Краткая биография

Илья́ Григо́рьевич Эренбу́рг (14 (26) января 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) — русский писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик с французского и испанского языков, общественный деятель, фотограф. В 1908—1917 и 1921—1940 годах находился в эмиграции, с 1940 года жил в СССР.

Илья Эренбург родился в Киеве в зажиточной еврейской семье, в которой он был четвёртым ребёнком и единственным сыном. Его отец — Герш Гершанович (Герш Германович, Григорий Григорьевич) Эренбург (1852—1921) — был инженером и купцом второй гильдии (впоследствии первой гильдии); мать — Хана Берковна (Анна Борисовна) Эренбург (урождённая Аринштейн, 1857—1918) — домохозяйкой. У него были старшие сёстры Маня (Мария, 1881—1940), Евгения (1883—1965) и Изабелла (1886—1965). Родители поженились в Киеве 9 июня 1877 года, потом жили в Харькове, где родились три дочери, и вернулись в Киев только перед рождением сына. Семья жила в квартире деда со стороны отца — купца второй гильдии Григория (Гершона) Ильича Эренбурга — в доме Натальи Искры по адресу улица Институтская № 22. В 1895 году семья переехала в Москву, где отец получил место директора Акционерного общества Хамовнического пиво-медоваренного завода. Семья жила на Остоженке, в доме Варваринского Общества в Савеловском переулке, квартира 81.

С 1901 года вместе с Н. И. Бухариным учился в 1-й Московской гимназии, где уже с третьего класса учился плохо и в четвёртом был оставлен на второй год (оставил гимназию будучи учеником пятого класса в 1906 году).

Революции. Эмиграции. Возвращения

Когда закончится война?Рисунок Маревны, 1916, Париж.Слева направо — Ривера, Модильяни, ЭренбургКогда закончится война?
Рисунок Маревны, 1916, Париж.
Слева направо — Ривера, Модильяни, Эренбург

После событий 1905 года принимал участие в работе революционной организации социал-демократов, но в саму РСДРП не вступал. В 1907 году был избран в редколлегию печатного органа Социал-демократического союза учащихся средних учебных заведений Москвы. В январе 1908 года был арестован, полгода провёл в тюрьмах и освобождён до суда, но в декабре эмигрировал во Францию, жил там более 8 лет. Постепенно отошёл от политической деятельности.

В Париже занимался литературной деятельностью, вращался в кругу художников-модернистов. Первое стихотворение «Я шёл к тебе» было напечатано в журнале «Северные зори» 8 января 1910 года, выпустил сборники «Стихи» (1910), «Я живу» (1911), «Одуванчики» (1912), «Будни» (1913), «Стихи о канунах» (1916), книгу переводов Ф. Вийона (1913), несколько номеров журналов «Гелиос» и «Вечера» (1914). В 1914—1917 годах был корреспондентом русских газет «Утро России» и «Биржевые ведомости» на Западном фронте.

Эренбург в 1925 годуЭренбург в 1925 году

Летом 1917 года вернулся в Россию. Осенью 1918 года переехал в Киев, где квартировал у своего двоюродного брата — врача-дерматовенеролога местной Еврейской больницы Александра Григорьевича Лурье на улице Владимирской, 40. В августе 1919 года женился на племяннице доктора Лурье (своей двоюродной племяннице по матери) Любови Козинцевой. С декабря 1919 года по сентябрь 1920 года вместе с женой жил в Коктебеле у Максимилиана Волошина, затем из Феодосии баржей переправился в Тифлис, где выхлопотал для себя, жены и братьев Мандельштам советские паспорта, с которыми в октябре 1920 года они вместе в качестве дипкурьеров отправились поездом из Владикавказа в Москву. В конце октября 1920 года Эренбург был арестован ВЧК и освобождён благодаря вмешательству Н. И. Бухарина.

