Краткая биография

Эмиль Золя, крупнейший французский писатель, родился в Париже 2 апреля 1840 г. в семье итальянского инженера-строителя, который принял французское подданство. Детство и отрочество Эмиля прошло в Экс-ан-Провансе. В 1847 г., когда мальчику не было и семи, отец умер, после чего его родные оказались в крайне затруднительном материальном положении. В надежде, что друзья покойного супруга смогут их поддержать, их маленькая семья в 1858 г. переезжает во французскую столицу.

Образование Эмиль Золя получил в лицее, после которого работал в конторе у купца, в книжном магазине. Начиная с 1862 г. он примерно 4 года трудился в издательстве «Ашет», зачем решил уйти оттуда, заняться писательским ремеслом и таким образом зарабатывать на жизнь. Его восхождение к славе началось с журналистики, и впоследствии связь с нею никогда не прерывалась. Не отстраняясь от общественно-политической жизни страны, Золя время от времени выступал именно как публицист, хотя и снискал на этом поприще меньшую известность, нежели как создатель художественных произведений.

В 1864 г. увидел свет дебютный сборник рассказов под названием «Сказки Нинон», а в 1865 г. был опубликован его первый роман - «Исповедь Клода», который был, по сути, автобиографичным и сделал автора скандально известным. Эта репутация была поддержана обзором художественной выставки 1866 г., в которой Эмиль Золя страстно отстаивал творческую манеру художника Э. Мане, представителя импрессионизма. К этому новому направлению Золя питал особую симпатию, что нашло отражение в книгах «Мой салон», «Что я ненавижу», «Эдуард Мане». Проявил себя он и сторонником натуралистической школы (предисловие к драме «Тереза Ракен» (1867)), что на практике проявилось во введении в ткань художественных произведений материалов, связанных с медициной, физиологией, открытиями в естествознании. Золя был убежден, что роль доминанты в человеческой жизни играет именно биологическое начало.

Около 1868 г. Золя замыслил написать цикл романов, героями которого была бы одна семья, представленная четырьмя-пятью поколениями. Из романистов он был первым, кто посвятил целую серию произведений одному роду. Цикл «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» писался на протяжении двадцати двух лет (1871-1893) и стал самым значительным произведением в творческой биографии Эмиля Золя. Публика проявила к нему интерес не сразу, но после написанного в 1877 г. 7-го тома, романа «Западня», писатель стал знаменитым и состоятельным, купил неподалеку от столицы, в Медоне, дом. Очередные романы цикла были очень ожидаемыми, ими восхищались, их подвергали жесточайшей критике, но равнодушных не было. Всего в рамках «Ругон-Маккаров» было написано 20 томов, принесших мировую известность и статус крупнейшего национального писателя после Виктора Гюго.

Но даже известность не помогла писателю оказаться приговоренным к тюремному заключению сроком на 1 год по обвинению в клевете. В 1898 г. Золя вмешался в т.н. дело Альфреда Дрейфуса, несправедливо осужденного за выдачу военной тайны иностранному государству. В 1898 г. писатель обратился к президенту республики с открытым письмом «Я обвиняю», в результате чего ему пришлось срочно уехать в Англию. С изменением ситуации в пользу осужденного офицера писатель получил возможность возвратиться во Францию.

Последние годы жизни Золя работал над двумя циклами - «Три города» и «Четыре Евангелия» (романы «Плодовитость», «Труд», «Истина» и «Справедливость», из которых последний остался незаконченным). Смерть застала Эмиля Золя в Париже, 28 сентября 1902 г. Официальная причина смерти – отравление угарным газом вследствие неисправности каминного дымохода. У современников писателя были основания полагать, что он стал жертвой политических противников, однако доказать версию инсценировки несчастного случая никому не удалось.

Биография из Википедии

Эми́ль Золя́ (фр. Émile Zola; 2 апреля 1840(18400402), Париж — 29 сентября 1902, там же) — французский писатель, публицист и политический деятель.

Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения в литературе. Известен прежде всего масштабным 20-томным циклом «Ругон-Маккары», в котором описал все слои французского общества времён Второй империи. Его произведения были многократно экранизированы в кино и на телевидении.

Сыграл значимую роль в громком «Деле Дрейфуса», из-за которого был вынужден эмигрировать в Англию.

