Краткая биография

Будущий известный политический и государственный деятель, публицист, драматург, поэт, один из первых европейских журналистов, предтеча английского Просвещения появился на свет 1 мая 1672 г. в Милстоне (Уилтшир). Будучи сыном священника-настоятеля двух соборов, получал образование в лондонской Чартерхаус-скул. Этот период примечателен судьбоносным знакомством с Ричардом Стилом – будущим другом, соратником и соавтором. С 1687 по 1699 гг. биография Джозефа Аддисона связана с Оксфордским университетом, где он, получив степени бакалавра и магистра, продолжил карьеру поступлением в аспирантуру и преподаванием.

В 1695 г. одаренный молодой ученый написал в стихотворной форме послание королю Вильгельму, чем привлек к себе благосклонное внимание двух видных политиков, членов партии вигов. При их содействии в 1699 г. Аддисону достался королевский грант, благодаря которому состоялось его путешествие по Европе, откуда он присылал заметки, послания в прозе и стихах. В 1704 г., возвратившись на родину, вступил в литературно-политический кружок вигов, где познакомился с известными драматургами Дж. Ванбру и У. Конгривом. Полная восхвалений ода по случаю Бленхеймской победы герцога Мальборо, сочиненная Аддисоном по правительственному заказу, была воспринята вигами на ура и позволила ему оказаться на должности в комиссии по апелляциям. После прихода этой партии к власти в мае 1705 г. Аддисона назначили помощником государственного секретаря.

Это было время его становления не только в качестве политика, общественного деятеля, но и публициста. Аддисон помог своему старинному приятелю Ричарду Стилу стать издателем правительственной газеты, участвовал в создании его пьесы «Нежный муж», опубликовал собственное «Путешествие по Италии». В 1707 г. состоялась премьера оперы «Розамунда», автором либретто которой выступил Аддисон, но публика отнеслась к ней с прохладцей.

В 1709 г. политик стал членом парламента и отправился в Ирландию в должности секретаря вице-короля этой страны. В это время в Лондоне увидел свет журнал «Болтун» – детище Стила, в создании которого принял участие и Аддисон – сначала пересылая очерки товарищу время от времени, а по возвращении на родину зимой 1709 г. превратившись в единственного автора. За его подписью было опубликовано более четырех десятков очерков. В конце 1710 г. журнал был закрыт, но, приободренные его успехом, соратники решились выпускать с 1 марта 1711 г. новое издание – «Зритель». Перед собой они ставили цель не просто подстраиваться под публику, а подтягивать ее на более высокий уровень просвещения, поэтому наряду с развлекательными в «Зрителе» публиковались серьезные аналитические материалы.

Журнал стал модным во всех смыслах: издавался рекордным по тем временам тиражом, переиздавался после закрытия в виде книг. В 1713 г. Стил занялся новым детищем – журналом «Опекун», и Аддисон написал для него более 50 очерков, а в 1714 г. последний предпринял самостоятельную попытку реанимировать «Зрителя», но после 80 номеров отказался от этой затеи ввиду утраты его былой популярности. Всего же для «Зрителя» им было написано без малого три сотни очерков.

В апреле 1713 г. Аддисон прославился как драматург: его трагедия «Катон» была поставлена королевским театром «Друри-Лейн», стала настоящим событием и, будучи переведенной на многие европейские языки, вплоть до конца XVIII в. пользовалась большим успехом. Во многом он объяснялся не столько художественной ценностью произведения, сколько наличием параллелей в политической жизни страны.

Изменение ситуации (смерть в 1714 г. королевы Анны, приезд будущего Георга I и др.) привело к тому, что дальнейшая биография Аддисона в меньшей степени связана с его литературной деятельностью, и в большей – с общественной, политической, а также с событиями в личной жизни. С декабря 1715 г. по 29 июня 1716 г. публицист издавал журнал антиякобинской направленности «Фригольдер». В 1716 г. он повел под венец женщину, благосклонности которой добивался больше 11 лет, – графиню Уорик. Представленная театром «Друри-Лейн» в этом же году пьеса Аддисона «Барабанщик» осталась практически незамеченной: публика ее не приняла, а привлечь к себе именем известного автора она не могла, поскольку ставилась как анонимная.

Зато не остались без внимания его политические эссе. Обсуждаемый парламентом билль о пэрстве, а точнее, занятая Аддисоном по отношению к нему негативная позиция, которую он выразил в обличительном памфлете «Плебей», положила конец его многолетним дружеским и деловым отношениям с Ричардом Стилом. 1717-ый стал годом расцвета Аддисона как политика: он занял пост министра, стал членом Тайного совета, однако долго почивать на лаврах ему помешала болезнь. В 1719 г., 17 июня, Джозеф Аддисон скончался в возрасте 47 лет и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Эссе Аддисона позволили отнести его к наиболее авторитетным личностям в англоязычной прозе. Журналы, издаваемые Аддисоном, «проложили дорогу» английскому реалистическому роману и роману в письмах; с ними сотрудничали Джонатан Свифт, Берли Поуп. «Зритель» все XVIII ст. оставался культовым общественно-публицистическим журналом, образцом для подражания, оказал в том числе немалое влияние на русскую журналистику того времени.

Биография из Википедии

Молодые годы

Отличие Аддисона от других литераторов начала XVIII века состояло в том, что он принадлежал к элите английского общества не только по дарованию, но и по рождению и воспитанию. Его отец Ланселот Аддисон — настоятель соборов в Личфильде и Ковентри. В школе Аддисон близко сошёлся со сверстником, Ричардом Стилом, который станет его соавтором на протяжении большей части жизни.

