Краткая биография

Евгений Николаевич Трубецкой - русский философ, религиозный мыслитель, друг и последователь В. Соловьева, общественный деятель, публицист, правовед - родился 5 октября (23 сентября по ст. ст.) 1863 г. в Москве. В 1874 г. Евгений и его брат Сергей, жизненные пути которых оказались тесно связанными, были учащимися частной гимназии Ф. Креймана, а после назначения их отца губернатором продолжили образование в калужской гимназии. В их семье царили религиозные настроения, чему в значительной степени способствовало близкое к усадьбе Трубецких расположение знаменитых монастырей: в частности, Троице-Сергиева лавра находилась всего в 13 верстах. В 1879 г., пережив религиозный кризис, Евгений и Сергей обратились к серьезному изучению философии.

На протяжении 1881-1885 гг. Трубецкой являлся студентом юридического университета Московского университета, завершив учебу в котором работал преподавателем Демидовского юридического лицея. В апреле 1886 г., защитив диссертацию, он получил в этом заведении звание приват-доцента.

1887-ый ознаменовался в его биографии знакомством с В. Соловьевым, который стал его наставником, а также женитьбой на княжне Щербатовой, родившей ему впоследствии троих детей. Защитив научную работу, в 1897 г. Евгений Трубецкой становится профессором Киевского университета св. Владимира. В 1905 г. он выступил одним из учредителей Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. В конце этого же года занимавшийся формированием кабинета министров граф С. Витте был намерен сделать Трубецкого министром народного просвещения, однако отказался от его кандидатуры, поскольку счел, что тому не хватает качеств администратора и политика, хотя он был очень компетентным специалистом и человеком с чистой душой и помыслами.

На протяжении 1906-1910 гг. Трубецкой издавал «Московский еженедельник», общественно-политический журнал, на средства своей хорошей знакомой, меценатки М. Морозовой. Это периодическое издание стало неофициальным органом «Партии мирного обновления», одним из организаторов которой являлся Е. Н. Трубецкой. Этому периоду предшествовало членство в кадетской партии. В еженедельнике было опубликовано более трех сотен статей Трубецкого по самым актуальным вопросам. На протяжении 1907-1908 гг., а также 1915-1917 гг. он являлся членом Государственного совета.

Выражая протест против нарушения правительством принципа автономии университета, в 1911 г. Евгений Николаевич оказался среди профессоров, уволившихся из учебного заведения. Переехав в имение Бегичево (Калужская губерния), философ занимался хозяйством и написанием работ, публиковавшихся издательствами «Русская мысль» и «Путь». В Москве он был наездами, участвовал в заседаниях обществ, членом которых состоял, а также читал лекции в народном университете.

Произведения периода Первой мировой войны свидетельствуют о поиске смысла жизни и патриотическом воодушевлении. В 1917-1918 гг. Трубецкой председательствовал на Всероссийском Поместном Соборе. Ему угрожал арест, поэтому он уехал из Москвы и оказался в Добровольной армии, поскольку один из его братьев был при Деникине начальником Управления по делам исповеданий. Во время отступления войска Евгений Николаевич оказался в Новороссийске, где и умер 23 января 1920 г. от сыпного тифа.

Биография из Википедии

Князь Евге́ний Никола́евич Трубецко́й (23 сентября (5 октября) 1863 года, Ахтырка — 23 января 1920, Новороссийск) — русский философ, правовед, публицист, общественный деятель из рода Трубецких. Сын музыковеда Николая Петровича Трубецкого, брат князей Петра, Сергея и Григория Николаевичей.

