Краткая биография

Его́р Ле́тов (настоящее имя: И́горь Фёдорович Ле́тов; 10 сентября 1964, Омск, СССР — 19 февраля 2008, там же) — советский и российский поэт и музыкант, а также звукорежиссёр, художник-оформитель и коллажист; основатель, лидер и единственный постоянный участник группы «Гражданская оборона», также известен по музыкальным проектам «Егор и Опизденевшие» и «Коммунизм». Младший брат саксофониста Сергея Летова, с которым творчески сотрудничал в рамках некоторых музыкальных проектов. Егор Летов является одной из ключевых фигур в так называемом «сибирском андерграунде» — музыкально-поэтическом движении, возникшем в Западной Сибири в конце 1980-х годов.

Посмертно Летов был неоднократно назван «крёстным отцом» и «патриархом» русского панк-рока и просто одним из самых влиятельных представителей панк-движения в России.

До начала музыкальной карьеры

Егор Летов родился в Омске 10 сентября 1964 года. Мать по профессии врач, отец — военный, участник Великой Отечественной войны, в 1990-х — секретарь райкома КПРФ в Омске. 25 мая 1982 года закончил 10-й класс школы № 45 Омска. После школы переехал к брату в Подмосковье и поступил в московское строительное ПТУ, однако весной 1983 года был отчислен за прогулы и неуспеваемость и к 1984 году вернулся обратно в Омск. После отчисления некоторое время работал рисовальщиком портретов Ленина для стендов наглядной агитации (Омский шинный завод, Омский моторостроительный завод им. Баранова), дворником и штукатуром на стройке.

1980-е

Егор Летов занялся музыкальной деятельностью в начале 1980-х годов в Омске, сформировав в 1982 году вместе со своими единомышленниками (наиболее известный из них, бывший постоянным соратником Егора Летова — Константин «Кузя Уо» Рябинов) рок-группу «Посев», названную в честь общественно-политического журнала НТС.

Первое выступление Летова (на бас-гитаре) состоялось в конце 1983 года в общежитии МИФИ, в составе импровизационного ансамбля Сергея Курёхина.

8 ноября 1984 года Лето и Кузя Уо создают рок-группу «Гражданская оборона», также известную публике под аббревиатурами «ГрОб» и «ГО». Эту же аббревиатуру Егор Летов использовал для названия своей домашней студии («ГрОб-Records»). На заре своей деятельности Егор Летов, как по причине политических гонений со стороны властей, так и отчасти из-за желания ни от кого не зависеть, был вынужден записывать свои музыкальные произведения в квартирных условиях. В дальнейшем эта практика была продолжена: все альбомы «Гражданской Обороны» были записаны в домашней студии.

«Гражданская оборона» становится популярной за пределами Сибири. В конце 1985 года с группой началась борьба со стороны властей, в отношении Егора Летова и его группы осуществлялись политические репрессии. Поздней осенью 1985 Летова отправили на принудительное лечение в психбольницу. Там Летов пробыл с 8 декабря 1985 по 7 марта 1986 года. В своей биографии Летов так описывает этот период:

Я находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня начали накачивать сверхсильными дозами нейролептиков, неулептилом — после огромной дозы неулептила я даже временно ослеп — я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это лечение нейролептиками везде одинаково, что у нас, что в Америке. Всё начинается с «неусидчивости». После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галоперидола человек должен мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать своё тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок; он превращается в животное, кричащееся, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам «привязка». Такого человека привязывали к кровати, и продолжали колоть, пока у него не перегорало, «по полной». Пока у него не возникало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полёт над гнездом кукушки».

В какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить. Я целый день ходил и сочинял: писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «Манагер», Олег Судаков, которому я передавал через решётку всё, что написал.

В 1987—1989 годах Егором Летовым и его соратниками был записан целый ряд альбомов «Гражданской обороны»: «Красный Альбом», «Хорошо!!», «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Некрофилия», «Так закалялась сталь», «Боевой Стимул», «Всё идёт по плану», «Песни радости и счастья», «Война», «Армагеддон-Попс», «Здорово и вечно», «Русское поле экспериментов». В те же годы записывались альбомы проекта «Коммунизм» (в составе: Егор Летов, Константин Рябинов, Олег «Манагер» Судаков), началось сотрудничество Летова и Янки Дягилевой.

