Краткая биография

Эрнест Миллер Хемингуэй, входящий в число самых авторитетных и пользующихся популярностью американских писателей прошлого столетия, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе, родился в США, штате Иллинойс, в Оук-Парке 21 июля 1899 г. Его отец, успешный врач, с малых лет прививал Эрнесту любовь к природе, питая надежды, что мальчик в дальнейшем выберет естествознание и медицину. Маленький Хемингуэй очень любил читать книги, а мать мечтала, чтобы он научился виртуозно играть на виолончели. В летний сезон семья жила в коттедже Уиндмир, располагавшемся на берегу озера, и это было счастливым временем для мальчика, получавшего больше свободы. Еще будучи школьником, Хемингуэй напечатал несколько работ (рассказы, репортажи, заметки) в скромном издании «Скрижаль», выходившем в учебном заведении. Уже тогда Хемингуэй принял решение стать в будущем писателем.

Родители мечтали об учебе их сына в университете, однако Эрнест направил свою дальнейшую биографию совсем в другое русло: уехал в Канзас-Сити и устроился в газету «Стар» репортером. Это время имело большое значение для формирования его литературного стиля, т.к. редакторы были нетерпимы к стилистическим небрежностям и многословию, требовали ясности мысли и точности ее выражения. Спустя полгода после начала Первой мировой войны Э. Хемингуэй оказывается шофером отряда Красного Креста. Туда он попал добровольцем, т.к. проблемы со зрением лишили возможности быть призванным в действующую армию. Тем не менее Хемингуэй добился возможности попасть на передовую, подвозя туда провизию.

8 июля 1918 г. его ранили; из тела молодого Хемингуэя было извлечено 26 осколков. Он прославился в качестве первого американца, который был ранен на итальянском фронте, стал обладателем серебряной медали, врученной королем Италии. Почти год Хемингуэй, находясь дома, поправлял здоровье, а в феврале 1920 г. уехал в канадский Торонто, где устроился в местную газету репортером. В дальнейшем он переехал в Чикаго, где, продолжая сотрудничать со своей газетой, стал редактором журнала.

Женившись в сентябре 1921 г., Хемингуэй уезжает жить в Париж, исполнив этим самым давнюю свою мечту. Знакомство с владелицей книжной лавки Сильвией Бич сыграло немаловажную роль в его биографии, т.к. именно в ее заведении он познакомился с представителями литературной среды, мира искусства, среди которых была Гертруда Стайн, убеждавшая Хемингуэя в необходимости стать литератором. В 1925 г. выходит первая его книга - сборник рассказов «Наше время», а уже в следующем году Хемингуэй издает первый роман, «И восходит солнце». Вместе с опубликованным в 1929 г. романом «Прощай, оружие» он сделал Хемингуэя писателем с мировым именем.

Временем наибольшей славы биографы Хемингуэя называют начало 30-ых гг., когда он возвратился в США, обосновался в Ки-Уэст (штат Флорида). Его книги публиковались большими тиражами и хорошо продавались, к нему постоянно приезжали поклонники. Тем не менее первая половина 30-ых гг. ознаменовалась для литератора глубоким творческим кризисом, переосмыслением идейных, эстетических принципов. В этот период писатель много времени проводил в путешествиях, в частности, по африканскому континенту.

Новый этап творчества стартует, когда Хемингуэй в качестве военного корреспондента оказывается в гуще событий испанской революции. В это время появляется большое количество очерков, репортажей, художественных произведений, в число которых входит знаменитый роман «По ком звонит колокол», опубликованный в 1949 г. В начале Второй мировой войны Хемингуэй переезжает в Лондон и работает корреспондентом, а затем, вернувшись в ряды американской армии, принимает непосредственное участие в военных действиях. В частности, он возглавлял отряд французских партизан, был участником боев за Бельгию, Эльзас, Париж и др.