Отрицательно восприняв победу большевиков (сборник стихов «Молитва о России», 1918; публицистика в газете «Киевская жизнь»), в марте 1921 года Эренбург снова уехал за границу. Будучи выслан из Франции, некоторое время провёл в Бельгии и в ноябре прибыл в Берлин. В 1921—1924 годах жил в Берлине, где выпустил около двух десятков книг, сотрудничал в «Новой русской книге», вместе с Л. М. Лисицким издавал конструктивистский журнал «Вещь». В 1922 году опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», в котором дана интересная мозаичная картина жизни Европы и России времён Первой мировой войны и революции, но главное — приведён свод удивительных по своей точности пророчеств. Леонид Жуховицкий писал по этому поводу:

...Меня до сих пор потрясают полностью сбывшиеся пророчества из «Хулио Хуренито». Случайно угадал? Но можно ли было случайно угадать и немецкий фашизм, и его итальянскую разновидность, и даже атомную бомбу, использованную американцами против японцев. Наверное, в молодом Эренбурге не было ничего от Нострадамуса, Ванги или Мессинга. Было другое — мощный ум и быстрая реакция, позволявшие улавливать основные черты целых народов и предвидеть их развитие в будущем. В былые века за подобный дар сжигали на костре или объявляли сумасшедшим, как Чаадаева.

И. Г. Эренбург был пропагандистом авангардного искусства («А всё-таки она вертится», 1922). В 1922 году вышел его последний сборник стихов «Опустошающая любовь». В 1923 году написал сборник рассказов «Тринадцать трубок» и роман «Трест Д. Е.». Эренбург был близок к левым кругам французского общества, активно сотрудничал с советской печатью — с 1923 года работал корреспондентом «Известий». Его имя и талант публициста широко использовались советской пропагандой для создания привлекательного образа Советского Союза за границей. Много ездил по Европе (Германия — 1927, 1928, 1930, 1931; Турция, Греция — 1926; Испания — 1926; Польша — 1928; Чехословакия — 1927, 1928, 1931, 1934; Швеция, Норвегия — 1929; Дания — 1929, 1933; Англия — 1930; Швейцария — 1931; Румыния, Югославия, Италия — 1934). Летом и осенью 1932 года совершил поездку по СССР, был на строительстве магистрали Москва-Донбасс, в Кузнецке, Свердловске, Новосибирске, Томске, результатом чего стал роман «День второй» (1934), осуждённый критиками; в 1934 году выступил на Первом съезде советских писателей. 16—18 июля 1934 года с целью разыскать находящегося в ссылке Осипа Мандельштама посетил Воронеж.

С 1931 года тон его публицистических и художественных произведений становится всё более просоветским, с верой в «светлое будущее нового человека». В 1933 году в издательстве «Изогиз» вышел фотоальбом Эренбурга «Мой Париж» в выполненном Элем Лисицким картонаже и суперобложке.

После прихода Гитлера к власти становится крупнейшим мастером антинацистской пропаганды. Во время гражданской войны в Испании 1936—1939 годов Эренбург был военным корреспондентом «Известий»; выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941). 24 декабря 1937 года приехал на две недели из Испании в Москву, 29 декабря выступил на писательском съезде в Тбилиси. В следующий приезд из Испании у него был отобран заграничный паспорт, который был восстановлен в апреле 1938 года после двух обращений Эренбурга к Сталину, и в начале мая он вернулся в Барселону. После поражения республиканцев вернулся в Париж. После немецкой оккупации Франции укрылся в Советском посольстве.

Военный период творчества

Мне рассказывали люди, заслуживающие полного доверия, что в одном из больших объединенных партизанских отрядов существовал следующий пункт рукописного приказа:
«Газеты после прочтения употреблять на раскурку, за исключением статей Ильи Эренбурга».
Это поистине самая короткая и самая радостная для писательского сердца рецензия, о которой я когда-либо слышал.

К. Симонов

Евг. Евтушенко.

Крещатицкий парижанин

Не люблю в Эренбурга – камней,
хоть меня вы камнями побейте.
Он, всех маршалов наших умней,
нас привел в сорок пятом к победе.
Танк назвали «Илья Эренбург».
На броне эти буквы блистали.
Танк форсировал Днепр или Буг,
но в бинокль наблюдал за ним Сталин.
Не пускали, газету прочтя,
Эренбурга на самокрутки,
и чернейшая зависть вождя
чуть подымливала из трубки.

Новые известия, 27.01.2006 г.

Илья Эренбург (справа) с танкистами на фронте, 1942 годИлья Эренбург (справа) с танкистами на фронте, 1942 год

В 1940 году вернулся в СССР, где написал и опубликовал роман «Падение Парижа» (1941) о политических, нравственных и исторических причинах разгрома Франции Германией во Второй мировой войне.

Потом <22 июня 1941> за мною приехали повезли в «Труд», в «Красную звезду», на радио. Я написал первую военную статью. Позвонили из ПУРа, просили зайти в понедельник в восемь часов утра, спросили: «У вас есть воинское звание?» я ответил, что звания нет, но есть призвание: поеду, куда пошлют, буду делать, что прикажут.