Несмотря на полуподпольность существования музыкантов и «ГрОб-студии», к концу 1980-х и особенно в начале 1990-х годов они получили широкую известность в СССР, преимущественно в молодёжных кругах; по некоторым оценкам поклонниками группы стали сотни тысяч человек. По оценкам критиков, творчество Летова отличается мощной энергетикой и подачей материала, необычным, самобытным звуком, живым и простым ритмом, нестандартными текстами, своеобразной грубоватой и вместе с тем изысканной поэзией и языком. В качестве коллективов, близких ему по духу и оказавших определённое влияние на звучание Гражданской Обороны в разное время, Летов называл американский гаражный рок 1960-х (который был его любимым музыкальным направлением) вроде The Monks и The Sonics, а также группы Love, Sonic Youth, Butthole Surfers, ранние Pink Floyd (до ухода Барретта), творчество Боба Дилана, Нила Янга, Кима Фоули, Дженезиса Пи-Орриджа и Майкла Джиры, а также множество других коллективов и исполнителей, преимущественно в стилях психоделического и экспериментального рока, панка и постпанка.

1990-е

В начале 1990-х годов Егором Летовым, к тому времени прекратившим концертную деятельность «Гражданской обороны» и объявившем о роспуске группы, в рамках психоделического проекта «Егор и Опизденевшие» записаны альбомы «Прыг-скок» (1990) и «Сто лет одиночества» (1992), являющиеся одними из наиболее популярных его альбомов. В 1993 году Летов вновь собирает «Гражданскую Оборону» для концертной и студийной деятельности. В этот же период он становится одним из лидеров национал-коммунистического рок-движения «Русский прорыв», ведёт активную гастрольную деятельность. В 1994—1998 годах Егор Летов поддерживал Национал-большевистскую партию и имел партбилет с № 4. В 1999 году отправился в тур в поддержку Виктора Анпилова на выборах в Госдуму.

В 1995—1996 годах Егор Летов записал ещё два альбома: «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», вновь в составе группы «Гражданская оборона». Оба альбома были выпущены в 1997 году.

2000-е

В 2002 году вышел альбом «Гражданской обороны» «Звездопад», целиком составленный из известных советских песен в авторском прочтении Егора Летова, а также выпущен альбом «Егора и Опизденевших» «Психоделия Tomorrow». В феврале 2004 года Егор Летов официально открестился от любых, в том числе националистических, политических сил. В 2004—2005 годах вышли два новых альбома группы — «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация» (заглавная песня написана во время нахождения Егора Летова в реанимации),появление которых вызвало новую волну интереса к «Гражданской Обороне», как среди широкой публики, так и в прессе. В это же время появились переиздания альбомов «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», которые были пересведены и выпущены под новыми названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия» соответственно. В мае 2007 года вышел альбом «Зачем снятся сны?», ставший последним альбомом группы. Впоследствии этот альбом был назван Егором Летовым лучшим.

Егор Летов и его группа несколько раз встречали сопротивление со стороны властей Эстонии (отказано в получении визы без комментариев со стороны МИД) и Латвии.

Последний концерт «Гражданской обороны» состоялся 9 февраля 2008 года в Екатеринбурге. Этот концерт снимался местной телекомпанией.

Смерть

Скоропостижно скончался в Омске 19 февраля 2008 года в 16:57 по местному времени в 43-летнем возрасте. По первоначальной версии, причиной смерти стала остановка сердца, хотя позже появилась другая версия: острая дыхательная недостаточность, развившаяся от отравления алкоголем. На сайте «Гражданской обороны» было опубликовано, что Летов умер от остановки сердца. Похоронен в Омске на Старо-Восточном кладбище, рядом с могилой матери.

Личная жизнь

Во второй половине 1980-х годов возлюбленной Егора Летова была Яна Дягилева. С 1991 по 1997 год Летов жил с подругой Яны и участницей записи его некоторых альбомов, Анной Волковой. Однако в 1997 году Летов женится на Наталье Чумаковой, которая также вошла в состав «Гражданской обороны» в качестве бас-гитаристки. Они впервые познакомились в 1991 году на похоронах Янки, но еще долгое время не общались и даже не виделись; лишь спустя 6 лет их знакомство неожиданно получило быстрое и серьезное развитие. Егор Летов называл себя «христианином всех религий», также рассказывал о своём «самокрещении» на Иордане.

Память

Памятник на могиле Егора Летова, сентябрь 2010 годаПамятник на могиле Егора Летова, сентябрь 2010 года

Летом и осенью 2008 года в Новосибирске, Барнауле и Нижнем Новгороде прошла выставка коллажей и арт-объектов «Коммунизм-арт», выполненных Егором Летовым, Олегом Судаковым и Константином Рябиновым.