В семье Н. П. Трубецкого было 12 детей (трое — от первого брака, остальные — от второго, с Софьей Алексеевной Лопухиной). Жизнь Евгения Трубецкого была тесно связана с жизнью его старшего брата (оба от второго брака) — Сергея Николаевича. В 1874 году оба брата поступили в 3-й класс частной гимназии Креймана, в 1877 году — в 5-й класс гимназии в Калуге, куда их отец был назначен вице-губернатором. Огромные духовные сокровища были вложены в жизнь семьи матерью — С. А. Лопухиной:

…с тех пор врезалась мне в сознание эта интуиция всевидения <Бога>, которому до дна все светло…

Сильное влияние на формирование религиозной настроенности в семье оказали монастыри, располагавшиеся неподалеку от усадьбы Трубецких — Ахтырки. В тринадцати вёрстах от неё находится Троице-Сергиева лавра и в пяти вёрстах — Хотьковский женский монастырь:

Хотьковом и Лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В Лавру совершались нами, детьми, частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого, а образ святого Сергия висел над каждой из наших детских кроватей.

В 1879 году оба брата, увлечённые идеями Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера, Томаса Бокля, Людвига Бюхнера, Виссариона Белинского, Николая Добролюбова и Дмитрия Писарева, пережили острый религиозный кризис. Этот кризис братья преодолели довольно быстро, благодаря книге Куно Фишера «История новой философии» из гимназической библиотеки, чтение которой положило начало серьёзного изучения ими философии. Теперь предметом их изучения стали произведения Платона, Канта, Фихте, Шеллинга. Затем последовали Алексей Хомяков, Владимир Соловьёв, роман «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского. Неожиданное откровение было дано Трубецкому при исполнении 9-й симфонии Бетховена под управлением Антона Рубинштейна.Восприятие Бетховенской симфонии привело его к вере, которая открылась ему как источник высшей радости.

В 1881 году братья Трубецкие поступили на юридический факультет Московского университета. По окончании университета весной 1885 года Евгений Трубецкой поступил в качестве вольноопределяющегося в стоявший в Калуге Киевский гренадерский полк; в сентябре сдал офицерские экзамены и уже в апреле 1886 года получил в Демидовском лицее звание приват-доцента, защитив диссертацию «О рабстве в древней Греции».

В 1886 году Трубецкой во время одной из «сред» в доме Льва Лопатина познакомился с Владимиром Соловьёвым. Будучи учеником и продолжателем Соловьёва, Трубецкой не соглашался со многими аспектами его учения, особенно — с его экуменическими идеями. Он был «даже не соловьёвец, но активный и часто непобедимый его противник».

В 1889 году Трубецкой женился на княжне Вере Щербатовой, дочери бывшего первого выборного московского городского головы князя Александра Щербатова. От этого брака у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья. Лето семья почти всегда проводила в Наре (Верейского уезда), в имении Щербатова.

В 1892 году после защиты магистерской диссертации «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина» Евгений Трубецкой получил место приват-доцента, а в 1897 году, после защиты работы «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов — его современников» — профессора в Киевском университете Святого Владимира.

На рубеже веков стал членом земского кружка «Беседа», протопартийного объединения. Затем вступил в Союз освобождения. Во время «банкетной кампании» союза — собраний для распространения решений первого легального Земского съезда за конституцию — держал речь на самом большом банкете, который состоялся в Киеве и собрал более тысячи участников. После образования в октябре 1905 года Конституционно-демократической партии он в её рядах. В конце 1905 года граф Сергей Витте, формировавший новый Совет министров, предложил Трубецкому пост министра народного просвещения, но при встрече последний тотчас же отказался от портфеля и в открытом письме констатировал, что в таком правительстве он, как член партии, не сможет выполнить свою программу в настоящее смутное время.

Евгений Трубецкой. 1910 годЕвгений Трубецкой. 1910 год

В ноябре 1905 года было зарегистрировано Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва. Среди учредителей был и Трубецкой.

В начале 1906 года баллотировался в Первую Государственную думу от Партии народной свободы, то есть кадетов. С 1906 года Трубецкой — профессор энциклопедии и истории философии права в Московском университете. В конце мая 1905 года он познакомился с меценаткой Маргаритой Морозовой, когда тридцатидвухлетняя вдова с четырьмя детьми предоставила свой дом делегатам Всероссийского земского съезда, где выступали и братья Сергей и Евгений Трубецкие. На её средства Трубецкой стал издавать общественно-политический журнал «Московский еженедельник». Выдающимся итогом этой «беззаконной любви» было московское книгоиздательство Морозовой «Путь», где, кроме работ Трубецкого, были напечатаны труды Сергея Булгакова, Владимира Эрна, Павла Флоренского.