— «Люди, годы, жизнь», книга IV

В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антинемецкими статьями и произведениями, которых написал за время войны около 1500. Значительная часть этих статей, постоянно печатавшихся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в трёхтомнике публицистики «Война» (1942—1944). В 1942 году вошёл в Еврейский антифашистский комитет и вёл активную деятельность по сбору и обнародованию материалов о Холокосте, которые совместно с писателем Василием Гроссманом были собраны в «Чёрную книгу».

Илье Эренбургу и Константину Симонову принадлежит авторство лозунга «Убей немца!» (впервые прозвучавшего в стихотворении К. М. Симонова «Убей его!»), который широко использовался в плакатах и — в качестве заголовка — листовках с цитатами из статьи Эренбурга «Убей!» (опубликована 24 июля 1942 года). Для поддержания действенности лозунга в советских газетах того времени были созданы специальные рубрики (одно из типичных названий «Убил ли ты сегодня немца?»), в которых публиковались письма-отчёты советских бойцов о количестве убитых ими немцев и способах их уничтожения. Адольф Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга, объявив его в январе 1945 года злейшим врагом Германии. Нацистская пропаганда дала Эренбургу прозвище «Домашний еврей Сталина».

Проповеди ненависти Ильи Эренбурга, которые уже принесли свои первые плоды на Востоке, план Моргентау, то есть план предполагаемой территориальной «кастрации» Германии и требование безоговорочной капитуляции пресекли всякие попытки немцев как-то договориться и придали сопротивлению очень острый и ожесточенный характер не только в Европе, но и во всем мире. Подавляющее большинство немцев не видело для себя иного выхода, кроме борьбы. Даже явные противники нацистского режима становились теперь отчаянными защитниками своей родины

— Вальтер Людде-Нейрат. Конец на немецкой земле

В дни, когда Красная Армия перешла государственную границу Германии, в советских верхах действия на территории Германии трактовались как выполнение освободительной миссии Красной Армии — освободительницы Европы и собственно немецкого народа от нацизма. И потому после статьи Эренбурга «Хватит!», опубликованной в «Красной звезде» 11 апреля 1945 года, появилась ответная статья заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает»(газета «Правда»).

Послевоенное творчество

Могила Эренбурга наНоводевичьем кладбище МосквыМогила Эренбурга на Новодевичьем кладбище Москвы

После войны выпустил дилогию — романы «Буря» (1946—1947) и «Девятый вал» (1950). Один из лидеров Движения борцов за мир.

В 1948 году Голливуд выпускает в прокат фильм «The Iron Curtain», о побеге шифровальщика ГРУ И. С. Гузенко и советском шпионаже. 21 февраля того же года Эренбург в газете «Культура и жизнь» публикует статью «Кинопровокаторы», написанную по заданию министра кинематографии И. Г. Большакова.

Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным: с одной стороны, он получал материальные блага, часто ездил за границу, с другой — был под контролем спецслужб и часто даже получал выговоры. Таким же двойственным было отношение властей к Эренбургу в эпоху Н. С. Хрущёва и Л. И. Брежнева.

После смерти Сталина написал повесть «Оттепель» (1954), которая была напечатана в майском номере журнала «Знамя» и дала название целой эпохе советской истории. В 1958 году вышли «Французские тетради» — эссе о французской литературе, живописи и переводы из Ж. Дю Белле. Автор мемуаров «Люди, годы, жизнь», пользовавшихся в 1960-е — 1970-е годы большой популярностью в среде советской интеллигенции. Эренбург познакомил молодое поколение со множеством «забытых» имен, способствовал публикациям как забытых (М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель), так и молодых авторов (Б. А. Слуцкий, С. П. Гудзенко). Пропагандировал новое западное искусство (П. Сезанн, О. Ренуар, Э. Мане, П. Пикассо).

В марте 1966 года подписал письмо тринадцати деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И. В. Сталина.

Скончался после длительной болезни от обширного инфаркта миокарда 31 августа 1967. Проститься с писателем пришло около 15 000 человек.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Сочинения

Собрание сочинений Ильи Эренбурга в пяти томах было издано в 1951—1954 годах издательством «Художественная литература».

Следующее собрание, более полное, в девяти томах, было выпущено тем же издательством в 1962—1967 годах.

