Краткая биография

Игна́тий Богоно́сец (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος, Игнатий Антиохийский, греч. Ιγνάτιος Αντιοχείας; 20 декабря 107, Рим) — муж апостольский, священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский после апостола Петра и Евода, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года.

Сведения о жизни

Родился, вероятно, в Антиохии. Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова.Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (III, 36). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 — 117), будучи брошен львам на арене.

Прозвище Богоносец, по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5); по другой, значит «носитель Божественного духа».

Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима.

О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».

МученичествоМученичество

Мученические акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан). В этот день (по юлианскому календарю) и совершается его память в Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.

Также, 29 января (по юлианскому календарю) празднуется пренесение его мощей: мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 перенесены в саму Антиохию. По взятии Антиохии персами пренесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Св. Климента.

Послания Игнатия

Существует три редакции посланий Игнатия:

  • Краткая редакция, состоящая из 4 посланий. Существовала на средневековом западе. Получила признание после публикации сирологом У. Кьюртоном древнего (IV в.) перевода на сирийский трех посланий (к Ефесянам, Римлянам и Поликарпу).
  • средняя редакция, или versio eusebiana, состоящая из семи посланий (Послание к ефесянам, Послание к магнезийцам, Послание к траллийцам, Послание к филадельфийцам, Послание к римлянам, Послание к смирнянам, Послание к Поликарпу). Эта редакция была известна Евсевию Кессарийскому и в современной науке считается нормативной.
  • Чуть позднее краткой редакции на Западе стала известна пространная редакция из 12 посланий, которая впоследствии расширилась до 15 посланий.

К подложным посланиям относятся: Послание к Тарсийцам, Послание к Антиохийцам, Послание к Ирону, антиохийскому диакону, Послание к Филиппийцам, переписка с Марией Кассобольской, 1-е ап. Иоанну Богослову, 2-е ап. Иоанну Богослову, Переписка с Богородицей.

Богословское учение св. Игнатия

Христология Посланий Игнатия обусловлена его полемикой с докетами, отрицавшими материальный аспект Боговоплощения, с одной стороны, и с иудействующими, с другой.

В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология: коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви. В его послании к Смирнянам впервые употребляется понятие «Кафоличность церкви» (Смирн.8.2).

Ключевая фраза в экклезиологии Игнатия — επι το αυτο — выражение, которое он использует как технический термин для обозначения евхаристического собрания, то есть Церкви.

Говоря о местных Церквах, он прилагает к ним причастие от глагола παροικεω, что обозначает временное пребывание на чужбине.

Тропарь священномученику Игнатию глас 4

Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, Богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя,/ до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.