После войны в 1949 г. новым местом жительства Хемингуэя стала Куба. Среди написанных там произведений особо выделяется изданная в 1952 г. повесть-притча «Старик и море», своеобразный итог всей литературной деятельности. В 1953 г. писателю была вручена за нее Пулитцеровская премия; она же внесла немаловажный вклад в присуждение ему в 1954 г. Нобелевской премии по литературе.

В 1960 г. Хемингуэй вернулся в США, поселившись в штате Айдахо, г. Кетчум. У писателя был целый букет тяжелых недугов, но лечили его в психиатрической клинике. ОН погрузился в глубочайшую депрессию, потерял способность работать. Его мучила паранойя, он жаловался на преследования, и все чаще и чаще в его высказываниях фигурировало самоубийство. После того как его выписали из психиатрической клиники, спустя буквально несколько дней, 2 июля 1961 г., Хемингуэй покончил жизнь самоубийством, застрелившись. Следует отметить, что сделанный в ФБР запрос спустя полвека после его суицида подтвердил, что действительно за писателем была организована слежка, его постоянно прослушивали, в том числе в психиатрической больнице.

Творческое наследие Хемингуэя сыграло немаловажную роль в развитии литературы прошлого века. Главная заслуга принадлежала в этом стилю писателя - ясному и простому, основанному на разговорной речи, при этом неэмоциональному, объективному и прекрасно проработанному.

Биография из Википедии

Эрне́ст Ми́ллер Хемингуэ́й (англ. Ernest Miller Hemingway; 21 июля 1899 года, Оук-Парк, Иллинойс, США — 2 июля 1961 года, Кетчум, Айдахо, США) — американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.

Широкое признание Хемингуэй получил благодаря как своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, так и своей жизни, полной приключений и неожиданностей, — с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX века.

Детство

Эрнест в младенчествеЭрнест в младенчестве

Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в привилегированном пригороде Чикаго — городке Оук-Парк (Иллинойс, США). Его отец Кларенс Эдмонт Хемингуэй был врачом, а мать Грейс Холл посвятила жизнь воспитанию детей.

Отец с раннего детства пытался привить Эрнесту любовь к природе, мечтая о том, что тот пойдёт по его стопам и займётся медициной и естествознанием. Когда Эрни было 3 года, отец подарил ему первую удочку и взял с собой на рыбалку. К 8 годам будущий писатель уже знал наизусть названия всех деревьев, цветов, птиц, рыб и зверей, которые обитали на Среднем Западе. Другим любимым занятием для Эрнеста стала литература. Мальчик часами сидел за книгами, которые мог найти в домашней библиотеке, особенно ему нравились работы Дарвина и историческая литература.

Миссис Хемингуэй мечтала о другом будущем для своего сына. Она заставляла его петь в церковном хоре и играть на виолончели. Много лет спустя, уже будучи пожилым человеком, Эрнест скажет:

Моя мать целый год не пускала меня в школу для того, чтобы я учился музыке. Она думала, что у меня есть способности, а у меня не было никакого таланта.

Дом Хемингуэев в Оук-ПаркеДом Хемингуэев в Оук-Парке

Тем не менее, сопротивление этому было подавлено матерью — Хемингуэй должен был ежедневно заниматься музыкой.

У семьи, кроме зимнего дома в Оук-Парке, был ещё коттедж «Уиндмир» на озере Валлун. Каждое лето Хемингуэй с родителями, братьями и сёстрами отправлялся в эти тихие места. Для мальчика поездки в «Уиндмир» означали полную свободу. Его никто не заставлял играть на виолончели, и он мог заниматься своими делами — сидеть на берегу с удочкой, бродить по лесу, играть с детьми из индейского посёлка. В 1911 году, когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка Хемингуэй подарил ему однозарядное ружьё 20-го калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать рассказы старика и на всю жизнь сохранил о нём добрые воспоминания, часто перенося их в свои произведения в будущем.