В 1990—2000 годах издательством «Художественная литература» было издано юбилейное Собрание сочинений в восьми томах.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1942) — за роман «Падение Парижа» (1941)
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за роман «Буря» (1947)
  • Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1952) — первый из всего двух лауреатов-советских граждан
  • два ордена Ленина (30 апреля 1944, 1961)
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды (1937)
  • орден Почётного Легиона
  • медали

Членство в организациях

  • Вице-президент ВСМ с 1950 года.
  • Депутат ВС СССР с 1950 года от Даугавпилса, Латвийская СССР.

Семья

  • Первая жена (1910—1913) — переводчица Катерина (Екатерина) Оттовна Шмидт (1889—1977, во втором браке Сорокина).
    • Их дочь — переводчик французской литературы Ирина Ильинична Эренбург (1911—1997), была замужем за писателем Борисом Матвеевичем Лапиным (1905—1941). После трагической гибели мужа удочерила и вырастила девочку:

Он привёз с войны девочку Фаню, на глазах у которой в Виннице немцы расстреляли родителей и сестер. Старшие же братья служили в польской армии. Фаню успел спрятать какой-то старик, но так как это было связано с большим риском, он велел ей: «Беги, ищи партизан». И Фаня побежала.

Эту девочку Эренбург привёз в Москву именно в надежде отвлечь Ирину от горя. И она удочерила Фаню. Поначалу всё было довольно сложно, поскольку девочка плохо говорила по-русски. Изъяснялась на какой-то чудовищной смеси языков. Но потом русским быстро овладела и даже стала отличницей.
Ирина с Фаней жили в Лаврушинском; там же жил и поэт Степан Щипачёв с сыном Виктором. С Виктором Фаня познакомилась ещё в писательском пионерлагере; полудетский роман продолжился в Москве и завершился браком. Мама поступила на филфак в МГУ, но быстро поняла, что это не её, и, поступив в медицинский, стала врачом. Брак продлился недолго — три года. Но я всё-таки успела родиться.

  • Вторая жена (с 1919 года) — художница Любовь Михайловна Козинцева (1899—1970), сестра кинорежиссёра Григория Михайловича Козинцева, ученица Александры Экстер, Роберта Фалька, Александра Родченко. Приходилась И. Г. Эренбургу двоюродной племянницей.
  • Двоюродный брат — художник и журналист, участник Гражданской войны Илья Лазаревич Эренбург (1887—1920), сын харьковского зерноторговца Лазаря Гершовича (Григорьевича) Эренбурга, химика, выпускника Харьковского университета (1882); с двоюродным братом и его женой Марией Михайловной супруги Эренбург были дружны в период первой эмиграции в Париж.
  • Двоюродная сестра — коллекционер, художник и педагог Наталья Лазаревна Эренбург (в замужестве Эренбург-Маннати, фр. Nathalie Ehrenbourg-Mannati; 1884—1979).
  • Двоюродные брат и сестра (по матери) — врач-гинеколог Роза Григорьевна Лурье и врач-дерматовенеролог Александр Григорьевич Лурье (1868—1954), профессор и заведующий кафедрой дерматовенерологии Киевского института усовершенствования врачей (1919—1949).
  • Двоюродный брат — Георгий Борисович Эренбург (1902—1967), востоковед-синолог.

Знаменитая фраза

И. Эренбургу принадлежат знаменитые слова: «Увидеть Париж и умереть».

Оценки современников

Хороший писатель был, талантливый. Но имелось у него какое-то примирение, что ли, со сталинскими методами управления.

— Никита Хрущёв. Воспоминания: избранные фрагменты // Никита Хрущёв; сост. А. Шевеленко. — М.: Вагриус, 2007. — 512 с.; ил.

