Краткая биография

Доме́нико Гаэта́но Мари́а Донице́тти (итал. Domenico Gaetano Maria Donizetti [donidˈdzetti]; 29 ноября 1797, Бергамо, Ломбардия — 8 апреля 1848, там же) — итальянский оперный композитор, автор 74 опер. Вершины творчества композитора — оперы «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка» и «Дон Паскуале».

Родители Гаэтано Доницетти были бедные люди: отец — сторож, мать — ткачиха. Его старшим братом был композитор Джузеппе Доницетти. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником. Майр всячески поддерживал юного музыканта, побуждая его посвятить себя профессиональной музыкальной карьере, и даже сочинил для этого оперу-пастиш «Маленький композитор» (итал. II piccolo compositore di musica; 1811), в которой сам Доницетти и несколько других учеников, в том числе ближайший друг Доницетти Антонио Дольчи, выведены под своими именами, а суть сюжета в том, что главный герой не желает отступать от своего пути; опера была поставлена силами самих учащихся. Дальнейшее музыкальное образование Доницетти получил в Болонском музыкальном лицее (1815—1817) у С. Маттеи.

Бергамо, 1940 год. Слева направо: Мишель Беттинелли, Гаэтано Доницетти, А. Дольчи, Симон Майр, Луиджи ДелейдиБергамо, 1940 год. Слева направо: Мишель Беттинелли, Гаэтано Доницетти, А. Дольчи, Симон Майр, Луиджи Делейди

Первые его оперы — «Энрико, граф Бургундский» (1818) и «Ливонский плотник» (1819), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Винченцо Беллини. Правда, когда Беллини умер в 1835 году, Реквием для него был заказан не кому иному, как Доницетти.

Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выразился с наибольшей силой.

В 1834—1839 годах — профессор консерватории в Неаполе (с 1837 — директор). После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, создал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 года Доницетти работал для Парижа. Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комической опере «Дон Паскуале» (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. В 40-х гг. работал также в Австрии (в 1842 г. получил звание австрийского придворного композитора). Для Вены Доницетти написал в то же время оперу «Линда ди Шамуни» (1842). Его последние оперы — «Мария ди Роган» (1843), «Катарина Корнаро» (1844) — не имели успеха.

Из-за психического расстройства после 1844 года Доницетти отошёл от музыки.

Доменико Гаэтано Мариа Доницетти умер 8 апреля 1848 года в родном городе.

В память о композиторе одно из судов итальянского флота было названо «Гаэтано Доницетти» (англ.). 23 сентября 1943 года, в ходе Второй мировой войны, корабль был потоплен британским эсминцем «Затмение» (англ.). Трагизм ситуации заключался в том, что судно находилось под немецким контролем и, помимо 220 солдат вермахта и членов экипажа, транспортировало более полутора тысяч итальянских военнопленных, захваченных нацистами на острове Родос. В результате число погибших в кораблекрушении, большинство из которых были врагами Третьего Рейха, превысило число жертв на лайнере «Титаник» и составило более 1800 человек. Погибли все, кто находился на борту.

Творчество

В течение 26-летней композиторской деятельности Доницетти написал 74 оперы, много кантат, месс, псалмов и пр. Способность к быстрому сочинению была у Доницетти поразительная. Нормальному развитию его дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря на это, его лучшие оперы принадлежат к шедеврам оперного искусства: «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка», «Дон Паскуале» и др. Главные достоинства опер Доницетти — вдохновенные мелодии и драматическое чувство.

Основные оперы

  • «Сумасбродство» (Una Follia), 1818
  • «Бедные странствующие виртуозы» (I piccoli virtuosi ambulanti), 1819
  • «Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник» (Pietro il grande Czar delle Russie о II Falegname di Livonia), 1819
  • «Гувернёр в затруднении» (L’ajo nell’imbarazzo), 1824
  • «Театральные удобства и неудобства» (Le convenienze ed inconvenienze teatrali), 1827
  • «Анна Болейн» (Anna Bolena), 1830
  • «Любовный напиток» (L’elisir d’amore), 1832
  • «Лукреция Борджа» (Lucrezia Borgia), 1833. Либретто на основе одноименной пьесы Виктора Гюго
  • «Мария Стюарт» (Maria Stuarda), 1834. Либретто на основе одноименной пьесы Шиллера
  • «Лючия ди Ламмермур» (Lucia di Lammermoor), 1835. Либретто на основе романа Вальтера Скотта «Ламмемурская невеста». Одна из ведущих опер бельканто.
  • «Велизарий» (Belisario), 1836.
  • «Колокольчик» (Il campanello или Il campanello di notte), 1836
  • «Роберто Деверё» (Roberto Devereux), 1837. По трагедии Франсуа Ансело «Елизавета Английская».
  • «Полиевкт» (Poliuto), 1838. По одноименной трагедии Корнеля
  • «Мария ди Руденц» (Maria de Rudenz), 1838
  • «Дочь полка» (La fille du régiment), 1840
  • «Мученики» (Les martyrs), 1840. По «Полиевкту», 1840
  • «Фаворитка» (La favorite), 1840. По более ранней собственной опере «L’ange de Nisida».
  • «Мария Падилья» (Maria Padilla), 1841. По трагедии Франсуа Ансело
  • «Линда ди Шамуни» (Linda di Chamounix), 1842
  • «Дон Паскуале» (Don Pasquale), 1843
  • «Мария ди Роган» (Maria di Rohan), 1843
  • «Дон Себастьян Португальский» (Dom Sébastien), 1843. Либретто Эжена Скриба по пьесе П.-А. Фуше