Краткая биография

Ка́рлос Се́сар Сальвадо́р Ара́нья Кастане́да (исп. Carlos César Salvador Arana Castañeda; 25 декабря 1925 (либо 1931, либо 1935), Кахамарка, Перу (либо Майрипоран, Бразилия) — 27 апреля 1998 года, Лос-Анджелес, США) — американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор 12 томов книг-бестселлеров, разошедшихся тиражом в 28 миллионов экземпляров на 17 языках и посвящённых изложению эзотерического учения о «Пути знания» индейца из племени яки дона Хуана Матуса. Доктор философии по антропологии.

Кастанеда утверждал, что его книги — это феноменологический отчёт, метафорическое и мифологическое описание из области оккультизма и мистицизма. Он указывал, что описанные методики не являются разновидностью психоанализа или психологической помощи, а в 1996 году Кастанеда выпускает статьи в «Журнале прикладной герменевтики», написанные в 1971 году, в которых, во вступительном слове, связывает учение о «Пути знания» с герменевтикой — философским методом толкования литературных текстов. В событиях книги Кастанеды «Колесо времени» Хуан Матус заявил Кастанеде, что придумал псевдо-индейский шаманский вздор для отвлечения внимания. В интервью 1985 года Кастанеда пояснил, что слово «тольтеки» обозначает не индейскую культуру Месоамерики, а имеет широкое значение, которое обозначает «людей знания» — философов, политиков.

Первые книги Карлоса Кастанеды были приняты научным антропологическим сообществом, но позже, с углублением Кастанеды в оккультную и эзотерическую проблематику, научная значимость книг Кастанеды в области антропологии была критически переосмыслена и отвергнута. Невозможность проверить исторические факты вызывала шквал критики о достоверности описанных в книгах событий. По этой причине критически настроенные читатели рассматривают книги Кастанеды, как художественный вымысел, и отбрасывают мифологическую составляющую.

Кастанеду также критикуют за описание психоделических растений, недобросовестное отношение к своим последователям и распущенность в поздний период (1980-90-e годы). Читатели, решившие последовать за Кастанедой, съезжались на лекции и семинары, и оказались, в последствии, брошенными, сохранив обиду на Кастанеду на многие годы.

Если отставить в сторону критику достоверности описанных событий и эксцентричности Карлоса Кастанеды, он остаётся одним из ярчайших мыслителей эзотерической, мистической и оккультной направленности второй половины XX века. Этот период характеризуется развитием идей постмодернизма на фоне научно-технической, сексуальной и психоделической революции западного общества.

Противоречивость биографических данных

Карлос Кастанеда, следуя описанному в своих книгах «Пути воина», целенаправленно старался держать в тайне свою жизнь, а также уничтожил большинство личных вещей, записей и фотографий. В результате история его жизни стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что осложняет составления точной биографии.

Существует несколько источников сведений о Карлосе Кастанеде:

  • сведения, которые предоставил сам Кастанеда в книгах, статьях и некоторых интервью;
  • информация из СМИ от авторов, которые прямо или косвенно утверждают о достоверности своих сведений;
  • найденные исследователями документы;
  • воспоминания, разной степени достоверности, лично знавших Карлоса Кастанеду людей.

Карлос Кастанеда долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и смерти при жизни. Кастанеда отказывался фотографироваться, запрещал видеосъёмку и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно «Пути воина», личная история фиксирует образ человека и лишает его свободы.

Дата и место рождения

Точная дата рождения Карлоса Кастанеды не известна. Существующие версии:

  • По версии журнала «Тайм» (март 1973) Карлос Кастанеда родился в 1925 году
  • В некоторых публикациях датой рождения указывается 25 декабря 1931 года.
  • Кастанеда называл датой своего рождения 25 декабря 1935 года

Местом своего рождения Кастанеда называл деревню Juquery (с 1948 — Mairiporã) «неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии» и свободно изъяснялся по-португальски. Однако, известна версия, что Кастанеда родился в Перу в городе Кахамарка.

Ранние годы

Авторизованная версия

Согласно Карлосу Кастанеде, первоначально его звали Карлос Аранья (Carlos Aranha; порт. aranha — паук) (впоследствии в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию матери — Кастанеда, а не отца — Аранья). Он родился в обеспеченной семье 25 декабря 1935 года в Сан-Паулу, Бразилия. На момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца — 17. Впоследствии обстоятельства зачатия он описывал как быстрое совокупление «за дверью» (что дон Хуан в воспоминаниях Кастанеды охарактеризовывал как «скучное совокупление»). Его передали на воспитание одной из сестёр матери. Она умерла, когда ему было шесть лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Кастанеды умерла, когда ему исполнилось двадцать пять. Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности.

