Краткая биография

Иоанн Златоуст - один из отцов христианской Церкви, писатель, оратор, святой - появился на свет примерно в 347 г. в Антиохии, в знатной христианской семье. Воспитанием Иоанна занималась преимущественно его благочестивая мать Анфуса, так как отец-офицер умер довольно рано. Мать приложила много сил, чтобы сын получил качественное образование – классическое, обогащенное библейским - при содействии известных преподавателей. Способствовала успешному постижению знаний и ярко выраженная природная одаренность самого ученика.

После того как образование было получено, Иоанн начал работать адвокатом и снискал себе известность благодаря таланту оратора. В 367 г. он принял крещение, через три года святитель Мелетий Антиохийский сделал его чтецом. Когда скончалась мать Иоанна, он смог реализовать давнишнее свое заветное желание - стать монахом и удалиться от мирской жизни. На протяжении четырех лет местом его жительства была уединенная обитель, затем он на два года переселился в пещеру, где жил в полном одиночестве, ведя крайне аскетичный образ жизни. Серьезно ухудшившееся здоровье заставило его вернуться в Антиохию. Поддавшись уговорам святителя Мелетия, принял сан диакона в 381 г., в 386 г. был рукоположен в священники.

Уже через 5 лет он стал пресвитером и снискал славу неутомимого проповедника, активно участвующего в жизни своих подопечных. Годы антиохийского священства были самым счастливым периодом его биографии. Именно тогда его стали называть Златоустом - с легкой руки одной прихожанки, на которую выступление священника произвело глубочайшее впечатление. Проповеди Златоуста до сих пор не утратили статуса образца ораторского искусства.

Откликнувшись на просьбу императора, в 397 г. Иоанн Златоуст возглавил кафедру и стал архиепископом. Святитель ставил перед собой задачу просвещать народ, вчерашних язычников, отвращать их от прежнего образа жизни. Он подавал личный пример, активно занимаясь благотворительностью, за счет выделявшихся на его содержание средств он обустраивал больницы для бедняков и т.п.

В обличении пороков жителей столицы он не смотрел на чины, поэтому у него появилось много влиятельных врагов. Возглавляла недовольных сама императрица Евдоксия, которую архиепископ публично обвинял в несправедливости и пагубном пристрастии к роскоши. По ее инициативе в 403 г. был созван Собор, на котором Иоанна Златоуста под предлогом растраты собственности церкви лишили архиепископства и приговорили к изгнанию. Под давлением общественного мнения решение было отменено, но лишь временно: в 404 г. его отправили в Армению, а уже в 407 г. он скончался, так как его здоровье давно было подорвано тяжелыми заболеваниями и неуважительным обращением. Христианская церковь причислила его к лику святых.

Практически все духовное, творческое наследие Иоанна Златоуста сохранилось целиком. Обычно оставленные им труды делят на три категории – послания, речи и трактаты. В частности, сохранилось более 200 посланий, более 450 работ, комментирующих Новый завет и др. Кроме прозвища «Златоуст», его наградили лестным сравнением «христианский Демосфен».

Биография из Википедии

Иоа́нн Златоу́ст (Златоу́стый) (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος Иоанн Хризостом; ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

В ряде христианских церквей почитается как святой. В православии, в связи с тем, что день его кончины приходится на праздник Воздвижения Креста Господня, его память перенесена на 13 (26) ноября по юлианскому календарю; Православная Церковь совершает его память также 27 января (9 февраля) (перенесение мощей) и в Соборе трёх святителей 30 января (12 февраля) по юлианскому календарю. В Константинопольской и Элладской церквях его память совершается 13 ноября, 27 января и 30 января по новоюлианскому календарю, в Католической церкви — 13 сентября. Кроме того, Вселенская патриархия в 2004 году установила празднование 30 ноября в честь перенесения из Рима в Стамбул мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Жизнеописание

Родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Все заботы о воспитании Иоанна легли на его мать — Анфусу. Лишившись мужа в весьма юном возрасте (ей было тогда около двадцати лет), она не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша рано обратился к углублённому изучению Священного Писания. Позже, уже быв по духу утверждённым в вере, он учился у лучших философов и риторов (языческий ритор Либаний считал его лучшим учеником). Святитель Мелетий Антиохийский в 367 году крестил его. Через три года Иоанн был сделан чтецом. После того, как Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором Мопсуестийским учился в местной богословской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он уклонился от архиерейского сана. В это время Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года Иоанн провел, живя в пустыне, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере.

Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский рукоположил его в сан диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году Иоанн был рукоположён в пресвитеры. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Иоанн оказался блестящим проповедником, и получил от паствы прозвище Χρυσόστομος («Златоуст»). Двенадцать лет он дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.

Миниатюра из рукописи XIII века. Государственный исторический музей. МоскваМиниатюра из рукописи XIII века. Государственный исторический музей. Москва

В 397 году, после кончины константинопольского архиепископа Нектария (управлял Константинопольской церковью с 381 по 397 г., был преемником Григория Назианзина), Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на константинопольскую кафедру в качестве архиепископа. Он начал с духовного совершенствования священства. Средства, которые предназначались для него как для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Также он составил чин литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Жан-Поль Лоран. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. 1893. Музей августинцев, ТулузаЖан-Поль Лоран. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. 1893. Музей августинцев, Тулуза

Иоанн оказался втянутым в конфликт с императорским двором — в частности, с женой императора: когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395—408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, Иоанн стал на их защиту. Императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Её неприязнь к нему усилилась, когда ей донесли, будто он в своём поучении о суетных женщинах имел в виду её. Суд, составленный из иерархов, обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью, согласно Житию, приписываемому епископу Мартирию, у императрицы, скорее всего, случился выкидыш (или на свет появился мертворождённый), а в Константинополе, согласно сообщению Феодорита Кирского, произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия попросила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать Иоанна.