Охота стала для Эрнеста главной страстью. Кларенс научил сына обращаться с оружием и выслеживать зверя. Одни из первых своих рассказов о Нике Адамсе, своём alter ego, Хемингуэй посвятит именно охоте и фигуре отца. Его личность, жизнь и трагический конец — Кларенс покончит жизнь самоубийством — будут всегда волновать писателя.

Юность

Школьное время

Будучи от природы здоровым и сильным юношей, Хемингуэй активно занимался боксом и футболом. Эрнест позже говорил:

Бокс научил меня никогда не оставаться лежать, всегда быть готовым вновь атаковать… быстро и жёстко, подобно быку.

В школьные годы Хемингуэй дебютировал в качестве писателя в небольшом школьном журнале «Скрижаль». Сначала был напечатан «Суд Маниту» — сочинение с северной экзотикой, кровью и индейским фольклором, а в следующем номере — новый рассказ «Всё дело в цвете кожи» — о закулисной и грязной коммерческой стороне бокса. Далее, в основном, публиковались репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Оук-Парка. В это время Хемингуэй уже твёрдо для себя решил, что будет писателем.

Полицейский репортёр

После выпуска из школы он решил не поступать в университет, как этого требовали родители, а переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету The Kansas City Star. Здесь он отвечал за небольшой район города, в который входили главная больница, вокзал и полицейский участок. Молодой репортёр выезжал на все происшествия, знакомился с притонами, сталкивался с проститутками, наёмными убийцами и мошенниками, бывал на пожарах и в тюрьмах. Эрнест Хемингуэй наблюдал, запоминал, старался понять мотивы человеческих поступков, улавливал манеру разговоров, жесты и запахи. Всё это откладывалось у него в памяти, чтобы потом стать сюжетами, деталями и диалогами его будущих рассказов. Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие и стилистические небрежности.

Первая мировая война

Эрнест Хемингуэй в военной форме, 1918 годЭрнест Хемингуэй в военной форме, 1918 год

Хемингуэй хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему долго отказывали. Но он всё-таки сумел попасть на фронт Первой мировой войны в Италии, записавшись шофёром-добровольцем Красного Креста. В первый же день его пребывания в Милане Эрнеста и других новобранцев прямо с поезда бросили на расчистку территории взорванного завода боеприпасов. Через несколько лет он опишет свои впечатления от первого столкновения с войной в своей книге «Прощай, оружие!». На следующий день молодого Хемингуэя отправили в качестве водителя санитарной машины на фронт в отряд, дислоцировавшийся в городке Скио. Однако почти всё время здесь проходило в развлечениях: посещении салунов, игре в карты и бейсбол. Эрнест не смог долго терпеть такую жизнь и добился перевода на реку Пьяве, где стал заниматься обслуживанием армейских лавок. А вскоре он нашёл способ оказаться и на передовой, вызвавшись доставлять продукты солдатам прямо в окопы.

8 июля 1918 года Хемингуэй, спасая раненого итальянского снайпера, попал под огонь австрийских пулемётов и миномётов, но остался жив. В госпитале из него извлекли 26 осколков, при этом на теле Эрнеста было более двухсот ран. Вскоре его перевезли в Милан, где простреленную коленную чашечку врачи заменили алюминиевым протезом.

Возвращение домой

21 января 1919 года Эрнест вернулся в США героем — о нём писали все центральные газеты как о первом американце, раненном на итальянском фронте. А король Италии наградил его серебряной медалью «За воинскую доблесть» и «Военным крестом». Сам же писатель позднее сказал:

Я был большим дураком, когда отправился на ту войну. Я думал, что мы спортивная команда, а австрийцы — другая команда, участвующая в состязании.