Детство и юность в Провансе

Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже, в семье инженера итальянского происхождения Франсуа Золя (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла), принявшего французское гражданство, и матери француженки. В 1843 году отец Эмиля получил контракт на строительство канала в Экс-ан-Провансе и перевёз туда свою семью. Вместе с финансовыми партнёрами он создаёт компанию для проведения в жизнь задуманных проектов в Провансе. Работы по сооружению канала и плотины для снабжения города водой начались в 1847 году, но в том же году Франсуа Золя умирает от воспаления лёгких.

Родители Эмиля ЗоляРодители Эмиля Золя

После смерти мужа мать Эмиля находится в большой нужде, живя на скудную пенсию. В 1851 году она возвращается с сыном в Париж, чтобы следить за судебным процессом, начатым кредиторами против компании покойного Франсуа Золя. В 1852 году компанию объявляют банкротом, а в следующем году канал меняет владельцев.

Образование Эмиль начинает получать относительно поздно для того времени — в семь лет. Мать помещает его в пансион при колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе, где тот учится в течение пяти лет. В Провансе же Золя получает и религиозное образование — первое причастие он проходит в 1852-м.

В Экс-ан-Прованс одним из ближайших друзей Эмиля Золя становится художник Поль Сезанн, с которым он будет поддерживать дружбу вплоть до середины 1880-х годов. В это же время Золя увлекается произведениями Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи и Виктора Гюго. Он сам пробует писать стихи, но они в настоящее время утрачены. Городок Экс-ан-Прованс и весь регион станут источниками для многих сцен и сюжетов в его будущих романах из цикла «Ругон-Маккары». Сам образ города выведен в книгах под вымышленным названием Плассан.

Богемная жизнь

С сожалением для себя, в 1858 году Эмиль переезжает к матери в Париж. Живут они в достаточно скромных условиях. Мать Золя планировала для сына карьеру юриста, но тот дважды провалил свой экзамен на бакалавра.

В течение зимы 1860-1861 годов Эмиль заводит любовную связь с девушкой по имени Берта, которую он сам называл «девушкой с вечеринками» (фр. une fille à parties), т. е. проституткой. Он вынашивал идею «вытащить её из потока», приобщить к приличному роду занятий, но этот идеализм не смог противостоять реалиям жизни в Париже. Эта неудача послужит основной его первого романа «Исповедь Клода» (1865). Позже сюжет частично будет пересказан Эмилем в его цикле «Ругон-Маккары». Среди действующих лиц его произведений возникнет похожий сторонник религиозного воспитания и аналогичное стремление к жизни без обязательств.

В это время Золя постигает гуманистическую культуру, читая Мольера, Монтеня и Шекспира, а также попадает под влияние более современного Жюля Мишле. Он также увлекается живописью, близко сходится с импрессионистами: Эдуардом Мане, Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислей, Яном Бартолдом Йонгкиндом. Эдуард Мане пишет несколько портретов Золя, а Поль Сезанн продолжает оставаться его ближайшим другом. В течение многих десятилетий писатель и художник будут поддерживать тёплые отношения, помогать другу другу в финансовом отношении, вести обширную переписку. Но после публикации романа «Творчество», в котором Сезанн неприятным образом узнает себя в образе художника Клода Лантье, их дружба прекращается. Сезанн отправил последнее письмо Золя в 1886 году и с тех пор они больше не увидятся.

Первые публикации

Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов — типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille, 1867)). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей «Что мне ненавистно» (Mes haines, 1866), «Поход» (Une campagne, 1882), «Новый поход» (Nouvelle campagne, 1897)). Эти выступления — знак его активного участия в политической жизни.

Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) — с участием Гюстава Флобера, Ивана Тургенева, Альфонса Доде и Эдмона Гонкура; «Меданские вечера» (1880) — знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса, Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар, Леон Энник и Поль Алексис).

В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма. Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов, — знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).

В 1901 и 1902 годах член Французской Академии Марселен Бертло выдвигал Эмиля Золя на соискание Нобелевской премии по литературе.

Смерть

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии — из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

В 1953 году, журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон» расследование «Убит ли Золя?» заявив, что смерть Золя, возможно, является убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждения на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе, признавался ему, что намеренно заблокировали дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.