Первоначально Трубецкой был одним из видных членов и основателей кадет­ской партии, затем вышел из-за её нежелания сотрудничать с правительством. Он стал одним из создателей, на основе фракции «мирного обновления» в 1-й Государственной думе, Партии мирного обновления, неофициальным органом которой стал «Московский еженедельник». Более трёхсот передовых статей Трубецкого было напечатано здесь. Уже в 1907 году в статье «Два зверя» Трубецкой предчувствовал надвигающуюся катастрофу Российской империи: «При первом внешнем потрясении Россия может оказаться колоссом на глиняных ногах. Класс восстанет про­тив класса, племя против племени, окраины против центра. Первый зверь проснётся с новою, нездешней силой и превратит Россию в ад».

В 1907—1908 годах (а затем — в 1915—1917-м) он — член Государственного совета.

В 1911 году Евгений Трубецкой вместе с большой группой профессоров покинул Московский университет в знак несогласия с нарушением правительством принципов университетской автономии. В связи с этим семья Трубецких переселилась в Калужскую губернию — в имение Бегичево. Здесь Трубецкой занимался ведением хозяйства, а также писал философские статьи для издательств «Путь» и «Русская мысль». В Москву он приезжал лишь для чтения лекций в народном университете имени Шанявского и участия в некоторых заседаниях Религиозно-философского и Психологического обществ.

В 1914 году в связи с начавшейся мировой войной он, испытав патриотическое воодушевление, задумался о смысле жизни, что проявилось в статьях и книгах этого периода. В это же время под влиянием впечатлений от выставки древнерусской живописи из коллекции Ильи Остроухова он написал три очерка о русской иконе: «Умозрение в красках» (1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916) и «Россия в её иконе» (1917).

Во время власти Временного правительства из-за неспокойной обстановки в деревне был вынужден покинуть своё имение Бегичево. В 1917—1918 годах Трубецкой принимал участие в работе Всероссийского Поместного собора в качестве товарища (помощника) Председателя.

Заседание поместного собора. Шестой справа— ЕвгенийТрубецкойЗаседание поместного собора. Шестой справа — Евгений Трубецкой

19 мая 1918 года Трубецкой был официальным оппонентом на защите диссертации Ивана Ильина на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В это же время в рядах антибольшевистской организации действовал Правый центр. Непосредственная угроза ареста вынудила Трубецкого покинуть Москву, и 24 сентября 1918 года он выехал в Киев. Там вошёл в состав Совета государственного объединения России (СГОР), а затем и в его бюро. В начале декабря того же года покинул осаждённый войсками Симона Петлюры Киев и в конце этого месяца перебрался в Одессу, куда уже переместилось руководство СГОР. В группе его членов был командирован в Екатеринодар к Антону Деникину договориться о форме управления Юго-Западным краем с большей автономией от Добровольческой армии. Попытка оказалась неудачной. В марте 1919 года в Екатеринодаре.

В 1919 году на белом юге России принимал участие в создании единого управления Русской православной церкви до освобождения Москвы и соединения с Патриархом. Участвовал в созванном «Юго-восточном русском церковном соборе», который работал с 19 по 23 мая 1919 года в Ставрополе. На соборе было принято положение о высшем церковном управлении в регионе, которому было дано название «Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России».

На белом Юге князь принял участие в работе Освага – органе информации и пропаганды на территории, подконтрольной Добровольческой армии.

Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, Трубецкой заболел здесь сыпным тифом и умер 23 января 1920 года. Протоиерей Сергий Булгаков в некрологе написал: «Среди интеллигенции, духовно-тёмной и мёртвой, князь Евгений Николаевич Трубецкой являлся нелицемерным и верным исповедником христианской веры».