Почти целый год Хемингуэй провёл в кругу семьи, залечивая полученные раны и думая о своём будущем. 20 февраля 1920 года он переехал в Торонто (Канада), чтобы снова вернуться к журналистике. Его новый работодатель, газета Toronto Star, позволила молодому репортёру писать на любые темы, однако оплачивались лишь опубликованные материалы. Первые работы Эрнеста — «Кочующая выставка картин» и «Попробуйте побриться бесплатно» — высмеивали снобизм любителей искусства и предрассудки американцев. Позднее появились более серьёзные материалы о войне, о ветеранах, которые никому не нужны у себя дома, о гангстерах и глупых чиновниках.

В эти же годы у писателя разгорелся конфликт с матерью, которая не желала видеть в Эрнесте взрослого человека. Результатом нескольких ссор и стычек стало то, что Хемингуэй забрал все свои вещи из Оук-Парка и переехал в Чикаго. В этом городе он продолжил сотрудничать с Toronto Star, параллельно занимаясь редакторской работой в журнале «Cooperative Commonwealth». 3 сентября 1921 года Эрнест женился на молодой пианистке Хэдли Ричардсон и вместе с ней отправился в Париж (Франция), в город, о котором он уже давно мечтал.

1920-е годы

Париж

Эрнест Хемингуэй с сыном Бамби, 1926 годЭрнест Хемингуэй с сыном Бамби, 1926 год

В Париже молодая чета Хемингуэев поселилась в небольшой квартирке на улице Кардинала Лемуана около площади Контрэскарп. В книге «Праздник, который всегда с тобой» Эрнест писал:

Здесь не было горячей воды и канализации. Зато из окна открывался хороший вид. На полу лежал хороший пружинный матрац, служивший нам удобной постелью. На стене висели картины, которые нам нравились. Квартира казалась светлой и уютной.

Хемингуэю предстояло много работать, чтобы иметь средства к существованию и позволять себе путешествия по миру в летние месяцы. И он начал еженедельно отправлять в Toronto Star свои рассказы. Редакция ждала от писателя зарисовок европейской жизни, деталей быта и нравов. Это давало Эрнесту возможность самому выбирать темы для очерков и отрабатывать на них свой стиль. Первыми работами Хемингуэя стали очерки, высмеивающие американских туристов, «золотую молодёжь» и прожигателей жизни, которые хлынули в послевоенную Европу за дешёвыми развлечениями («Вот он какой — Париж», «Американская богема в Париже» и т. п.).

В 1923 году Эрнест познакомился с Сильвией Бич, хозяйкой книжной лавки «Шекспир и компания». Между ними завязались тёплые дружеские отношения. Хемингуэй часто проводил время в заведении Сильвии, брал напрокат книги, знакомился с парижской богемой, писателями и художниками, которые также являлись завсегдатаями лавки. Одним из самых интересных и значительных для молодого Эрнеста стало знакомство с Гертрудой Стайн. Она стала для Хемингуэя старшим и более опытным товарищем, с ней он советовался о том, что писал, часто беседовал о литературе. Гертруда пренебрежительно относилась к работе в газете и постоянно убеждала, что главное предназначение Эрнеста — быть писателем. С большим интересом Хемингуэй присматривался к Джеймсу Джойсу, частому гостю лавки Сильвии Бич. А когда роман Джойса «Улисс» был запрещён цензурой в США и Англии, он через своих друзей в Чикаго смог наладить нелегальную перевозку и распространение книг.

Генуя — Константинополь — Германия

Литературное признание

Первый настоящий писательский успех пришёл к Эрнесту Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет «И восходит солнце» — пессимистичного, но в то же время блистательного романа о «потерянном поколении» молодых людей, живших во Франции и Испании 1920-х годов.

Хемингуэй за работой, 1930-е годыХемингуэй за работой, 1930-е годы

В 1927 году у Эрнеста Хемингуэя вышел сборник рассказов «Мужчины без женщин», а в 1933 — «Победитель не получает ничего». Они окончательно утвердили Хемингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов. Среди них стали особенно известными «Убийцы», «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» и «Снега Килиманджаро».