Личная жизнь

Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.

Память

В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии.

В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.

Творчество

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам — «Сказки Нинон» (Contes à Ninon, 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude, 1865), «Завет умершей» (Le vœu d'une morte, 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille, 1867).

Эмиль Золя со своими детьмиЭмиль Золя со своими детьми

Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности — 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin, 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи».

Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы.

Эмиль Золя (1870)Эмиль Золя (1870)
 Эмиль Золя с фотоаппаратом Эмиль Золя с фотоаппаратом
Emil Zola Tot.jpg
 Эмиль Золя Эмиль Золя
 Семья Золя Семья Золя
 Эмиль Золя  Портрет кисти Мане Эмиль Золя
Портрет кисти Мане


Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité, 1899), «Труд», «Истина» (Vérité, 1903), «Справедливость» (Justice, не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.

В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes, 1894), «Рим» (Rome, 1896), «Париж» (Paris, 1898).

Эмиль Золя в России

Эмиль Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции. Уже «Сказки Нинон» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки». 1865. Т. 158. — С. 226—227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы», 1872. Кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа «Добыча», вышедший в изд. Карбасникова (1874) был уничтожен.

Могильный камень, оставшийся в качестве кенотафа на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой 4 июня 1908г. в ПантеонМогильный камень, оставшийся в качестве кенотафа на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой 4 июня 1908 г. в Пантеон

Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

В 1870-х гг. Золя был усвоен главным образом двумя группами читателей — радикальными разночинцами и либеральной буржуазией. Первых привлекли зарисовки хищнических нравов буржуазии, использованные у нас в борьбе с увлечением возможностями капиталистического развития России. Вторые нашли у Золя материал, уяснявший их собственное положение. Обе группы проявили большой интерес к теории научного романа, видя в ней решение проблемы построения тенденциозной беллетристики (Боборыкин П. Реальный роман во Франции // Отечественные записки. 1876. Кн.6, 7).

«Русский вестник» воспользовался бледной обрисовкой республиканцев в «Карьере Ругонов» и «Чреве Парижа» для борьбы с враждебной идеологией радикалов. С марта 1875 по декабрь 1880 Золя сотрудничал в «Вестнике Европы». 64 «Парижских письма», напечатанных здесь, составились из социально-бытовых очерков, рассказов, литературно-критических корреспонденций, художественной и театральной критики и излагали впервые основы «натурализма». Несмотря на успех, корреспонденция Золя вызвала разочарование радикальных кругов в теории экспериментального романа. Это повлекло за собой при малом успехе в России таких произведений Золя, как «Западня», «Страница любви», и скандальной известности «Нана» падение авторитета Золя (Басардин В. Новейший Нана-турализм // Дело. 1880. Кн. 3 и 5; Темлинский С. Золяизм в России. М., 1880).

Надгробие Золя в ПантеонеНадгробие Золя в Пантеоне

С начала 1880-х гг. стало заметно литературное влияние Золя (в повестях «Варенька Ульмина» Л. Я. Стечькиной, «Краденое счастье» Вас. И. Немировича-Данченко, «Псарня», «Выучка», «Молодые» П. Боборыкина). Это влияние было незначительным, а сильнее всего оно сказалось на П. Боборыкине и М. Белинском (И. Ясинском).

В 1880-х и первой половине 1890-х гг. романы Золя не пользовались идеологическим влиянием и бытовали преимущественно в буржуазных читательских кругах (переводы печатались регулярно в «Кн. неделе» и «Наблюдателе»). В 1890-х гг. Золя приобрел вновь в России крупное идейное влияние в связи с отголосками дела Дрейфуса, когда вокруг имени Золя и в России поднялась шумная полемика («Эмиль Золя и капитан Дрейфус. Новый сенсационный роман», вып. I—XII, Варшава, 1898).

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после 1905, интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после 1917. Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, 1908) (В. М. Фриче, Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., 1919).