Библиография

Сталин— еженедельная газета 25-й смешанной интербригады. 22 апреля 1937. Передовица ЭренбургаСталин — еженедельная газета 25-й смешанной интербригады. 22 апреля 1937. Передовица Эренбурга
  • 1910 — Стихи — Париж
  • 1911 — Я живу — СПб.: типография товарищества «Общественная польза»
  • 1912 — Одуванчики — Париж
  • 1913 — Будни: Стихи — Париж
  • 1914 — Детское — Париж: типография Рираховского
  • 1916 — Повесть о жизни некоей Наденьки и о вещих знамениях явленных ей — Париж
  • 1916 — Стихи о канунах — М.: типография А. А. Левенсона
  • 1917 — О жилете Семена Дрозда: Молитва — Париж
  • 1918 — Молитва о России — 2-е изд. «В смертный час»; Киев: «Летопись»
  • 1919 — Огонь — Гомель: «Века и дни»
  • 1919 — В звёздах — Киев; 2-е изд. Берлин: «Геликон», 1922
  • 1920 — Лик войны — София: «Российско-болгарское книгоиздательство», 1920; Берлин: «Геликон», 1923; М.: «Пучина», 1924; «ЗиФ», 1928
  • 1921 — Кануны — Берлин: «Мысль»
  • 1921 — Раздумия — Рига; 2-е изд. Пг.: «Неопалимая купина»
  • 1921 — Неправдоподобные истории — Берлин: «С. Эфрон»
  • 1922 — Зарубежные раздумья — Пг.: «Костры»
  • 1922 — О себе — Берлин: «Новая русская книга»
  • 1922 — Портреты русских поэтов. Берлин: «Аргонавты»; М.: «Первина», 1923; М.: «Наука», 2002
  • 1922 — Опустошающая любовь — Берлин: «Огоньки»
  • 1922 — Золотое сердце: Мистерия; Ветер: Трагедия — Берлин: «Геликон»
  • 1922 — Необычайные похождения Хулио Хуренито — Берлин: «Геликон»; М.: «ГИХЛ», 1923,1927
  • 1922 — А все-таки она вертится — Берлин: «Геликон»
  • 1922 — Шесть повестей о легких концах — Берлин: «Геликон»; М.: «Пучина», 1925
  • 1922 — Жизнь и гибель Николая Курбова — Берлин: «Геликон»; М.: «Новая Москва», 1923
  • 1923 — Тринадцать трубок — Берлин: «Геликон»; М.: «Новые вехи», 1924; М.-Л.: «Новелла»,1924
  • 1923 — Звериное тепло — Берлин: «Геликон»
  • 1923 — Трест «Д. Е.» История гибели Европы — Берлин: «Геликон»; Харьков: «Госиздат»
  • 1924 — Любовь Жанны Ней — М.: изд. журнала «Россия»; М.: «Новелла», 1925; М.: «ЗиФ», 1927; Рига, 1927
  • 1924 — Трубка — М.: «Красная Новь»
  • 1925 — Бубновый валет и компания — Л.-М.: «Петроград»
  • 1925 — Рвач — Париж: «Знание»; Одесса: «Светоч», 1927
  • 1926 — Лето 1925 года — М.: «Круг»
  • 1926 — Условные страдания завсегдатая кафе — Одесса: «Новая Жизнь»
  • 1926 — Три рассказа о трубках — Л.: «Прибой»
  • 1926 — Чёрная переправа — М.: «Гиз»
  • 1926 — Рассказы — М.: «Правда»
  • 1927 — В Проточном переулке — Париж: «Геликон»; М.: «Земля и Фабрика»; Рига: «Грамату драугс»
  • 1927 — Материализация фантастики — М.-Л.: «Кинопечать»
  • 1927–1929 — Собрание сочинений в 10-ти томах — «ЗиФ» (вышли всего 7 томов: 1–4 и 6–8)
  • 1928 — Белый уголь или Слёзы Вертера — Л.: «Прибой»
  • 1928 — Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца — Париж: «Геликон»; в России роман издан в 1990 году
  • 1928 — Рассказы — Л.: «Прибой»
  • 1928 — Трубка коммунара — Нижний Новгород
  • 1928 — Заговор равных — Берлин: «Петрополис»; Рига: «Грамату драугс», 1932
  • 1929 — 10 Л.С. Хроника нашего времени — Берлин: «Петрополис»; М.-Л.: ГИХЛ, 1931
  • 1930 — Виза времени — Берлин: «Петрополис»; 2-е доп. изд., М.- Л.: ГИХЛ, 1931; 3-е изд., Л., 1933
  • 1931 — Фабрика снов — Берлин: «Петрополис»
  • 1931 — Англия — М.: «Федерация»
  • 1931 — Единый фронт — Берлин: «Петрополис»
  • 1931 — Мы и они (совместно с О. Савичем) — Франция; Берлин: «Петрополис»
  • 1932 — Испания — М.: «Федерация»; 2-е доп. изд. 1935; Берлин: «Геликон», 1933