И всё же большинству Хемингуэй стал памятен своим романом «Прощай, оружие!» (1929) — историей любви американского добровольца и английской медсестры, развивавшейся на фоне сражений Первой мировой войны. Книга имела в Америке небывалый успех — продажам не помешал даже экономический кризис.

1930-е годы

Флорида

В начале 1930 года Хемингуэй вернулся в США и поселился в городке Ки-Уэст, Флорида. Здесь он увлёкся рыболовством, путешествовал на своей яхте к Багамским островам, Кубе и писал новые рассказы. По мнению биографов, именно в это время к нему пришла слава большого писателя. Всё, отмеченное его авторством, достаточно быстро публиковалось и расходилось многочисленными тиражами. В доме, где он провёл несколько лучших лет жизни, создан музей писателя.

Осенью 1930 года Эрнест попал в серьёзную автокатастрофу, результатом которой стали переломы, травма головы и почти полугодичный период восстановления от травм. Писатель на время отказался от карандашей, которыми обычно работал, и начал печатать на машинке. В 1932 году он взялся за роман «Смерть после полудня», где с большой точностью описал корриду, представив её как ритуал и испытание мужества. Книга снова стала бестселлером, подтвердив статус Хемингуэя как американского писателя «номер один».

В 1933 году Хемингуэй взялся за сборник рассказов «Победитель не получает ничего», доходы от которого он планировал потратить на исполнение своей давней мечты — длительное сафари в Восточной Африке. Книга вновь удалась, и уже в конце того же года писатель отправился в путешествие.

Африка

Хемингуэй прибыл в район озера Танганьика, где нанял обслугу и проводников из числа представителей местных племён, разбил лагерь и начал выезжать на охоту. В январе 1934 года Эрнест, вернувшись из очередного сафари, заболел амёбной дизентерией. С каждым днём состояние писателя ухудшалось, он бредил, а организм был сильно обезвожен. Из Дар-эс-Салама за писателем был прислан специальный самолёт, который отвёз его в столицу территории. Здесь, в английском госпитале, он провёл неделю, пройдя курс активной терапии, после чего пошёл на поправку.

Тем не менее этот сезон охоты закончился для Хемингуэя удачно: он подстрелил трёх львов, среди его трофеев также оказались двадцать семь антилоп, крупный буйвол и другие африканские животные. Впечатления писателя от Танганьики зафиксированы в книге «Лев мисс Мэри», которую Хемингуэй посвятил своей жене и её долгой охоте на льва, а также в произведении «Зелёные холмы Африки» (1935). Произведения по сути являлись дневником Эрнеста как охотника и путешественника.

Гражданская война в Испании

В начале 1937 года писатель закончил очередную книгу — «Иметь и не иметь». В повести была дана авторская оценка событий эпохи Великой депрессии в США. Хемингуэй взглянул на проблему глазами человека, жителя Флориды, который, спасаясь от нужды, становится контрабандистом. Здесь впервые за много лет в творчестве писателя появилась социальная тема, во многом вызванная тревожной ситуацией в Испании. Там началась Гражданская война, которая очень сильно взволновала Эрнеста Хемингуэя. Он принял сторону республиканцев, боровшихся с генералом Франко, и организовал сбор пожертвований в их пользу. Собрав деньги, Эрнест обратился в Североамериканскую газетную ассоциацию с просьбой направить его в Мадрид для освещения хода боевых действий. В скором времени была собрана съёмочная группа во главе с кинорежиссёром Йорисом Ивенсом, которая намеревалась снять документальный фильм «Земля Испании». Сценаристом картины выступил Хемингуэй.

В самые тяжёлые дни войны Эрнест находился в осаждённом франкистами Мадриде, в отеле «Флорида», который на время стал Штабом интернационалистов и клубом корреспондентов. Во время бомбёжек и артобстрелов была написана единственная пьеса — «Пятая колонна» (1937) — о работе контрразведки. Здесь же он познакомился с американской журналисткой Мартой Геллхорн, которая по возвращении домой стала его третьей супругой. Из Мадрида писатель на некоторое время выезжал в Каталонию, так как бои под Барселоной отличались особой жестокостью. Здесь в одном из окопов Эрнест познакомился с французским писателем и лётчиком Антуаном де Сент-Экзюпери и командиром интернациональной бригады Гансом Кале.