Произведения

Романы

  • Исповедь Клода (La Confession de Claude, 1865)
  • Завет умершей (Le vœu d'une morte, 1866)
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin, 1867)
  • Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille, 1867)
  • Мадлена Фера (Madeleine Férat, 1868)

Ругон-Маккары

  • Карьера Ругонов (La Fortune des Rougon, 1871)
  • Добыча (La Curée, 1872)
  • Чрево Парижа (Le Ventre de Paris, 1873)
  • Завоевание Плассана (La Conquête de Plassans, 1874)
  • Проступок аббата Муре (La Faute de l'Abbé Mouret, 1875)
  • Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon, 1876)
  • Западня (L'Assommoir, 1877)
  • Страница любви (Une Page d'amour, 1878)
  • Нана (Nana, 1880)
  • Накипь (Pot-Bouille, 1882)
  • Дамское счастье (Au Bonheur des Dames, 1883)
  • Радость жизни (La Joie de vivre, 1884)
  • Жерминаль (Germinal, 1885)
  • Творчество (L'Œuvre, 1886)
  • Земля (La Terre, 1887)
  • Мечта (Le Rêve, 1888)
  • Человек-зверь (La Bête humaine, 1890)
  • Деньги (L'Argent, 1891)
  • Разгром (La Débâcle, 1892)
  • Доктор Паскаль (Le Docteur Pascal, 1893)

Три города

  • Лурд (Lourdes, 1894)
  • Рим (Rome, 1896)
  • Париж (Paris, 1898)

Четвероевангелие

  • Плодовитость (Fécondité, 1899)
  • Труд (Travail, 1901)
  • Истина (Vérité, 1903)
  • Справедливость (Justice, не завершён)

Повести

  • Осада мельницы (L’attaque du moulin, 1880)
  • Госпожа Сурдис (Madame Sourdis, 1880)
  • Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle, 1882)

Новеллы

  • Сказки Нинон (Contes à Ninon, 1864)
  • Новые сказки Нинон (Nouveaux contes à Ninon, 1874)

Пьесы

  • Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin, 1874)
  • Розовый бутон (Le bouton de rose, 1878)
  • Рене (Renée, 1887)
  • Мадлена (Madeleine, 1889)

Литературно-публицистические произведения

  • Что мне ненавистно (Mes haines, 1866)
  • Мой салон (Mon Salon, 1866)
  • Эдуард Мане (Edouard Manet, 1867)
  • Экспериментальный роман (Le Roman expérimental, 1880)
  • Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes, 1881)
  • Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre, 1881)
  • Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques, 1881)
  • Литературные документы (Documents littéraires, 1881)
  • Поход (Une campagne, 1882)
  • Новый поход (Nouvelle campagne, 1897)
  • Истина шествует (La vérité en marche, 1901)

Издания на русском языке

  • Собрание сочинений в 18 томах. – М.: Правда, 1957. (Библиотека «Огонек»).
  • Собрание сочинений в 26 томах. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960–1967. — 300 000 экз.
  • Собрание сочинений в 20 томах (16 книгах). – М.: Голос, 1992–1998.
  • Собрание сочинений в 12 томах. – М.–Тверь: Художественная литература, Альба, 1995–2000.
  • Собрание сочинений в 20 томах. – М.: Терра, 1996–1998.
  • Собрание сочинений в 16 томах. – М.: Книжный клуб «Книговек», 2011.
  • Тереза Ракен. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1975. (Библиотека всемирной литературы).
  • Карьера Ругонов. Добыча. – М.: Художественная литература, 1980. (Библиотека классики).
  • Западня. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1988. (Библиотека классики).

