Краткая биография

Каллистра́т Фалале́евич Жа́ков (псевдонимы: «Палалей Кальо», «Гара-морт»; 30 сентября 1866, деревня Давпон, Усть-Сысольский уезд, Вологодская губерния — 20 января 1926, Рига) — русский философ, этнограф и писатель коми-зырянского происхождения.

Родился в деревне Давпон, пригороде Усть-Сысольска Вологодской губернии (с 29.8.1961 — в черте Сыктывкара) в семье, происходившей из коми-зырян.В 1879 году окончил Усть-Сысольское уездное училище, в 1884 году — Тотемскую учительскую семинарию.С 1885 года работал на Холуницком заводе Вятской губернии чернорабочим.В 1891 поступил в Санкт-Петербургский лесной институт, но из-за тяжёлой жизни оставил его. Пытается стать монахом в Заоникиевой пустыни, однако был изгнан оттуда.

В 1896 году стал студентом физико-математического факультета Киевского университета, а через год перешёл на историко-филологический факультет.

Его литературная, научная и педагогическая деятельность связана с Санкт-Петербургским психоневрологическим институтом (открывшимся 15 февраля 1908 года), где он работал преподавателем с 1908 по 1917 годы. В 1911 году стал профессором. После 1917 года жил в Юрьеве, а с 1921 года — в Риге. Умер в Риге, прах философа перезахоронен на Центральном кладбище Сыктывкара 19 декабря 1990.

Литературная деятельность

Писать начал в конце XIX века. Известность получила его книга очерков «На Север в поисках за Памом Бурмортом» (1905). Самым крупным произведением стала его автобиографическая повесть «Сквозь строй жизни» (1912—1914) в 4 частях. В 1911 году опубликовал на основе предания об обороне коми-пермяцкого населенного «городка» Искор от ногайских татар поэму «Царь Кор». Его перу принадлежит и эпическая поэма «Биармия» (1916). О произведениях Жакова положительно отзывались Максим Горький, Александр Блок, Валерий Брюсов, Павел Бажов и другие литераторы. Он помогал закрепиться в культуре многим землякам, в том числе получившему всемирную известность социологу Питириму Сорокину.

Жаков был разносторонним мыслителем, прошедшим эволюцию от материализма и атеизма к религиозному мистицизму. Он является создателем философского учения лимитизма — «философии предела», основы которой заложены уже в его первой философской работе «Теория переменного и предела в гносеологии и в истории познания» (1904). Много места было уделено «художественно-философской критике». В этом жанре им написаны работы «Леонид Андреев и его произведения (Опыт философской критики)» (1909), «Иван Карамазов. Попытка философского толкования романа Достоевского „Братья Карамазовы“» (1909) и др..

Сочинения

  • Теория переменного и предела в гносеологии и в истории познания, 1904
  • Понятие предела в математике (с точки зрения логики). СПб., 1905;
  • Принцип эволюции в гносеологии, метафизике и морали. СПб., 1906;
  • О преподавании этики в средних учебных заведениях. СПб., 1908;
  • Логика. С эволюционной точки зрения. СПб., 1912;
  • Основы эволюционной теории познания (Лимитизм). СПб., 1912;
  • Сквозь строй жизни. СПб., 1912—1914. Ч. 1-4;
  • Гипотеза, её природа и роль в науке и в философии. Пг., 1915;
  • Лимитизм. Лекция 1 [Валк], 1917;
  • Учение о душе. Юрьев, 1917;
  • Лимитизм: Единство наук, философии и религии. Рига, 1929.