Краткая биография

Гесиод (иногда можно встретить написание Гезиод) - древнегреческий поэт, исполнитель эпических песен, один из основателей такого литературного направления, как дидактический (и его разновидность - генеалогический) эпос. Является первым представителем древнегреческой литературы, сведения о существовании которого являются исторически достоверными. Главным источником информации о биографии Гесиода являются выдержки из сочиненных им произведений.

Родиной Гесиода была Эолида (Малая Азия), но его семейство, главой которого был обедневший купец, перебралось к подножью горы Геликон, в Беотию (внутренняя Греция). Там, обзаведясь скромным земельным участком в поселении Аскра, они занимались крестьянским трудом, поэтому все тяготы и радости жизни земледельца Гесиод познал с малых лет. Впоследствии он стал первым древнегреческим поэтом, представляющим этот социальный слой, и, возможно, был единственным его представителем.

Юному Гесиоду частенько приходилось пасти скотину, и роскошные пейзажи, представавшие его взору, вдохновляли его, пробуждали в нем желание творить. По его собственным словам, ему однажды явились Геликонские нимфы, которые призвали его к сочинительству и вещанию истины о прошлом и будущем, вдохнули в него поэтический дар и в знак этого вручили ему ветвь пышного лавра, которая служила отличительным знаком рапсодов – исполнителей эпических песен. Однако если говорить о становлении Гесиода как поэта с более реалистических позиций, то использование им гомеровского диалекта, дактилического гекзаметра дает основание предположить, что мастерству он учился у бродячих рапсодов. Гесиод стал первым среди древнегреческих поэтов, кто называл себя по имени, позиционировал себя как конкретная личность – до него певцы-гомериды предпочитали оставаться безымянными.

Став поэтом, хоть и «от сохи», Гесиод до самой смерти практически не покидал Аскру, занимался крестьянским трудом наравне с остальными. Легенды упоминают лишь о его поездке на поэтическое соревнование с Гомером, которое было объявлено в честь погибшего царя Халкиды. Оттуда он уехал победителем и обладателем бронзового треножника, пожертвованного им Геликонским музам. Однако справедливости ради стоит сказать, что победа ему досталась только благодаря воспеванию мирного труда, а не кровопролитий на войне. Известно, что соревнование это имело место на рубеже VIII-VII вв. до н. э., что служит ориентиром для определения времени жизни поэта.

Первое сочинение Гесиода из известных сегодня – это поэма «Теогония» («Родословная богов»), которая представляла собой первую попытку систематизировать представления древних греков о картине мира, многочисленные разрозненные предания о богах, создать их своеобразное генеалогическое древо. Однако наибольшую известность получила дидактическая поэма «Труды и дни». Произведение было написано как обращение к родному брату Персу, который после смерти их отца был недоволен разделением наследства и активно претендовал на имущество, оставленное Гесиоду. Поэт призывает брата честно и упорно трудиться, а не уповать на подкуп сильных мира сего. Однако содержание «Трудов и дней» выходит далеко за рамки морализаторства, в частности, предлагая читателю наставления хозяйственного характера, активно задействовав фольклор, описывая быт мореплавателей и крестьян и т.п. Другие произведения Гесиода дошли до наших дней только в виде отрывков, запечатленных на папирусах и в рукописях. В издание Меркельбаха-Уэста от 1967 г. вошло 363 фрагмента.

Умер поэт-земледелец в родной деревне, а похоронили его в Орхоменах.

Биография из Википедии

Гесио́д (др.-греч. Ἡσίοδος; VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

Гесиод и Муза. Картина Гюстава Моро, 1891Гесиод и Муза. Картина Гюстава Моро, 1891

Гесиод родился в Киме в Эолиде, но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в деревне Аскра, — «тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной», — близ горы Геликон. Что заставило мальчика из бедной крестьянской семьи стать поэтом, неизвестно. Сам Гесиод рассказывает, что в юности, когда он пас скот, к нему явились геликонские нимфы, вдохнули в него дар божественных песен и вручили жезл из пышного лавра — знак отличия рапсода.

Гесиод стал профессиональным рапсодом — исполнителем эпических песен. В своих произведениях он использовал язык и стилистическую технику малоазийского героического эпоса для новых задач религиозного и нравственного учительства. Гесиод выступает как пророк, «призванный» музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первым в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

Предание («Состязание Гомера и Гесиода») повествует о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, состязался при этом с Гомером и был назван победителем. Царь Панед, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах». Позже Панед вошел в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Состязание датируется рубежом VIII—VII вв. до н. э., что даёт хронологическую опору для времени жизни самого Гесиода.

Творчество

Труды и дни

Первая страница «Трудов и дней» (Hesiodi Ascraei opuscula inscripta ΕΡΓΑ ΚΑΙ ΗΜΕΡΑΙ), базельское издание 1539 г.Первая страница «Трудов и дней» (Hesiodi Ascraei opuscula inscripta ΕΡΓΑ ΚΑΙ ΗΜΕΡΑΙ), базельское издание 1539 г.

Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма «Труды и дни» (др.-греч. Ἔργα και Ἡμέραι), написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом . Ухудшение положения крестьянства формирует у Гесиода пессимистическое отношение к современности (изложение мифа о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного). В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами. Изречения: «Кто верит женщине, тот верит вору», «Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет» и др.

Во второй части поэмы систематически описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца.

Теогония

Другая поэма Гесиода, «Теогония» (др.-греч. Θεογονία), является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.

Другие работы

Остальные сочинения, в древности приписывавшиеся Гесиоду, считаются в современной науке написанными позднее, в VII—VI веках до н.э.

Продолжением «Теогонии» была сохранившаяся лишь в немногих отрывках поэма «Каталог женщин» или «Эойя» — список красавиц, от брака которых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов; здесь в генеалогической форме изъяснялось происхождение греческих племён.

«Щит Геракла» — поэма в 480 стихах. В ней не рассказывается о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса.

Дошел до нас и ряд названий других произведений Гесиода («Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пелея» и др).

Издание Меркельбаха-Уэста (Oxford, 1967, рус. пер. 2001) включает 363 (кроме подложных) сохранившихся в рукописях и найденных на папирусах фрагмента сочинений Гесиода.

Память

Hesiodi Ascraei quaecumque exstant, 1701Hesiodi Ascraei quaecumque exstant, 1701

Павсаний в «Описании Эллады» (IX, 27) сообщает, что ещё во II веке в Феспиях была некая община, владевшая землями, связанными с именем Гесиода, члены которой хранили все местные предания о нём и показывали посетителям такие реликвии, как официальный список «Трудов и дней».

В честь Гесиода назван кратер на Меркурии (Hesiod) и кратер на Луне (Hesiodus).