Избранная литература о Золя

  • Полное собрание сочинений Э. Золя с иллюстрациями. — P.: Bibliothèque-Charpentier, 1906.
  • L’Acrienne. — 1860.
  • Темлинский С. Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп. — М., 1881.
  • Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», 1876, «Вестнике Европы», 1882, I, и «Наблюдателе», 1882, XI, XII)
  • Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», 1882, VIII; 1883, VI; 1884, XI; 1886, VI; 1891], IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПб., 1888)
  • Андреевич В. // «Вестник Европы». — 1892, VII.
  • Слонимский Л. Золя. // «Вестник Европы». — 1892, IX.
  • Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
  • Брандес Г. // «Вестник Европы». — 1887. — X, к в Собр. сочин.
  • Барро Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность. — СПб., 1895.
  • Пелисье Ж. Французская литература XIX век. — М., 1894.
  • Шепелевич Л. Ю. Наши современники. — СПб., 1899.
  • Кудрин Н. Е. (Русанов). Э. Золя, Литературно-биографический очерк. — «Русское богатство», 1902, X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», 1906).
  • Аничков Евг. Э. Золя, «Мир божий», 1903, V (и в книге «Предтечи и современники»).
  • Венгеров Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», 1903, IX (и в «Литературных характеристиках», кн. II, СПб., 1905).
  • Лозинский Евг. Педагогические идеи в произведениях Э. Золя. // «Русская мысль», 1903, XII.
  • Веселовский Ю. Э. Золя как поэт и гуманист. // «Вестник воспитания», 1911. — I, II.
  • Фриче В. М. Э. Золя. — М., 1919.
  • Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы. — М.: Гиз, 1922.
  • Эйхенгольц М. Э. Золя (1840—1902). // «Печать и революция», 1928, I.
  • Rod E. A propos de l’Assomoir. — 1879.
  • Ferdas В. La physiologie expérimentale et le roman expérimental. — P.: Claude Bernard et E. Zola, 1881.
  • Alexis P. Emile Zola, notes d’un ami. — P., 1882.
  • Maupassant G. de Emile Zola, 1883.
  • Hubert. Le roman naturaliste. — 1885.
  • Wolf E. Zola und die Grenzen von Poesie und Wissenschaft. — Kiel, 1891.
  • Sherard R. H. Zola: biographical and critical study. — 1893.
  • Engwer Th. Zola als Kunstkritiker. — B., 1894.
  • Lotsch F. Über Zolas Sprachgebrauch. — Greifswald, 1895.
  • Gaufiner. Étude syntaxique sur la langue de Zola. — Bonne, 1895.
  • Lotsch F. Wörterbuch zu den Werken Zolas und einiger anderen modernen Schriftsteller. — Greifswald, 1896.
  • Лапорт А. Золя против Золя. — P., 1896.
  • Монэстэ Ж. Л. Настоящий Рим: реплика Золя. — 1896.
  • Rauber A. A. Die Lehren von V. Hugo, L. Tolstoy und Zola. — 1896.
  • Лапорт А. Натурализм или вечность литературы. E. Золя, Человек и произведение. — P., 1898.
  • Буржуа, произведение Золя. — P., 1898.
  • Брунетье Ф. После процесса, 1898.
  • Bürger E. E. Zola, A. Daudet und andere Naturalisten Frankreichs. — Dresden, 1899.
  • Macdonald A. Emil Zola, a study of his personality. — 1899.
  • Vizetelly E. A. With Zola in England. — 1899.
  • Ramond F. C. Персонажи Ружон-Маккар. — 1901.
  • Conrad M. G. Von Emil Zola bis G. Hauptmann. Erinnerungen zur Geschichte der Moderne. — Lpz., 1902.
  • Bouvier. L’œuvre de Zola. — P., 1904.
  • Vizetelly E. A. Zola, novellist and reformer. — 1904.
  • Lepelletier E. Emile Zola, sa vie, son œuvre. — P., 1909.
  • Patterson J. G. Zola: characters of the Rougon-Macquarts novels, with biography. — 1912.
  • Martino Р. Le roman réaliste sous le second Empire. — P., 1913.
  • Lemm S. Zur Entstehungsgeschichte von Emil Zolas «Rugon-Macquarts» und den «Quatre Evangiles». — Halle a. S., 1913.
  • Mann H. Macht und Mensch. — München, 1919.
  • Oehlert R. Emil Zola als Theaterdichter. — B., 1920.
  • Rostand E. Deux romanciers de Provence: H. d’Urfé et E. Zola. — 1921.
  • Martino P. Le naturalisme français. — 1923.
  • Seillère E. A. A. L. Emile Zola, 1923: Baillot A., Emile Zola, l’homme, le penseur, le critique, 1924
  • France A. La vie littéraire. — 1925. — V. I. — Pp. 225—239.
  • France A. La vie littéraire. — 1926. — V. II (La pureté d’E. Zola, pp. 284—292).
  • Deffoux L. et Zavie E. Le Groupe de Médan. — P., 1927.
  • Josephson Matthew. Zola and his time. — N. Y., 1928.
  • Doucet F. L’esthétique de Zola et son application à la critique, La Haye, s. a.
  • Bainville J. Au seuil du siècle, études critiques, E. Zola. — P., 1929.
  • Les soirées de Médan, 17/IV 1880 — 17/IV 1930, avec une préface inédite de Léon Hennique. — P., 1930.
  • Пиксанов Н. К., Два века русской литературы. — изд. 2-е. — М.: Гиз, 1924.
  • Мандельштам Р. С. Художественная литература в оценке русской марксистской критики. — изд. 4-е. — М.: Гиз, 1928.
  • Laporte A. Emile Zola, l’homme et l’œuvre, avec bibliographie. — 1894. — Pp. 247—294.