В 2009 году началось издание трёхтомника стихов Егора Летова «Автографы. Черновые и беловые рукописи». Осенью 2009 года увидел свет первый том, а в августе 2011 года — второй том «Автографов». Третий том вышел осенью 2014 года.

10 сентября 2010 года на могиле Егора Летова, по инициативе его вдовы Натальи Чумаковой, был установлен памятник-надгробие, представляющий собой мраморный куб, на котором изображён «Вселенский» Крест первых христиан, называемый также иерусалимским крестом. В его изготовлении и установке приняли участие Елена Веремьянина, Сергей Соколков, Юрий Щербинин, Евгений Козлов, Константин Вдовин, Николай Лепихин и Михаил Воронько. Сам Егор в качестве нательного креста носил именно такой.. Памятник был создан за счёт пожертвований поклонников Егора Летова и «Гражданской обороны».

Каждый год в день рождения и смерти музыканта проводятся концерты памяти.

Егор Летов являлся и до сих пор является одним из ярчайших представителей русского рока. Юрий Шевчук говорил, что «со смертью Егора какая-то часть эпохи закончилась, для меня он был крайней чертой, некой границей свободы, вдали которой уже полный беспредел».

20 ноября 2014 года вышел документальный фильм Натальи Чумаковой «Здорово и вечно» о Егоре Летове.

19 декабря 2015 в Омске, в фойе кинотеатра "Слава", состоялась торжественная церемония открытия звезды на "Аллее звёзд". Было увековечено имя советского и российского поэта и рок-музыканта, основателя и лидера группы "Гражданская оборона" Егора Летова.

Факты

10 любимых треков Егора Летова

  • Screamin' Jay Hawkins - I Put A Spell On You
  • The Tornados - Telstar
  • Bob Dylan - Like A Rolling Stone
  • Donovan - Celeste
  • Love - Alone Again Or
  • Strawberry Alarm Clock - Incense and Peppermints
  • The Velvet Underground - Venus In Furs
  • The Who - Pictures Of Lily
  • Tomorrow - Hallucinations
  • Neil Young - Heart of Gold
по состоянию на лето 2007-го года
  • Одно из самых коротких стихотворений, написанных Летовым, состоит из трёх строк. Сам автор высоко его ценил.

Когда я умер,
Не было никого,
Кто бы это опроверг.

10.04.1988.

  • Вершиной собственного творчества Егор Летов считал одну из своих самых мрачных, масштабных и сложных песен, полную аллюзий четырнадцатиминутную «Русское поле экспериментов». Знаменитая фраза «Вечность пахнет нефтью», по словам самого Летова — переделанная цитата из Бертрана Рассела (в оригинале — «Во всей вселенной пахнет нефтью», изложение идей Уильяма Джеймса) из «Истории западной философии», глава XV. Также в числе своих любимых собственных песен Летов называл «Офелию» и «Всё как у людей».
  • В середине 1990-х Летов планировал экранизировать роман Хулио Кортасара «Игра в классики», однако позже отказался от этой идеи: как он сам объяснил, съёмка кино — дело очень тонкое и сложное, а метод «гаражного кино» ему не близок.
  • Самыми любимыми и почитаемыми Летовым писателями были Фёдор Достоевский, Андрей Платонов, Варлам Шаламов, Генри Миллер, Хантер С. Томпсон, Кобо Абэ, Рюноскэ Акутагава, Кэндзабуро Оэ, Оскар Уайлд, Франц Кафка, Стругацкие, Станислав Лем, Рей Бредбери, Герберт Уэллс, Пол Андерсон, Генри Каттнер, Клиффорд Саймак, Джек Керуак, Уильям Голдинг, Даниэль Пеннак, Ирвин Уэлш, Сэлинджер, Эдгар По, Ильф и Петров, Леонид Андреев, Кнут Гамсун, «Маркес-Борхес-Кортасар» и некоторые другие. Из творчества 1990-х годов как минимум два альбома имеют отсылки на произведения разных писателей: «Сто лет одиночества» отсылает к одноимённому роману Маркеса, Так закалялась сталь к роману Островского, Один день Ивана Денисовича к роману Солженицына, «Невыносимая лёгкость бытия» — к одноимённому роману Милана Кундеры
  • Своими любимыми режиссёрами Летов называл Масаки Кобаяси, Робера Брессона, Теодороса Ангелопулоса, Такэси Китано, Андрея Тарковского, Карела Земана, Вернера Херцога, Йоса Стеллинга, Киру Муратову, Джима Джармуша, Сергея Параджанова, Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана и Юрия Норштейна.
  • Наиболее чтимыми собой поэтами XX-го века Летов назвал Владимира Маяковского, Александра Введенского и Алексея Кручёных. Из зарубежных авторов Летов выделял Уильяма Блейка, Дилана Томаса, Эриха Фрида, Георга Тракля и Бруно Шульца, а из поэтов-музыкантов высоко ценил Артура Ли из Love, Марка Смита из The Fall и Боба Дилана.