Когда ему было примерно 10—12 лет, Карлоса Аранью отправили в интернат в Буэнос-Айрес. В год пятнадцатилетия (1951) его отправили в США. По всей видимости, родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско, в которой он жил, пока не закончил обучение в школе (Hollywood High School). Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств Брера. Однако изобразительное искусство ему не давалось и вскоре он вернулся в Калифорнию.

В период между 1955 и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии в City College в Лос-Анджелесе. В это же время он работал помощником у одного психоаналитика, где его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур. «Их было примерно четыре тысячи, и при прослушивании жалоб и рыданий я обнаружил, что в них отражаются и все мои страхи и страдания».

1959 становится годом получения им гражданства США. При заполнении документов он берёт имя Карлос Кастанеда. Он принимает решение записаться в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и примерно через два года завершает обучение по специальности антропология.

В январе 1960 года Карлос Кастанеда заключает брак с Маргарет Раньян, но в июле того же года они расходятся. Официально же развод был оформлен лишь 17 декабря 1973 года.

Карлос Кастанеда остаётся при университете, записавшись на учёбу без перерывов до 1971 года. В 1968 году он получает степень магистра за работу «Учение дона Хуана» (1968), а в 1973 — степень доктора философии по антропологии за свою третью книгу — «Путешествие в Икстлан» (1972).

Версия журнала «TIME»

В марте 1973 года журнал «Тайм» публикует обширную статью о Карлосе Кастанеде. Впоследствии Кастанеда опровергал напечатанные в ней сведения, предполагая, что неверная, с его точки зрения, информация была дана в погоне за сенсацией. По версии журнала, в 1951 году некто Карлос Сесар Аранья Кастанеда действительно приехал в Сан-Франциско, о чём свидетельствуют записи иммиграционной службы. Однако датой его рождения было 25 декабря 1925 (а не 1935, как утверждал Кастанеда), а под гражданством значилось Перу.

По утверждению «Тайм», отец его был ювелиром и часовщиком по имени Сезар Аранья Бурунгарай, а мать, Сусана Кастанеда Навоа (в одном из интервью Кастанеда сказал, что это имя — плод фантазии журналиста), умерла, когда ему было двадцать четыре. Карлос Кастанеда три года учился в средней школе Кахамарки, а затем в 1948 вместе с семьёй переехал в Лиму. Там он закончил Национальный Колледж св. Девы Марии Гваделупской. Затем он обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. Вероятно, именно по причине авторитетности журнала «Тайм» на фоне недостатка официальной информации о Карлосе Кастанеде в тот период данная версия получила большое распространение и многократно копировалась другими изданиями.

Ученичество у дона Хуана

В рамках подготовки магистерской диссертации на факультете антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Кастанеда решил провести полевое исследование. Его интерес к полевой работе был открыто поддержан профессором Клементом Мейганом. Мнение других учёных отличалось: они считали, что Кастанеда должен сперва накопить необходимый багаж академических знаний. По словам Кастанеды, в решении провести полевую работу он руководствовался тем, что время, отпущенное на изучение мыслительных процессов коренных американских культур, стремительно истекало и можно было попросту опоздать. Местом проведения данной полевой работы оказались штат Аризона, США, и штат Сонора, Мексика, а результатом многолетней работы — книга «Учение дона Хуана» и знакомство с Хуаном Матусом.

Летом 1960 года, планируя написать статью о лекарственных растениях североамериканских индейцев, Карлос Кастанеда начал свою работу. Он отправился по предложению своего друга в путешествие по Юго-Западу США и в Ногалесе, Аризона, впервые встретил человека, известного в его книгах под именем дона Хуана Матуса, шамана из племени яки. Вскоре он отправился к дону Хуану в Сонору и в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965, проходил у него обучение. Осенью 1965, Кастанеда прекратил ученичество и вернулся в Лос-Анджелес. В 1968 году издательство «University of California Press» опубликовало первую книгу, «Учение дона Хуана», благодаря которой год спустя он получил степень магистра . Книга сразу же стала бестселлером, как и все последующие работы автора.