  • 1933 — День второй — М.: «Федерация» и одновременно «Советская литература»
  • 1933 — Хлеб наш насущный — М.: «Новые Вехи» и одновременно «Советская литература»
  • 1933 — Мой Париж — М.: «Изогиз»
  • 1933 — Москва слезам не верит — Париж: «Геликон»; М.: «Советская литература»
  • 1934 — Затянувшаяся развязка — М.: «Советский писатель»
  • 1934 — Гражданская война в Австрии — М.: «Советская литература»
  • 1935 — Не переводя дыхания — Архангельск: «Севкрайиздат»; М.: «Советский писатель»; 5-е изд., 1936
  • 1935 — Хроника наших дней — М.: «Советский писатель»
  • 1936 — Четыре трубки — М.: «Молодая гвардия»
  • 1936 — Границы ночи — М.: «Советский писатель»
  • 1936 — Книга для взрослых — М.: «Советский писатель»; М.: А/О «Книга и бизнес», 1992
  • 1937 — Вне перемирия — М.: «Гослитиздат»
  • 1937 — Что человеку надо — М.: «Гослитиздат»
  • 1938 — Испанский закал — М.: «Гослитиздат»
  • 1941 — Верность: (Испания. Париж): Стихи — М.: «Гослитиздат»
  • 1941 — Плененный Париж — М.: «Гослитиздат»
  • 1941 — Гангстеры — М.: «Гослитиздат»
  • 1941 — Бешеные волки — М.-Л.: «Военмориздат»
  • 1941 — Людоеды. Путь к Германии (в 2-х книгах) — М.: «Воениздат НКО»
  • 1942 — Падение Парижа — М.: «Гослитиздат»; Магадан: «Советская Колыма»
  • 1942 — Ожесточение — М.: «Правда»
  • 1942 — Огонь по врагу — Ташкент: «Гослитиздат»
  • 1942 — Кавказ — Ереван: «Армгиз»
  • 1942 - Ненависть - М.: "Воениздат"
  • 1942 — Солнцеворот — М.: «Правда»
  • 1942 — Заправилы фашистской Германии: Адольф Гитлер — Пенза: изд. газ. «Сталинское Знамя»
  • 1942 — За жизнь! — М.: «Советский писатель»
  • 1942 — Василиск — ОГИХЛ, Куйбышев; М.: «Гослитиздат»
  • 1942–1944 — Война (в 3-х томах) — М.: «ГИХЛ»
  • 1943 — Свобода — Поэмы, М.: «Гослитиздат»
  • 1943 — Немец — М.: «Воениздат НКО»
  • 1943 — Ленинграду — Л.: «Воениздат НКО»
  • 1943 - Падение дуче- М.: "Госполитиздат"
  • 1943 — «Новый порядок» в Курске — М.: «Правда»
  • 1943 — Стихи о войне — М.: «Советский писатель»
  • 1946 — Дерево: Стихи: 1938–1945 — М.: «Советский писатель»
  • 1946 — Дорогами Европы — М.: «Правда»
  • 1947 — Буря — Магадан: изд.«Советская Колыма» и М.: «Советский писатель»
  • 1947 — В Америке — М.: «Московский рабочий»
  • 1948 — Лев на площади — М.: «Искусство»
  • 1950 — Девятый вал — М.: «Советский писатель», 2-е изд. 1953
  • 1952–1954 — Собрание сочинений в 5-ти томах — М.: ГИХЛ
  • 1952 — За мир! — М.: «Советский писатель»
  • 1954 — Оттепель — в 1956 переиздана в двух частях М.: «Советский писатель»
  • 1956 — Совесть народов — М.: «Советский писатель»
  • 1958 — Французские тетради — М.: «Советский писатель»
  • 1959 — Стихи: 1938 - 1958 — М.: «Советский писатель»
  • 1960 — Индия, Греция, Япония — М.: «Советский писатель»; 2-е изд. М.: «Искусство»
  • 1960 — Перечитывая Чехова — М.: Гослитиздат
  • 1961–1967 — Люди, годы, жизнь — (книги 1–6); 3-е изд. (книги 1–7), 1990; 5-е изд. «Текст», 2005; 6-е изд. «АСТ», 2017
  • 1962–1967 — Собрание сочинений в 9-ти томах — М.: «Художественная литература»
  • 1969 — Тень деревьев — М.: «Прогресс»
  • 1974 — Летопись мужества. Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель»
  • 1990–2000 — Собрание сочинений в 8-ми томах (К 100-летию со дня рождения) — М.: «Худлит»
  • 1996 — В смертный час. Статьи 1918–1919 — СПб
  • 2004 — Дай оглянуться. Письма 1908–1930 — М.: «Аграф»
  • 2004 — На цоколе истории. Письма 1931–1967 — М.: «Аграф»
  • 2006 — Я слышу всё. Почта 1916–1967 — М.: «Аграф»