Но из одного бейта вытекает, что поэт был выходцем из низов и что ему пришлось претерпеть трудности:

[Носил] я чарыки, [ездил] на осле, а теперь достиг того,

Что признаю китайские сапоги и арабского коня.

А. Т. Тагирджанов полагает, что отец поэта либо принадлежал к духовенству, либо был образованным человеком. Останавливая своё внимание на том, что к восьмилетнему возрасту Рудаки знал наизусть Коран, он высказывает предположение, что учить священную книгу поэт начал с 5-6 лет, поскольку выучить наизусть книгу на неизвестном языке «дело довольно сложное». По всей вероятности, необходимо было ежедневно по несколько часов читать ему, а делать это могли как родители ребёнка, так и кто-нибудь из жителей селения или его имам.

Слепота?

500 таджикских сомони с изображением Рудаки500 таджикских сомони с изображением Рудаки

Начиная с конца X века в литературе встречаются утверждения, что Рудаки был слеп от рождения. По сообщению писателя и учёного конца XII — начала XIII вв. Мухаммада Ауфи, отмечавшего врождённую слепоту поэта, «он был настолько способный и восприимчивый, что в восемь лет выучил наизусть весь Коран и научился читать, стал сочинять стихи и высказывать глубокие мысли». Вслед за М. Ауфи его высказывания повторяли авторы последующих антологий. Этого же мнения вплоть до 1958 года придерживались многие советские исследователи творчества Рудаки. Впервые усомнился в этом H. Ethe, а вслед за ним J. Darmesteter, I. Pizzi, E. Browne, W. Jackson и А. Крымский.

Французский ориенталист Дж. Дармстетер, не отрицая слепоту поэта, в то же время замечает, что «взор Рудаки видел так ясно, что порою мы подвергаем сомнению правдивость легенды, ибо неожиданно крупную роль играют краски в тех стихотворениях, которые от него остались… и нам кажется, что он слишком забывает свою слепоту». Х. М. Мирзо-заде обращает внимание на то, что если поэт был слепым от рождения, то представляется маловероятным, чтоб его принял в качестве придворного поэта двор Саманидов. Более того, он отмечает, что из реалистических описаний в произведениях Рудаки следует, что «это был поэт, который имел возможность наблюдать жизненные явления своими собственными глазами». По мнению видного советского антрополога М. М. Герасимова, восстановивший скульптурный портрет поэта по его останкам, Рудаки был ослеплён в зрелом возрасте: ему были выжжены глаза. Анализируя состояние скелета Рудаки, он находит, что «Рудаки ослеплён куском раскалённого железа», причём «глазное яблоко не поражено и, вероятно, даже не деформировано». Поскольку никаких признаков, являвшихся следствием удаления глаз, не обнаружено, М. М. Герасимов считал, что Рудаки был ослеплён «только снаружи посредством ожога».

При дворе Саманидов

По предположению Х. М. Мирзозода Рудаки, покинув родное селение, направился в Самарканд — главный город долины Заравшан, являвшийся вторым центром политической, экономической, научной и литературной жизни саманидского государства X века. Он обращает внимание на то, что Рудаки владел арабским языком, «который можно было изучить только в духовных школах больших центров…». С. Нафиси считает, что Рудаки отправился в Бухару из самаркандского Рудака. В одном из своих стихотворений Рудаки говорит, что он прибыл в Бухару уже зрелым поэтом и состоятельным человеком:

Слуга твой с далёкого пути, на коне, юным и богатым

Прибыл к тебе, о благе твоём помышляя, блага тебе желая.

По сообщению Са’мани Рудаки передавал хадисы со слов кадия Самарканда Исмаила ибн Мухаммада ибн Аслама и его учителя Абдаллаха ибн Абу Хамзы Самарканди. Отсюда С. Нафиси делает вывод, что Рудаки, до того как отправиться в Бухару, прибыл в Самарканд учиться и изучал тут хадисы у кадия города.

Когда Рудаки был привлечён ко двору Саманидов, неизвестно. Все источники сходятся на том, что он был современником саманидского эмира Насра ибн Ахмеда, правившего в 913—943 гг. А. Крымский, С. Нафиси, М. И. Занд и А. М. Мирзоев предположили, что поэт оказался при саманидском дворе в 890-х гг., ещё в правление Исмаила Самани Обстоятельства привлечение Рудаки ко двору эмира Насра ибн Ахмеда также неизвестны. По рассказу Ауфи поэт баснословно разбогател при его дворе: «Эмир Наср ибн Ахмед Саманид был правителем Хорасана, он очень приблизил его (то есть Рудаки — прим.) к своей особе, так что дела его пошли в гору, а богатства и сокровища достигли предела. Говорят, что у него было двести рабов, четыреста верблюдов бывало в его караване. После него ни у одного поэта не было такого могущества и счастья».