В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги «Отдельная реальность», а в 1972 он опубликовал книгу «Путешествие в Икстлан», за которую получает докторскую степень.

Послее этого Карлос Кастанеда сокращает публичную активность, реже даёт интервью и, в соответствии с учением о «Пути воина», уничтожает информацию о себе. В 1974 году выходит книга «Сказки о силе», в которой дон Хуан уходит из этого мира и в последующих книгах Карлос Кастанеда восстанавливает события из воспоминаний с целью разобраться в сложной системе мировоззрения Хуана Матуса.

Поздние годы

В период с 1977 по 1997 вышли оставшиеся восемь книг Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1980-х Карлос Кастанеда, по предположениям, вёл активную практику, согласно учению о «Пути воина», вместе со своей группой. В состав группы входили Флоринда Доннер-Грау (Florinda Donner-Grau), Тайша Абеляр (Taisha Abelar), Кэрол Тиггс, Патрисия Партин (Patricia Partin, она же «Синий разведчик») и ещё несколько человек. С начала 1990-х годов Кастанеда начал вести более активный образ социальной жизни, читать лекции в Калифорнийском университете, обучать небольшие группы, а затем устраивать платные семинары и лекции в США и Мексике.

16 июня 1995 года Кастанеда основал свою издательскую организацию «Cleargreen» для распространения тенсегрити и в качестве места для встреч и лекций.

В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды — «Колесо времени» и «Магические пассы». Первая является дополненным сборником цитат из предыдущих книг, вторая описывает комплексы телесно-оринетированных практик.

Смерть

Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998. Официальная причина смерти — рак печени, сообщения в газетах появились лишь 18 июня.

Ученики

Ученицы Кастанеды — это Регина Тал, Марианн Симко и Кэтлин «Чики» Полман. Симко позже стала Тайшей Абеляр, Тал стала Флориндой Доннер-Грау. Полман получила имя Карол Тиггс (официально возглавляет корпорацию Cleargreen). Затем к группе присоединились Ричард Дженнингс, Эми Уоллес, Габи Гейтер, Мелисса Уорд, Валери Кадиум, Патрисия Патрин, Амалия Маркес (Талия Бей).

В 1993 году ученицы Кастанеды (Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр и Кэрол Тиггс) основали Toltec Artists, в рамках этого проекта организовывались семинары, которые проходили под названием Toltec Dreaming. Ведьмы (chacmools, чакмулы) выступили с этой программой трижды: в институте РИМ в Аризоне, на Гавайях в Akahi-Farm и в Исалене — институте в Калифорнии. Рядом с новыми сведениями из сокровищницы знаний, оставленных доном Хуаном, здесь были впервые представлены серии движений Тенсегрити Карлоса Кастанеды. После удавшейся в 1993 году генеральной репетиции 1995 год стал годом рождения системы Тенсегрити: впервые Кастанеда, Тиггс, Абеляр и Доннер-Грау появились вместе.

В начале 1996 года из окружения Кастанеды сформировалась новая группа воинов, известная как Pathfinders или Трекеры Энергии: Зайя Александер (Нури Александер, Патрисия Патрин, «Голубой лазутчик» — англ. Blue Scout) и другие. Позднее к ним присоединились Toltec Artists. На основе этой группы возникла корпорация Cleargreen. Параллельно Трекерам Энергии сформировался другой союз воинов Элементы: Трейси Крамер и Брюс Вагнер.

В 1998 году вскоре после смерти Карлоса Кастанеды его партнёры Нури Александер, Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кайли Лундал и Талия Бей исчезают из поля зрения медиа, и перестают появляться на публике. На вопросы об их судьбе нынешние директора Cleargreen отвечают туманными фразами, наподобие «Они путешествуют».

Останки одной из женщин были найдены в Долине Смерти. Предположительной причиной смерти стало самоубийство

С марта 2010 года Кэрол Тиггс (одна из прямых учениц дона Хуана Матуса и партнёр Карлоса Кастанеды) официально заняла должность президента корпорации Cleargreen