Последние годы XVII столетия Аддисон провёл в Оксфорде, где сначала учился, а потом преподавал сам. Там сохранилась аллея Аддисона, по которой любил прогуливаться литератор. Его стихотворное послание к королю Вильгельму (1695) обратило на него внимание лорда-хранителя печати и графа Галифакса — двух влиятельных представителей партии вигов.

При финансовой поддержке своих покровителей Аддисон предпринял в 1699—1704 гг. продолжительное путешествие по Европе. Во время пребывания в Италии Аддисон направлял на родину стихотворные послания и заметки в прозе. Опубликованному в 1697 г. драйденовскому переводу «Георгик» Вергилия было предпослано вступительное слово Аддисона.

На правительственной службе

По возвращении в Лондон (1704) Аддисон был принят в члены литературно-политического кружка вигов, в который помимо его покровителей входили видные драматурги Уильям Конгрив и Джон Ванбру. В августе до Лондона дошли новости о великой победе герцога Мальборо под Бленгеймом. Аддисон отозвался на известие восторженной одой, которая получила высокую оценку в кругах вигов и доставила автору лестное предложение занять в правительстве синекуру, ставшую вакантной после смерти Джона Локка.

Выпуск журнала «Спектейтор» от 7 июня 1711г.Выпуск журнала «Спектейтор» от 7 июня 1711 г.

Когда в мае 1705 г. виги одержали победу на выборах, перед Аддисоном открылись новые перспективы. Он занял пост заместителя государственного секретаря и возобновил знакомство со Стилом. Последнему он не только помогал при написании пьесы «Нежный муж», но и обеспечил для него место издателя правительственной «Лондонской газеты». В 1708 г. он избрался в парламент, однако на исходе года отбыл в Ирландию в качестве секретаря ирландского наместника графа Уортона.

«Tatler» и «Spectator»

Во время пребывания Аддисона в Ирландии его товарищ Стил стал трижды в неделю выпускать сатирико-нравоучительный журнал «Tatler» («Болтун»), призванный представлять лондонской публике наглядные примеры джентельменского поведения и хорошего вкуса. Аддисон время от времени пересылал Стилу для публикации собственные материалы, а после возвращения в Лондон зимой 1709 г. взял на себя бремя сочинения всех публиковавшихся в «Татлере» статей.

Издание журнала продолжалось до конца 1710 года. После поражения вигов на выборах Аддисон распределял своё время между парламентской деятельностью и общением с завсегдатаями клуба «Кит-кэт», среди которых ему в этот период был особенно близок Джонатан Свифт (впоследствии он перешёл в стан тори). Успех «Татлера» вдохновил Стила и Аддисона на издание нового журнала в том же духе. На этот раз инициатива принадлежала Аддисону, который видел задачу издания в том, чтобы «вывести Просвещённость из чуланов и библиотек, школ и университетов и поселить её в клобах и ассамблеях, в кофейнях и за чайными столиками».

Этот модный журнал, выходивший под названием «Spectator» («Наблюдатель», «Зритель») практически ежедневно с марта 1711 по декабрь 1712 г., представлял читателям не только политические новости, литературные новинки, обзоры последних веяний в мире моды, но и серьёзные критические разборы. Издатели стремились не столько потакать вкусам публики, сколько возвышать их уровень. Перед читателями «Наблюдателя» проходили галереи модных чудаков, сопровождаемые забавными карикатурами. Особенным успехом пользовались еженедельные эссе Аддисона о мильтоновском «Потерянном рае» — произведении, в то время почти забытом.

Ежедневно по Лондону расходилось до 3000 экземпляров «Наблюдателя», что по тем временам было рекордом, а после закрытия журнала его 555 номеров были переизданы в семи книжках. В 1714 г. Аддисон при содействии двух помощников сочинил и издал ещё 80 номеров «Наблюдателя». На протяжении всего XVIII века издание Аддисона и Стила оставалось образцом общественно-публицистического журнала — ему подражали во Франции, России и других уголках Европы.

Последние годы

Холланд-хаус, где умер Аддисон.Холланд-хаус, где умер Аддисон.

В апреле 1713 г. королевский театр Друри-Лейн поставил трагедию Аддисона «Катон». Постановка наделала много шума и не сходила с английских подмостков до конца столетия. «Катона» подняли на свой щит как тори, так и виги: первые видели в выведенной Аддисоном фигуре Цезаря воплощение удачливого, но опасного для страны полководца, то есть Мальборо; вторые восхваляли фигуру Катона как защитника национальных свобод от тирании иноземных нравов.

Смерть королевы Анны в 1714 году создала предпосылки для возвращения Аддисона к государственной деятельности. До приезда из Ганновера будущего Георга I Аддисон исполнял обязанности секретаря при регентах, а в 1717 г. был назначен государственным секретарём Южного департамента. Женившись на вдове графа Уорика, Аддисон водворился в её роскошной кенсингтонской резиденции Холланд-хаус.

В связи с новыми обязанностями литературная деятельность Аддисона пошла на спад, а его отношения с соратниками по издательской деятельности стали портиться. Комедия «Барабанщик» была поставлена в Друри-Лейн на условиях анонимности автора. В первой половине 1716 г. Аддисон публиковал свои эссе на политические темы. Со Стилом он рассорился из-за билля о правах пэрства, меж тем как язвительный сатирик Поуп вывел его в самом неприглядном виде в своём стихотворном «Послании доктору Арбутноту» (известном русскому читателю по переложению И. И. Дмитриева).

Джозеф Аддисон умер в Лондоне в возрасте 47 лет. Похоронили его в Вестминстерском аббатстве подле могилы лорда Галифакса. Похвалы доктора Джонсона, которых удостоились эссе Аддисона, посмертно возвели его в число самых авторитетных и, по оценке Британской энциклопедии, влиятельных мастеров англоязычной прозы.