Творчество

Рудаки был довольно плодовитым автором. Он писал поэмы, касыды, газели, рубаи, лугз (или чистан), кит’а и др. По преданиям от него дошло более 130 тыс. двустиший; другая версия — 1300 тыс. — неправдоподобна. По сообщению Ауфи, произведения Рудаки составляют сто тетрадей.

Рудаки считается основателем персидской литературы, родоначальником поэзии на фарси. Рано прославился как певец и музыкант-рапсод, а также как поэт. Получил хорошее схоластическое образование, хорошо знал арабский язык, а также Коран. Факт слепости Рудаки от рождения опровергает советский учёный Герасимов М. М., автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков, утверждая, что ослепление наступило не ранее 60 лет. Иранский учёный Саид Нафиси, который утверждает, что Рудаки и Амир Наср Сомони (правитель из династии Саманиды) были исмаилитами и в 940 году было большое восстание против исмаилитов. По совету визиря, который ненавидел Рудаки, Амир Наср приказал ослепить поэта и конфисковать его имущество. После того, как другой придворный поэт, ранее завидовавший Рудаки, пристыдил Амир Насра тем, что «В истории ты запомнишься как правитель, ослепивший великого поэта». Амир Наср, сильно пожалев о содеянном, велел казнить визиря и щедро одарить Рудаки, но поэт отказался от щедрых даров и умер в нищете в родной деревне Панджруд. Рудаки свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы.

Из литературного наследия Рудаки (по преданию — более 130 тыс. двустиший; другая версия — 1300 тыс. — неправдоподобна) дошла до нас едва лишь тысяча двустиший. Целиком сохранились касыда «Мать вина» (933 год), автобиографическая касыда «Жалоба на старость», а также около 40 четверостиший (рубаи)). Остальное — фрагменты произведений панегирического, лирического и философско-дидактического содержания, в том числе отрывки из поэмы «Калила и Димна» (перевод с арабского, 932), и пяти других поэм.

Наряду с хвалебной и анакреонтической темами в стихах Рудаки звучит вера в силу человеческого разума, призыв к знанию, добродетели, активному воздействию на жизнь. Простота поэтических средств, доступность и яркость образов в поэзии Рудаки и его современников характеризуют созданный ими хорасанский, или туркестанский стиль, сохранявшийся до конца XII века.

Память

  • Центральный проспект столицы Таджикистана — Душанбе носит имя Рудаки.
  • На предполагаемой могиле Рудаки в его родном селении сооружен мавзолей.
  • В честь Рудаки назван кратер на планете Меркурий.
  • В Самарканде, в 1990-е годы на площади возле Самаркандского музея истории и культуры искусства народов Узбекистана, слева от площади и ансамбля Регистан был установлен памятник Рудаки, но в 2009 году данный памятник был перенесён в одну из новых площадей Самарканда.
  • Один из проспектов Самарканда назван в честь Рудаки.
  • Одна из улиц в Алма-Ате названа его именем.
  • «Судьба поэта» — фильм о судьбе Рудаки киностудии «Таджикфильм» 1959 года
  • В 1958 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Рудаки.
  • Портрет Рудаки изображён на банкноте 500 сомони образца 2010 года
  • Имя носил Областной государственный театр музыкальной комедии имени (Хорог)

( Республиканский историко-краеведческий музей имени Рудаки (Таджикистан)

  • Имя было присвоено Таджикской государственной филармонии
  • Оперный театр имени Рудаки (Тегеран, Иран)
  • В 2013 г. премию Русский Букер и Студенческий Букер получил писатель А. Г. Волос за роман «Возвращение в Панджруд», главным героем которого является поэт Рудаки.
Rudaki Tomb in Panjkent-after restored.jpgМавзолей Рудаки после реставрации
Rudaky dushanbe.JPGПамятник Рудаки в Душанбе. Автор Фуад Абдурахманов
Statue of Rudaki.jpgПамятник Рудаки в г. Истаравшан Таджикистан
TJ Ag 5 Rudaki b.jpgПамятная монета Таджикистана 2008 года, посвященная 1150-летию Абу Абдаллаха Рудаки - 5 сомони - Серебро 925
TJ Bi 5 Rudaki b.jpgПамятная монета Таджикистана 2008 года, посвященная 1150-летию Абу Абдаллаха Рудаки - 5 сомони - биметалл
Stamp of USSR 2247.jpgПочтовая марка СССР, 1958 год