Краткая биография

Иога́нн Кристиа́н Бах (нем. Johann Christian Bach, 5 сентября 1735, Лейпциг — 1 января 1782, Лондон) — композитор эпохи классицизма, одиннадцатый из тринадцати детей Иоганна Себастьяна Баха во втором браке. Известен как «Миланский Бах» и «Лондонский Бах», или «Английский Бах» (прожил в Милане 8 лет и в Лондоне 20 лет). Оказал влияние на формирование концертного стиля Моцарта.

Родился 5 сентября 1735 года в Лейпциге, его матерью была вторая жена Иоганна Себастьяна — Анна Магдалена. В лейпцигской школе Святого Фомы его первым учителем был отец, впрочем, недолго (именно это обстоятельство и наступление эпохи классицизма в искусстве объясняет разительные отличия их музыкальных стилей), так как в последние годы жизни здоровье И. С. Баха сильно пошатнулось, и он стремительно терял зрение, а после смерти Иоганна Себастьяна ему стал преподавать сводный брат, Карл Филипп Эмануил.

Карьера Иоганна Кристиана складывалась удачно, сначала он показал себя как композитор, а позже — как музыкант, играя вместе с Карлом Фридрихом Абелем, известным исполнителем на виоле да гамба. Иоганн Кристиан сочинял кантаты, камерную музыку, клавирные и оркестровые композиции, оперы и симфонии.

С 1754 по 1762 год Иоганн Кристиан жил в Италии. Благодаря покровительству графа Агостино Литта он вначале учился у падре Мартини из Болоньи, а позже у Джованни Баттисты Саммартини. В 1760 году стал органистом Миланского собора. В это же время перешел из лютеранства в католическую веру. Смена вероисповедания была необходимым условием получения поста церковного органиста. К. Ф. Э. Бах отнёсся весьма неблагосклонно к нарушению младшим братом семейных религиозных традиций. В Италии он также стал известен как автор опер и подписал несколько контрактов на их постановку в Милане, Турине и Неаполе.

В 1762 году совершил путешествие в Лондон на премьеру своих опер в Королевском театре. В Англии он служил учителем музыки у королевы Шарлотты. Состоял в масонской ложе «Девять Муз» № 235 на Востоке Лондона.

Знаменательной была его встреча с Леопольдом и Вольфгангом Амадеем Моцартом, которые приезжали в Лондон в 1764 и 1765 годах. В апреле 1764 года он впервые музицировал вместе с 8-летним вундеркиндом. Леопольд Моцарт настоятельно рекомендовал своему сыну подражать произведениям И. К. Баха, чьё стилистическое влияние ощущается в 1-ой Лондонской симфонии В. А. Моцарта и его более поздних произведениях.

В 1766 году встретил певицу (сопрано) Чечилию Грасси, на которой вскоре женился, несмотря на то, что она была на 11 лет младше. Детей у них не было.

Иоганн Кристиан умер в Лондоне 1 января 1782 года. Моцарт в письме отцу назвал его смерть «потерей для музыкального мира».

И. К. Бах и симфония

В списке работ Иоганн Кристиана симфонии занимают 91 позицию. Чуть больше половины из них, 48 работ, являются подлинными, тогда как авторство остальных 43 симфоний остается под сомнением.

Для сравнения, композитор, часто называемый «отцом симфонии», Йозеф Гайдн, написал около сотни симфоний. Однако большая их часть несравнима с симфониями Иоганна Кристиана, так как последние представляют собой в большей степени итальянские симфонии (sinfonia), нежели классические симфонии (symphony), в полной степени оформившиеся в позднем творчестве Моцарта и Гайдна.

Если использовать длительность произведения как грубую оценку для сравнения, мы увидим, что лучшие образцы симфоний И. К. Баха (Op. 7, No. 6 в G minor) звучат около 13 минут, в то время как симфония № 94 («Сюрприз») Гайдна длится 24 минуты.

Ясно, что слушатели симфоний И. К. Баха ожидают от его произведений совершенно других впечатлений, чем слушатели Гайдна или Моцарта. Ныне в концертных залах произведения Гайдна и Моцарта исполняются куда чаще, чем симфонии И. К. Баха. И это связано по большей части не с качеством и красотой музыки этих композиторов как таковыми, а с той ролью, которую произведения Гайдна и Моцарта сыграли в становлении симфонии как жанра. Впрочем, в последнее время у публики просыпается определённый интерес к музыке Иоганна Кристиана, в частности, Garland Publishing опубликовало (с 1984 по 1999 год) Полное собрание сочинений композитора в 48 частях.