Миросозерцание

Историческому христианству Трубецкой приписывал организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали благодатный порядок с порядком правовым, постольку их вероучение являлось для него обречённым на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина он считал типичной феноменологией христианского самосознания. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Трубецкой считал идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собой не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Трубецкого, вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Он считал, что эту высокую миссию христианская церковь должна была сохранить за собой, но для этого требовалось сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти, вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду.

Трубецкой — один из основных представителей метафизики всеединства, созданной В. С. Соловьёвым. Он критически пересматривает философию Соловьёва, определяет некоторое ядро и ставит задачу развития из этого ядра цельной и систематической философии Богочеловечества. Вне ядра оказываются прежде всего такие «утопии» Соловьёва: резкое преувеличение роли в Богочеловеческом процессе отдельных частных сфер и явлений: католицизма, теократии. Центральным объектом и одновременно главным орудием исследования в философии Трубецкого является концепция Абсолютного сознания. Возникает она в ходе гносеологического анализа. Согласно идеям Трубецкого, всякий акт познания направлен к установлению некоторого безусловного и общеобязательного (а значит, транссубъективного, сверхпсихологического) содержания — смысла или же истины — и, следовательно, предполагает существование такового; в любом сущем должна существовать истина. Истина же, по своей природе не есть ни сущее, ни бытие, но именно содержание сознания, притом характеризующееся безусловностью и сверхпсихологичностью.

Список произведений

  • О рабстве в древней Греции. Диссертация князя Евгения Трубецкого. Ярославль: Тип. Г. В. Фальк, 1886.
  • Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание блаженного Августина. Москва, 1892 (магистерская диссертация).
  • История философии права (древней, новой, новейшей): Лекции — Киев, 1893—1899.
  • Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов — его современников. Киев, 1897 (докторская диссертация)
  • История философии права (древней). — 1-е изд. — Киев: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1899. — 179 с.
  • Философия Ницше: Критический очерк. М.: Типолитография Товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1904, на сайте «Руниверс».
  • статьи в газете «Право»: № 15 — «Церковь и освободительное движение», № 39 — «Война и бюрократия», «Ответ губернских предводителей», «Крах».
  • Партия "мирного обновления". - М. : Tип. т-ва И. Д. Сытина, 1906. - 11 с.
  • статьи в журнале «Вопросы философии и психологии»: «Политические идеалы Платона и Аристотеля», «Философия христианской теократии», «Философия права профессора Л. И. Петражицкого», «Свобода и бессмертие», «Владимир Соловьев и его дело» (1910 год).
  • Энциклопедия права. — 1-е изд. — М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1908. — 223 с. (5 изданий).
  • Социальная утопия Платона — М., 1908.
  • Миросозерцание В. С. Соловьева. Издательство «ПУТЬ», М., 1913.
  • Смысл войны, М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914
  • Смысл жизни, М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914
  • Война и мировая задача России, М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1915, на сайте «Руниверс»
  • Национальный вопрос, Константинополь и святая София: Публичная лекция — М., 1915.
  • Два мира в древнерусской иконописи. 1916 г.
  • Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1916
  • Анархия и контрреволюция — М., 1917.
  • Революция и национальный подъем — М.,1917.
  • Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства, М.: Типография «Русская печатня», 1917, на сайте «Руниверс»
  • Из прошлого — М., 1917 ; (2-е изд. Вена: Русь, 1923).
  • Смысл жизни. Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1918; (2 — е изд. Берлин, 1922).
  • Великая революция и кризис патриотизма — Омск, 1919).
  • Звериное царство и грядущее возрождение России — Ростов на Дону, 1919).
  • Этюды по русской иконописи — М., 1921).
  • Иное царство и его искатели в русской народной сказке — М., 1922).
  • Воспоминания — София, 1922.
  • Из путевых заметок беженца. // Архив русской революции. — 1926. — Т. 18
  • Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в её иконе — М.: ИнфорАрт, 1991. — 112 с.
  • Миросозерцание В. С. Соловьева. В 2 т. (Том 1, Том 2.) — М., 1994—1995.