Ганс Кале и ХемингуэйГанс Кале и Хемингуэй

Впечатления от войны нашли отражение в одном из самых известных романов Хемингуэя — «По ком звонит колокол» (1940). В нём сочетаются яркость картин крушения республики, осмысление уроков истории, приведшей к такому финалу, и вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена.

Вторая мировая война

В 1941 году Хемингуэй отправился в Балтимор, где на местной судоверфи купил большой морской катер, дав ему название «Пилар». Он перегнал судно на Кубу и занимался там морской рыбалкой до 7 декабря 1941 года, когда Япония напала на базу Пёрл-Харбор, и Тихий океан превратился в зону ведения активных боевых действий.

В 1941—1943 годах Эрнест Хемингуэй организовал контрразведку против нацистских шпионов на Кубе и охотился на своём катере за немецкими подводными лодками в Карибском море. После этого он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента.

В 1944 году Хемингуэй участвовал в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией. Во время высадки союзников в Нормандии добился разрешения участвовать в боевых и разведывательных действиях. Эрнест встал во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвовал в боях за Париж, Бельгию, Эльзас, в прорыве «линии Зигфрида». За активное участие в этих событиях Хемингуэю была вручена Бронзовая звезда.

Куба

В 1949 году писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную деятельность. Ещё в 1940 году он приобрёл в пригороде Гаваны дом в поместье «Финка Вихия» (исп. Finca Vigía). Там была написана повесть «Старик и море» (1952). Книга повествует о героическом и обречённом противостоянии силам природы, о человеке, который одинок в мире, где ему остаётся рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы. Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнью к интеллектуальной изысканности, приверженностью ситуациям, в которых наглядно проявляются нравственные ценности, скупым психологическим рисунком.

В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море». Это произведение повлияло также на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году. В 1956 году Хемингуэй начал работу над автобиографической книгой о Париже 1920-х годов — «Праздник, который всегда с тобой», которая вышла только после смерти писателя.

Он продолжал путешествовать и в 1953 году в Африке попал в серьёзную авиакатастрофу.

Последние годы жизни

В 1960 году Хемингуэй покинул остров Куба и возвратился в США, в городок Кетчум (штат Айдахо).

Хемингуэй страдал от ряда серьёзных заболеваний, в том числе от гипертонии и диабета, однако для «лечения» его поместили в психиатрическую клинику Майо в г. Рочестер (США). Он погрузился в глубокую тревожную депрессию с паранойей по поводу слежки. Ему казалось, что за ним всюду следуют агенты ФБР и что повсюду расставлены жучки, телефоны прослушиваются, почта прочитывается, банковский счёт постоянно проверяется. Он мог принять случайных прохожих за агентов.(в начале 1980-х годов, когда архивное дело Э. Хемингуэя в ФБР было рассекречено, факт слежки за писателем подтвердился — за последние пять лет жизни писателя в дело были добавлены два новых донесения; 2 июля 2011 года в рубрике «Мнения» газеты The New York Times друг и биограф писателя А. Хотчнер высказал версию, что ФБР действительно активно следило за Хемингуэем).

Хемингуэя пытались лечить по законам психиатрии. В качестве лечения применялась электросудорожная терапия. После 13 сеансов электрошока писатель потерял память и возможность творить. Вот что сказал сам Хемингуэй:

Эти врачи, что делали мне электрошок, писателей не понимают… Пусть бы все психиатры поучились писать художественные произведения, чтобы понять, что значит быть писателем… какой был смысл в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни?

