Краткая биография

Шамсудди́н Абу́ ’Абдулла́х Муха́ммад ибн Абу́ Бакр ад-Димашки, более известный как Ибн Каййим аль-Джаузийя (араб. ابن قيم الجوزية‎; 29 января 1292, Дамаск — 16 сентября 1350, там же) — мусульманский богослов, видный представитель ханбалитской школы мусульманского права.

Прозвище «ибн Каййим аль-Джаузия» закрепилось за Шамсуддином, потому что он был сыном опекуна медресе Джаузия в Дамаске (арабское слово «каййим» (араб. قـيّم‎) можно перевести на русский язык как «уполномоченный» или «опекун»).

Биография и наследие

Его полное имя: Абу ’Абдуллах Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д ибн Хариз ибн Макки Зайну-д-дин аз-Зур’и ад-Димашки. Родился в Дамаске седьмого числа месяца сафар 691 года по хиджре.

Он рос и воспитывался в доме глубоко верующих людей в атмосфере набожности и благочестия. Знания он начал получать ещё в детстве, будучи менее семи лет от роду. Начальное образование Ибн Каййим получил в Дамаске. В то время этот город славился своими учёными-богословами. Позже молодой Шамсуддин отправился в поисках знаний в Египет.

Ибн Каййим был разносторонне образован. Так, знания хадисов он приобретал у судьи Такияддина ибн Сулеймана, Исмаила ибн Мактума, Фатимы бинт Жаухар и других. Арабскому языку он учился у Али ибн Абу аль-Фатх Баали и под его руководством изучал книги «аль-Мулаххис» Абуль Бака’а, «Джаржания», «Альфию ибн Малика», а также такие книги, как «аль-Кафия уа-ш-Шафия» и «Тасхиль». Знание усуль (основ) и фикха он приобретал у таких шейхов, как Софияддин аль-Хинди и шейх аль-ислам ибн Таймия, а также у шейха Исмаила ибн Мухаммада аль-Хароний, под руководством которых изучал книги «ар-Рауда» Ибн Кудамы, «аль-Ахкам» Амидия и многие другие.

С Такиюддином ибн Таймия он не разлучался с начала проповеднической деятельности последнего в Египте в 712 году хиджры, а в 726 году хиджры (в 1326 году н. э.) был заключён вместе с ним в тюрьму и отпущен только после смерти ибн Таймия в 728 году по хиджре; в период своего заключения Ибн Каййим занимался чтением Корана, размышляя над ним.

В 1340 году по хиджре он совершил паломничество в Мекку. В 1342 году Ибн Каййим аль-Джаузия провёл свою первую лекцию в медресе ас-Садрийя в Дамаске, в которой он затем преподавал вплоть до самой своей смерти в 1350 году.

Именно Ибн Каййим считается самым известным учеником ибн Таймии из числа его современников, и благодаря ему идеи Ибн Таймия получили широкое распространение. Он много узнал от своего учителя, но считал наиболее важным следующее: его призыв к книге Всевышнего Аллаха и достоверной сунне пророка Мухаммада; руководство ими в повседневной жизни; понимание Корана и сунны так, как их понимали праведные предшественники; отрицание всякого рода новшеств в религии и очищение её от тех нововведений, которые предпринимали мусульмане по собственной инициативе, основываясь на ошибочных убеждениях в течение предшествующих веков — веков упадка, застоя, и слепого подражания. В отличие от Ибн Таймийя, Ибн Каййим испытал на себе значительно более сильное влияние суфизма.

Среди его учеников называются:

  • Ибн Раджаб — хафиз, имам, учёный, аскет, автор книг о хадисах, фикхе, истории; он был неразлучным с ибн Кайимом вплоть до его смерти;
  • Ибн Касир — хафиз, историк, хадисовед, автор многих книг, из которых самые известные — «Тафсир ибн Касира» (толкование Корана) и книга «аль-Бидая уан-Нихая» («Начало и конец»);
  • Файрузабади — составитель толкового словаря арабского языка «аль-камус аль-мухит».

Труды

Результатом разносторонних научных изысканий ученого явилось много книг. Вот лишь некоторые из них:

  • «Благодатный дождь прекрасных слов» (араб. الوابل الصيب من الكلم الطيب‎‎)
  • «Болезнь и лекарство» (араб. الداء والدواء‎‎)
  • «Большие грехи»
  • «Высокий минарет (для различения) достоверных и слабых хадисов» (араб. المنار المنيف في الصحيح والضعيف‎‎)
  • «Дух» (араб. الروح‎‎)
  • «Исцеление для больного. Вопросы предопределения, его мудрости и причины» (араб. شفاء العليل في مسائل القضاء والحكمة والقدر والتعليل‎‎)
  • «Исчерпывающий исцеляющий ответ про Спасенную группу» (араб. الكافية الشافية في الانتصار للفرقة الناجية‎‎
  • «Ключ к Обители счастья» (араб. مفتاح دار السعادة‎‎)
  • «Мудрости» (араб. الفوائد‎‎)
  • «Описание рая и наслаждений его обитателей»
  • «Оружие терпеливых и припасы благодарящих» (араб. عدة الصابرين وذخيرة الشاكرين‎‎)
  • «Письмо в Табук» (араб. الرسالة التبوكية‎‎)
  • «Притчи Корана» (араб. الأمثال في القرآن الكريم‎‎)
  • «Провиант будущего мира»
  • «Путь двух переселений и врата двух счастий» (араб. طريق الهجرتين وباب السعادتين‎‎)
  • «Сад влюбленных и отдохновение увлеченных» (араб. روضة المحبين ونزهة المشتاقين‎‎)
  • «Спасение отчаявшихся от сетей Сатаны» (араб. إغاثة اللهفان من مصائد الشيطان‎‎)
  • «Ступени идущих» (араб. مدارج السالكين‎‎)
  • «Целительное письмо о нормах двух последних глав Корана»
  • «Экстракты мудрости» (араб. بدائع الفوائد‎‎).

Переводы

  • Ибн Каййим аль-Джаузийя. Фаваид=Полезные наставления / Отв. ред. Шейх Бакр ибн Абдуллах Абу Зейд; пер. с араб. Е. Сорокоумовой. — М.: Умма, 2013. — 480 с.