Дискография

Общая численность композиций (включая кавер-версии, инструментальные произведения, аудиомонологи и аудиоколлажи проекта «Коммунизм»), сделанных Егором Летовым и его соратниками, составляет не менее 1153 записей, автором подавляющего большинства этих вещей является сам Егор Летов. Ниже представлена дискография:

Сольные альбомы

  • Русское поле эксперимента (акустика, Егор Летов) — (CDMAN020-98, Bomba-Piter inc., запись Сергея Фирсова, декабрь 1988 года), http://www.bomba-piter.ru/shop/product/letov-egor-russkoe-pole-eksperimenta-akustika-cdman020-98
  • Концерт в городе-герое Ленинграде (акустика, Егор Летов) — 02.06.1994 (CDMAN003-96, Bomba-Piter inc., запись Сергея Фирсова в ЛДМ, 1991994 год), http://www.bomba-piter.ru/shop/product/letov-egor-kontsert-v-gorode-geroe-leningrade-cdman003-96
  • Егор Летов, концерт в рок-клубе «Полигон» (СПб) — 1997
  • Братья Летовы (с Сергеем Летовым), Запись с концерта в «Проекте О. Г. И.». Песни Е. Летова, Коммунизм, ДК. — 2002
  • Егор Летов, ГО, Лучшее (сборник концертных треков с Питерских концертов в Полигоне) — 2003
  • Вершки и корешки — 2005
  • Всё как у людей — 2005
  • Апельсин. Акустика — 2011

Бутлеги

  • «Песни в пустоту» (акустика с Е. Филатовым) — осень 1986
  • «Музыка весны» (в 2 частях) (акустика, Егор Летов) — пиратский сборник записей с акустических концертов и альбомов с 1990 по 1993 года.

Видео

  • Концерт в городе-герое Ленинграде (акустика, Егор Летов) — 1994
  • Егор Летов, концерт в д/с «Крылья Советов», Москва 16.05.97 + интервью — 1997

Прочие проекты

  • «Коммунизм»
  • «Егор и опизденевшие»
  • «Западъ»
  • «Пограничный отряд гражданской обороны» — альбом, записанный в составе одноимённой полумифической рок-группы в 1988 году в домашней студии Егора Летова «ГрОб-Records». В записи приняли участие Евгений «Джон Дабл» Деев (вокал, бас), Константин «Кузя УО» Рябинов (бас, гитара) и Егор Летов (ударные, гитара, вокал).
  • «Адольф Гитлер»
  • «Враг народа»
  • «Великие Октябри»
  • «Пик и Клаксон»
  • «Спинки мента»
  • «Чёрный Лукич»
  • «Анархия»
  • «Армия Власова»
  • «Цыганята и я с Ильича»
  • «Христосы на паперти»
  • «Инструкция по выживанию»
  • «Сатанизм»
  • «Русский прорыв»
  • «Кооператив Ништяк»

Библиография

  • Егор Летов, Яна Дягилева, Константин Рябинов. Русское поле экспериментов. — М.: ТОО «Дюна», 1994. 
  • Летов, Егор. Я не верю в анархию (сборник статей). — М.: «Издательский Центр» совместно с ООО «Лист Нью», 1997. 
  • Летов, Егор. Стихи. — М.: Хор, Нота-Р, 2003. 
  • Летов, Егор. Автографы. Черновые и беловые рукописи. Том 1. 2002-2007. — Новосибирск: Культурное наследие, 2009. 
  • Летов, Егор. Автографы. Черновые и беловые рукописи. Том 2. 1990-1993. — Новосибирск: Фонд «Сияние», 2011. 
  • Летов, Егор. Автографы. Черновые и беловые рукописи. Том 3. 1993-1997. — Новосибирск: Фонд «Сияние», 2014. 
  • Летов, Егор. Стихи. — М.: Выргород, 2011.