Во время лечения он звонил своему другу с телефона в коридоре клиники, чтобы сообщить, что жучки расставлены и в клинике. Попытки лечить его аналогичным образом были повторены и позже. Однако это не давало никаких результатов. Он не мог работать, пребывал в депрессии, страдал от паранойи и всё чаще поговаривал о самоубийстве. Были и попытки (например, неожиданный рывок в сторону пропеллера самолёта и т. п.), от которых удавалось его уберечь.

2 июля 1961 года в своём доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из клиники Майо, Хемингуэй застрелился из любимого ружья, не оставив предсмертной записки.

Семья

1. Первая жена — Элизабет Хэдли Ричардсон (1891—1979).

  • Сын — Джон Хэдли Никанор «Джек» Хемингуэй («Бамби») (1923—2000).
    • Внучки:
      • Марго (1954—1996),
      • Мариэль (род. 1961).

2. Вторая жена — Паулина Пфайфер (1895—1951).

  • Сыновья:
    • Патрик (род. 1928)
    • Грегори (1931—2001).
      • Внук:
        • Шон Хемингуэй (род. 1967)

3. Третья жена — Марта Геллхорн  (1908—1998).

4. Четвёртая жена — Мэри Уэлш (1908—1986).

Библиография

Романы

  • 1926 год — Вешние воды  / The Torrents of Spring
  • 1926 год — И восходит солнце (Фиеста) / The Sun Also Rises
  • 1929 год — Прощай, оружие! / A Farewell to Arms
  • 1937 год — Иметь и не иметь / To Have and Have Not
  • 1940 год — По ком звонит колокол / For Whom the Bell Tolls
  • 1950 год — За рекой, в тени деревьев / Across the River and Into the Trees
  • 1952 год — Старик и море (повесть) / The Old Man and the Sea
  • 1970 год — Острова в океане / Islands in the Stream
  • 1986 год — Райский сад / The Garden of Eden
  • 1999 год — Проблеск истины / True at First Light

Сборники

  • 1923 год — Три истории и десять поэм / Three Stories and Ten Poems
  • 1925 год — В наше время / In Our Time
  • 1927 год — Мужчины без женщин / Men Without Women
  • 1933 год — Победитель не получает ничего / Winner Take Nothing
  • 1936 год — Снега Килиманджаро / The Snows of Kilimanjaro and Other Stories
  • 1938 год — Пятая колонна и первые 49 рассказов / The Fifth Column and the First Forty-Nine Stories
  • 1969 год — Пятая колонна и четыре рассказа о Гражданской войне в Испании / The Fifth Column and Four Stories of the Spanish Civil War
  • 1972 год — Рассказы о Нике Адамсе / The Nick Adams Stories
  • 1987 год — Сборник коротких рассказов Эрнеста Хемингуэя / The Short Stories of Ernest Hemingway
  • 1995 год — «Эрнест Хемингуэй. Собрание сочинений» / The Complete Short Stories of Ernest Hemingway

Документальная проза

  • 1932 год — «Смерть после полудня» / Death in the Afternoon
  • 1935 год — «Зелёные холмы Африки» / Green Hills of Africa
  • 1962 год — «Хемингуэй, дикое время» / Hemingway, The Wild Years
  • 1964 год — «Праздник, который всегда с тобой» / A Moveable Feast
  • 1967 год — «By-Line: Ernest Hemingway» / By-Line: Ernest Hemingway
  • 1970 год — «Эрнест Хемингуэй. Кубинский репортёр» / Ernest Hemingway: Cub Reporter
  • 1981 год — «Эрнест Хемингуэй. Избранные письма» / Ernest Hemingway Selected Letters 1917—1961
  • 1985 год — «Опасное лето» / The Dangerous Summer
  • 1985 год — «Dateline: Toronto» / Dateline: Toronto
  • 2000 год — «Хемингуэй на рыбалке» / Hemingway on Fishing
  • 2005 год — «Under Kilimanjaro» / Under Kilimanjaro