Список произведений

  • 1968 — Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки (англ.  The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way of Knowledge)
  • 1971 — Отдельная реальность (англ.  A Separate Reality)
  • 1972 — Путешествие в Икстлан (англ.  Journey to Ixtlan)
  • 1974 — Сказки о силе (англ.  Tales of Power)
  • 1977 — Второе кольцо силы (англ.  The Second Ring of Power)
  • 1981 — Дар орла (англ.  The Eagle’s Gift)
  • 1984 — Огонь изнутри (англ.  The Fire From Within)
  • 1987 — Сила безмолвия (англ.  The Power of Silence)
  • 1993 — Искусство сновидения (англ.  The Art of Dreaming)
  • 1997 — Активная сторона бесконечности (англ.  The Active Side of Infinity)
  • 1998 — Колесо Времени (англ.  The Wheel of Time)
  • 1998 — Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики (англ.  Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico)

Интервью и статьи:

  • Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. — М.: София, 2006.
  • Fort, Carmina. Conversationes con Carlos Castaneda. — Madrid, 1991 (отчёт о встречах Кармины Форт с Карлосом Кастанедой в 1988 году, в котором делается попытка прояснить некоторые противоречивые вопросы вокруг личности последнего, например, с журналом «TIME». (На русском языке: Форт К. «Беседы с Карлосом Кастанедой» // Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. — М.: София, 2006)).
  • "Журнал прикладной герменевтики", цикл статей "Читатели бесконечности", Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и осознанные сновидения

В 1993 году Карлос Кастанеда публикует книгу "Искусство сновидения", которая описывает комплекс практик, которые необходимо выполнять во сне. К этому времени научному сообществу уже был знаком феномен, названный в англоязычной литературе "lucid dream" (букв. ясный сон; в русском переводе — осознанный сон). За десять лет до выхода книги Кастанеды, психофизиолог Стивен Лаберж опубликовал свои первые исследования в области осознанных снов.

Книгу Кастанеды "Искусство сновидения" часто связывают с осознанными сновидениями, а также астральными и внетелесными путешествиями. Однако, существует ряд принципиальных противоречий между методикой Кастанеды и методикой пребывания в осознанных снах:

  • Кастанеда никогда не употреблял словосочетание "lucid dream" в книгах, называя свои практики "снови́дением" (dreaming). В книге "Магические пассы" Кастанеда критически высказался о "lucid dream", называя этот феномен " фантасмагорическими мирами".
  • В книге "Искусство сновидения" Кастанеда утверждает, что сновидение, как особый процесс восприятия, выходит за пределы воображаемого. Так же Кастанеда критиковал и само слово "снови́дение", как причину, по которой комплекс его практик связывают с сонным фантазированием.

В свою очередь Стивен Лаберж в соответствии с психологической и нейрофизиологической моделью считает феномен осознанных сновидений работой воображения, фантазии и памяти, которые, в процессе фазы быстрого движения глаз во сне, реконструируют виденные человеком образы .

Данное противоречие может быть целостно рассмотрено только в контексте мистической и оккультной мифологемы книг Карлоса Кастанеды. Кастанеда указывал, что целью его учения является абсолютная свобода и выход к постижению абсолютной энергетической реальности . Данная проблематика является актуальной для всего комплекса религиозного мистицизма и оккультизма и не может быть сравнима с представлением об осознанных снах, как о работе воображения.

Ключевое противоречие между поклонниками осознанных снов и учением о «Пути знания», которое описал Карлос Кастанеда, заключается в том, что Кастанеда описывает свой способ выхода за пределы восприятия повседневного мира к постижению абсолютной реальности, а поклонники осознанных сновидений, и в том числе психофизиологи, в лице Стивена Лабержа, рассматривают феномен осознанного сна, как замкнутую, самодостаточную и независимую от мира область психической активности, в которой сконцентрированы воображение, фанатазии и память человека. Кастанеда утверждает, что сон необходимо преодолеть и выйти к восприятию не идиосинкратической картины объективного мира , а поклонники осознанных снов наоборот исследуют мир сонной фантазии, как самодостаточный .

Интересные факты

  • Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году и в краткие сроки стала бестселлером с тиражом в несколько миллионов экземпляров. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 книг, посвящённых учению о «Пути знания», неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира.
  • В августе 2015 года в музее Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе (UCLA Fowler Museum) прошла выставка коллекции масок и трещоток индейцев Яки, собранных во время полевых работ в 1960-е годы доктором философии Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе Карлосом Кастанедой. Выставка носила название: «Фаулер в фокусе: маски индейцев Яки Карлоса Кастанеды»
  • О Кастанеде было снято два фильма и, за неимением достоверного материала, они были сняты в стиле интервью: «Рассказы из Джунглей. Карлос Кастанеда» (BBC, 2007), «Загадка мага» (2004).