Экранизации

  • Жертвы алкоголя / Les victimes d’alcoolisme (Франция, 1902) (по роману «Западня»)
  • В чёрной стране / Au pays noir (Франция, 1905) (по роману «Жерминаль»)
  • Западня / L’assommoir (Франция, 1909)
  • Западня / Faldgruben (Дания, 1909)
  • Нападение на мельницу / The attack on the mill (США, 1910)
  • Жертвы алкоголя / Les victimes d’alcoolisme (Франция, 1911) (по роману «Западня»)
  • В стране тьмы / Au pays des ténèbres (Франция, 1912) (по роману «Жерминаль»)
  • Страница любви / Una pagina d’amore (Италия, 1912)
  • Человек-зверь (Франция, 1912) (возможно, что фильм не имеет отношения к роману Золя)
  • Жерминаль / Germinal (Франция, 1913)
  • Ограничьте народы / Gränsfolken (Швеция, 1913)
  • Чудо / Miraklet (Швеция, 1913) (по роману «Лурд»)
  • Деньги / Penge (Дания, 1914)
  • Рабыни роскоши и моды (Россия, 1915) (по роману «Дамское счастье»)
  • Разрушение / Destruction (США, 1915) (по роману «Труд»)
  • Тереза Ракен / Therese Raquin (Италия, 1915)
  • Тереза Ракен / Therese Raquin (Италия, 1915)
  • Холодное сердце / The marble heart (США, 1916) (по роману «Тереза Ракен»)
  • Мужчина и женщина / A man and the woman (США, 1917) (по роману «Нана»)
  • Наслаждение / La cuccagna (Италия, 1917) (по роману «Добыча»)
  • Пьянство / Drink (Великобритания, 1917) (по роману «Западня»)
  • Труд (Россия, 1917)
  • Человек-зверь (Россия, 1917)
  • Деньги / A pénz (Венгрия, 1919)
  • Нана / Nana (Венгрия, 1919)
  • Роковая женщина / Una donna funesta (Италия, 1919)
  • Тереза Ракен (Россия, 1919)
  • Труд / Travail, (Франция, 1919)
  • Мадлена Ферра / Maddalena Ferrat (Италия, 1920)
  • Человек-зверь / Die bestie im menschen (Германия, 1920)
  • Западня / L’assommoir (Франция, 1921)
  • Земля / La terre (Франция, 1921)
  • Мечта / La reve (Франция, 1921)
  • Дамское счастье / Zum paradies des damen (Германия, 1922)
  • За ночь любви / Pour une nuit d’amour (Франция, 1923)
  • Страница любви / Una pagina d’amore (Италия, 1923)
  • Нантас / Nantas (Франция, 1925)
  • Нана / Nana (Франция, 1926)
  • Деньги / L’argent (Франция, 1928)
  • Тереза Ракен / Therese Raquin (Германия, 1928)
  • Человек-зверь (La bête humaine), 1938
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin), 1953
  • Жервеза, 1956
  • Чужие жёны (Pot-Bouille), 1957
  • Добыча (La curée), 1966
  • Проступок аббата Муре, 1970
  • Зандали, 1991 (по мотивам «Терезы Ракен»)
  • Жерминаль, 1993
  • На краю света / Na koniec świata (Польша, 1999) — по мотивам романа «Тереза Ракен», в главных ролях Юстина Стечковска и Александр Домогаров
  • «Век Мопассана. Повести и рассказы XIX столетия», телесериал, серия по роману «За ночь любви» («Pour une nuit d’amour»), 2009 (Франция)
  • Дамское счастье (телесериал), 2012
  • Тереза Ракен (In Secret) — фильм 2013 года, режиссёр Чарли Страттон.