Экранизации

  • Прощай, оружие! (фильм) (США, 1932 год)
  • По ком звонит колокол (фильм) (США, 1943 год)
  • Иметь и не иметь (фильм) (США, 1944 год)
  • Убийцы (фильм) (США, 1946 год)
  • Дело Макомбера (США, 1947 год)
  • Снега Килиманджаро (фильм) (США, 1952 год)
  • Убийцы (фильм) (СССР, 1956 год, короткометражка: 19 минут)
  • И восходит солнце (фильм) (США, 1957 год)
  • Прощай, оружие! (фильм) (США, 1957 год)
  • Старик и море (фильм) (США, 1958 год)
  • Убийцы (фильм) (США, 1964 год)
  • Фиеста (фильм-спектакль) (СССР, 1971)
  • В любви и войне по мотивам романа «Прощай, оружие!» (США, 1996 год)
  • Старик и море (мультфильм) (Канада-Россия-Япония, 1999 год)
  • Старик и море (фильм) (Россия, 2006 год) — продолжительность спектакля БДТ 01:32:28
  • Шал (Старик) (Казахстан, 2012 год)

Влияние и посвящения

В 1989 году Генри С. Виллард (англ. Henry S. Villard) и Джеймс Нагель (англ. James Nagel) опубликовали документальный роман «Хемингуэй в любви и войне: утраченный дневник Агнес фон Куровски» (англ. Hemingway in Love and War: The Lost Diary of Agnes von Kurowsky). Книга основана на письмах Агнес, а также корреспонденции самого Эрнеста, и рассказывает об их романтических отношениях во время Первой Мировой войны. Медсестра Американского Красного Креста Агнес фон Куровски послужила прототипом Кэтрин Баркли — героини во многом автобиографичного романа Хемингуэя «Прощай, оружие!». В 1996 году по книге Вилларда и Нагеля Ричард Аттенборо снял фильм «В любви и войне», в котором молодого Хемингуэя сыграл Крис О’Доннелл.

В 1996 году российский журналист и писатель Игорь Михайлов снял документальный фильм «Париж Хемингуэя», рассказав о любимых местах писателя в Париже.

В 2011 году снят документальный фильм из цикла «Больше, чем любовь» (телеканал Культура и ООО «Студия „Фишка-фильм“», Россия, Москва): Эрнест Хемингуэй и Мэри Уэлш. «Старик и Мэри: Последняя ночь Эрнеста Хемингуэя» (режиссёр — Ирина Евтеева).

В 2014 году Игорь Михайлов опубликовал в издательстве «Художественная литература» документальный роман «Роман с жизнью Эрнеста Хемингуэя».

Кубинский писатель Леонардо Падура поднимает тему жизни Хемингуэя на острове в художественном романе «Прощай, Хемингуэй!».

Как литературный персонаж в беллетристике Эрнест Хемингуэй выступает в ряде художественных романов американского журналиста и писателя Крэйга Макдональда .

В 1960-е годы в Сасово Рязанской области кубинскими курсантами лётного училища был установлен памятник Эрнесту Хемингуэю.

Жизни писателя посвящён ряд кинематографических работ. В 1996 году вышел фильм режиссёра Ричарда Аттенборо «В любви и войне», основанный на реальных событиях, описанных писателем в романе «Прощай, оружие!». Фильм режиссёра Филипа Кауфмана «Хемингуэй и Геллхорн» (2012), главные роли в котором сыграли Николь Кидман и Клайв Оуэн, повествует об отношениях Эрнеста Хемингуэя и его третьей жены Марты Геллхорн, вдохновившей его на написание романа «По ком звонит колокол». Образ писателя неоднократно использовался в художественном кино — как эпизодический персонаж, Хемингуэй появляется в фильме «Модернисты» Алана Рудольфа, «Полночь в Париже» Вуди Аллена, «Гений» Майкла Грандаджа, в нескольких эпизодах телевизионного сериала «Хроники молодого Индианы Джонса».