Краткая биография

Джу́лиан Па́трик Барнс (англ. Julian Patrick Barnes; 19 января 1946) — английский писатель, эссеист, литературный критик, один из видных представителей литературы постмодернизма. Лауреат Букеровской премии (2011).

Джулиан Патрик Барнс родился 19 января 1946 года в городе Лестер в центре Англии.

С 1957 по 1964 годы учился в Школе Лондонского Сити (англ. City of London School). После окончания школы Барнс поступает в колледж «Магдалена» Оксфордского университета, на факультет современных западноевропейских языков. В 1968 году с отличием оканчивает университет.

Первыми литературными опытами стали детективные рассказы, которые Барнс публиковал под псевдонимом Дэн Кавана. После ряда публикаций в литературных альманахах — напечатал свой первый роман «Метроленд», удостоенный премии Сомерсета Моэма. Роман рассказывает о судьбе поколения бунтарей и нигилистов 1960-х.

Роман «История мира в 10½ главах» (1989) явился настоящим событием в литературе. Написанный в жанре антиутопии, роман ищет ответы на ряд философских вопросов о сущности человека, его прошлом, настоящем и будущем.

Среди произведений Барнса есть новеллы о любви, например «До того, как она встретила меня», «Как всё было» (Премия Фемина,1992), «Любовь и так далее».

Роман «Попугай Флобера» (Премия Медичи, 1986) представляет собой интересное исследование о роли автора в творческом процессе.

Барнс трижды за свою творческую карьеру попадал в шорт-лист Букеровской премии, и стал её лауреатом в 2011 году. Примечательно, что некоторые российские издательства не первый год ошибочно представляют Барнса как лауреата этой премии. В 2005 году на соискание Букера был выдвинут роман «Артур и Джордж». Английские букмекеры считали Барнса фаворитом, однако стать победителем ему было не суждено. В 2011 году это недоразумение было преодолено. Барнс был удостоен премии за роман «Предчувствие конца».

В 2011 году получил также премию Дэвида Коэна.

Романы «Метроленд» и «Любовь и так далее» были экранизированы в Великобритании и Франции соответственно.

Был женат на своём литературном агенте Пэт Кавана, с которой они жили в Северном Лондоне. В октябре 2008 Пэт скоропостижно умерла от рака.

Библиография

Романы и рассказы

  • Метроленд / Metroland (1980, рус. перевод 2001)
  • До того, как она встретила меня / Before She Met Me (1982, рус. перевод 2005)
  • Попугай Флобера / Flaubert’s Parrot (1984, рус. перевод 2002)
  • Глядя на солнце / Staring at the Sun (1986, рус. перевод И. Гуровой; 2003; М: Изд. Ермак, 2004)
  • История мира в 10½ главах / A History of the World in 10½ Chapters (1989, рус. перевод 1994)
  • Как всё было / Talking it Over (1991, рус. перевод 2002)
  • Дикобраз / The Porcupine (1992, рус. перевод 1995)
  • По ту сторону Ла-Манша / Cross Channel (1996, рус. перевод 2005) (рассказы)
  • Англия, Англия / England, England (1998, рус. перевод 2003)
  • Любовь и так далее / Love, etc (2000, рус. перевод 2003)
  • Лимонный стол / The Lemon Table (2004, рус. перевод 2006) (рассказы)
  • Артур и Джордж / Arthur & George (2005, рус. перевод 2007)
  • Нечего бояться / Nothing to Be Frightened Of (2008, рус. перевод 2011) (мемуары)
  • Пульс / Pulse (2011, рус. перевод 2011) (рассказы)
  • Предчувствие конца / The Sense of an Ending (2011, рус. перевод 2012), удостоен Букеровской премии
  • Шум времени / The Noise of Time (2016)

Под псевдонимом Дэн Кавана

  • Даффи влип / Duffy (1980, рус. перевод 2005)
  • Fiddle City (1981)
  • Putting the Boot In (1985)
  • Going to the Dogs (1987)

Документальная проза

  • Письма из Лондона / Letters from London (1995)
  • Хочу заявить / Something to Declare (2002)
  • Педант на кухне / The Pedant in the Kitchen (2003)
  • Уровни жизни / Levels of Life (2013)

«История мира в 10½ главах»

Роман написан в традициях постмодернизма. Он состоит из рассказов, объединённых едиными мотивами и образами. Наиболее ярко выражены: образ моря, образ корабля (корабль — Ковчег — дом), образ текучей воды (время). Мотив деления на чистых и нечистых. Действие происходит не в хронологическом порядке.

  • 1 глава — «Безбилетник» — легенда о всемирном потопе, рассказанная личинкой червя-древоточца.
  • 2 глава — «Гости» — современный мир, захват террористами туристического лайнера.
  • 3 глава — «Религиозные войны» — XVI век, церковный суд над червями-древоточцами.
  • 4 глава — «Уцелевшая» — о женщине, которая теряет рассудок после Чернобыльской аварии.
  • 5 глава — «Кораблекрушение» — 1816 год, реальное кораблекрушение и картина Жерико.
  • 6 глава — «Гора» — паломничество Аманды Фергюсон на Арарат.
  • 7 глава — «Три простые истории»:
    • 1 история — о человеке, дважды спасшемся с «Титаника».
    • 2 история — о человеке, проглоченном китом.
    • 3 история — о депортируемых из Германии евреях.
  • 8 глава — «Вверх по реке!» — письма о съёмочном процессе в джунглях.
  • ½ глава — «Интермедия» — рассуждения самого автора о любви и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.
  • 9 глава — «Проект Арарат» — поиски Ковчега американским астронавтом.
  • 10 глава — «Сон» — модернизированный рай, границы между раем и адом стёрты, ад представляет собой парк аттракционов..