Столкнувшись с перспективой изгнания, Иоанн обратился за помощью к Римскому Папе Иннокентию I, а также к архиепископу Медиолана св. Венерию и епископу Аквилеи св. Хромацию. Иннокентий I отправил в Константинополь делегацию под руководством св. Гауденция Брешийского, который ранее в Антиохии встречался с Иоанном и был с ним дружен. Однако в Греции папских посланцев сперва арестовали, затем хотели подкупить и в конце концов депортировали. Несмотря на их неудачу, Иоанн написал Гауденцию благодарственное письмо.

Место погребения свт. Иоанна Златоуста в КоманахМесто погребения свт. Иоанна Златоуста в Команах

Находясь в Армении, Иоанн старался укрепить своих последователей. В своих письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришёл приказ перевести его в глухой Пифиунт (Пицунду, ныне в Абхазии). Истощённый болезнями Златоуст, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход, подвергаясь издевательствам и жестокому обращению стражей. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, он, со словами «Слава Богу за всё!» скончался 14 сентября 407 года.

Иоанн был погребён в Команах Понтийских, на территории современной Абхазии. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». В ходе Четвёртого крестового похода (1204) мощи святителя были вывезены из Константинополя в Рим, а 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул).

Как минимум две реликвии претендуют на то, чтобы считаться головой Иоанна Златоуста, одна хранится в монастыре Ватопед на горе Афон, другая в Храме Христа Спасителя в Москве.

Литургия

Иоанн Златоуст является автором литургии восточного (византийского) обряда. Богослужение подразделяется на «литургию оглашенных» (для некрещёных) и «литургию верных». Богослужение начинается со слов иерея «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно, и во веки веков». Во время «литургии оглашенных» читается Апостол и Евангелия, а также исполняются антифоны (Псалом 102—103), тропари, Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный»), прокимены и ектении («миром Господу помолимся»). Во время «литургии верных» совершается причастие, которому предшествуют херувимская песнь, Символ веры и Отче наш.

Иоанн Златоуст — автор седьмой молитвы (содержащей в себе 24 малых молитвы по числу часов в сутках) вечернего правила, обязательного для исполнения православными христианами.

Почитание

Мозаика Софийского собора в Киеве (XI век)Мозаика Софийского собора в Киеве (XI век)

Церкви византийской традиции почитают святого Иоанна Златоуста в числе трёх «вселенских учителей» (вместе с Василием Великим и Григорием Богословом), торжество в их честь совершается 30 января (12 февраля). Отмечаются также:

  • 27 января — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (из Коман в Константинополь);
  • 14 сентября — преставление святителя Иоанна;
  • 13 ноября — день святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (годовщина его восшествия на архиепископскую кафедру).

В Латинской церкви память св. Иоанна Златоуста — епископа, исповедника и Учителя Церкви — совершается, согласно экстраординарной форме Римского обряда, 27 января (III кл.), согласно ординарной — 13 сентября (memoria). В 1568 году Папа Пий V причислил Иоанна и еще трёх греческих богословов — святых Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого — к Учителям Церкви.

Обложка книги Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, 1895 года.Обложка книги Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, 1895 года.

Сочинения

Оригиналы

  • Patrologia Graeca 47—64.

Переводы

  • Беседы избранные св. отца Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского. / Пер. игум. Иринея (Клементьевского). — Ч. 1—2. — М., 1784.
  • Творения в русском переводе : В 12 т. — СПб. : Санкт-Пет. дух. акад., 1895—1906. (Каждый том в 2 кн.)
  • Т. 1. С предисл. А. П. Лопухина. — 1895. — CXII, 883 стр.
  • Т. 2. — 1896. — 979 стр.
  • Т. 3. — 1897. — 962 стр.
  • Т. 4. — 1898. — 923 стр.
  • Т. 5. — 1899. — 1007 стр.
  • Т. 6. — 1900. — 982 стр.
  • Т. 7. — 1901. — 912 стр.
  • Т. 8. — 1902. — 1011 стр.
  • Т. 9. — 1903. — 1008 стр.
  • Т. 10. — 1904. — 992 стр.
  • Т. 11. — 1905. — 1008 стр.
  • Т. 12. — 1906. — 1587 стр.
  • СПб. : Сойкин, 1914—1917. — Т. 1—8.
  • переизд.: М., 1991.
  • Турилов А. А., Фомина М. С. Слово Иоанна Златоуста «О святой Троици и о твари, и о суде Божьем» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2000. — № 2. — С. 110—118. (Издание древнейшего полного древнерусского текста.)
  • Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М. : Наука, 1968. — С. 87—103.
  • Вестник древней истории (ВДИ). — 2004. — № 2—3.
  • Иоанн Златоуст. Четыре огласительные гомилии (серия Пападопуло-Керамевса). / Пер. И. В. Пролыгиной. // ВДИ. — 2005. — № 1. — С. 261—281; № 2. — С. 208—219.
  • Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого. — М. : Дар, 2006.
  • Слова о священстве. — 1775.
  • Собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. (Тексты трудов святителя набираются и исправляются под руководством издательства прп. Максима Исповедника с помощью группы добровольных помощников.)