Краткая биография

Лев Ждáнов, Лев Григо́рьевич Ге́льман (Лео́н Ге́рманович Ге́льман), псевдоним Лев Жда́нов; 8 мая 1854, Киев — 1951, Сочи) — русский писатель, журналист.

Из актерской семьи. К 6 годам, по его словам, читал на 3-х языках, начал писать стихи и выступать с родителями на сцене. По его свидетельству, учился в гимназиях Каменец-Подольска, Херсона, Одессы, но систематического образования не получил. Выкрест. Играл в театре, в провинции и Москве. В 1888 году режиссер в Одессе. В 1890-х гг. работал суфлером в Малом театре. В 1905 году принимал деятельное участие в организации Всероссийского союза сценических деятелей. Автор устава Русского театрального общества. В 1898 году ушел из театра и начал зарабатывать литературным трудом, в том числе как драматург. Автор и переводчик более тридцати пьес в популярных жанрах(1878—1913). В.В. Розанов в рецензии на пьесу Жданова «Под колесом» отметил «содержательность, серьезность и нравственный элемент». Стремление Жданова дать этическую оценку событиям, наказать «плохих» героев и вознаградить «хороших», делает пьесу похожей «на драму в суде. И зрители невольно входят в роль присяжных». Жданова упрекали в спекуляции на модных темах. Московский градоначальник запретил пьесу Жданова «В борьбе (Профессор Смолин)» (СПб., 1905) в день премьеры 2 апреля 1905 года.

Автор тридцатиоднотомного собрания прозы, многочисленных журнальных публикаций. Первые опыты в прозе — сборник рассказов «Женские тени» (М., 1899; 2-е изд., М., 1916), в котором Жданов представил психологические этюды женских характеров (кроткая, женщина-убийца, первая любовь старой девы). Плодовитый и чрезвычайно популярный в начале ХХ века у юношества исторический беллетрист. Автор романов «Царь Иван Грозный», «Опричники», «Последний фаворит», «Стрельцы у трона», «Былые дни Сибири», «В стенах Варшавы», «Пётр и Софья», «В сетях интриги» «Крушение богов», «Наследие Грозного» и пр. Его проза - беллетристические переложения сюжетов российской истории (источники - исследования С. Соловьева и Н. Костомарова).

Журнал «Вестник Европы» характеризовал прозу Жданова так: «Живое изложение, умелый диалог, множество выражений, взятых из старинных источников, – все это делает хроники г. Жданова занимательными и полными исторического интереса». Критиковался за невзыскательность вкуса, исторические несуразности, "квасной патриотизм", интерес к скандалу, пасквилянтство. И.А. Бунин в рецензии на «Исторические поэмы» Жданова оценил Жданова как литератора, «совершенно лишенного художественного дарования и оригинальности, набившего руку фабриковать якобы исторические драмы и повести для Никольского рынка».

Сам Жданов-прозаик оценивал себя скромно: "В русской литературе есть великолепная историческая повесть Пушкина «Капитанская дочка», есть яркие, вдохновенные страницы Лажечникова, занимательные хроники Соловьева и более определенные, выпуклые очерки Данилевского, Мордовцева… Есть романтические «Мемуары»… Словом, есть все зачатки будущего исторического романа, который должен скоро народиться.

Чтобы стать наряду с лучшими произведениями этого рода, известными во всемирной литературе, русский исторический роман должен иметь блеск боевой журнальной статьи, силу драмы и убедительность архивного документа…

Я со всей Россией жду нарождения такого отрадного явления.

А пока решаюсь отдать на суд читателей мою скромную историческую хронику, единственное достоинство которой – ее правдивость" (вступление к роману "Последний фаворит").

Некоторые его исторические сочинения издавались в виде подарочных книг А. Девриеном. Создал также «летучую библиотеку» (для легкого чтения), куда включал свои бытовые романы.

Некоторые произведения относятся к научной фантастике. В навеянном творчеством Жюля Верна романе «Два миллиона в год (Нищий миллионер). Сказочные были наших дней» (1909) некая лига богачей занимается тайной благотворительностью, поддерживая различные необыкновенные проекты. В повести-сценарии «Конец войны (Последние дни мировой борьбы)» (1915) и рассказе «Последние дни Гогенцоллернов» (1915) предсказано поражение Германии в первой мировой войне.

В 1896 году в Москве вышел первый сборник Жданова «Стихотворения», куда вошли и драматические поэмы «Ипатия» и «Мирра» (из древней истории; 2-е отд. изд.— «Исторические поэмы», СПб., 1914). В 1906 году опубликовал сборник стихов «На заре свободы. Песни смутных дней» (СПб., 2-е изд., СПб., 1907), в 1914 — сборник «Звуки прошедшего» (Одесса). В стихах Жданов, претендуя на злободневность (особенно после 1905 г.), в основном затрагивает темы, рассчитанные на отклик публики: страдания трудового угнетенного народа, возмездие угнетателям и т.п., стилизуя их под «рабочие песни», эксплуатирует романтические штампы.

Журналист. Печатался в «Театральных известиях» (редактор), «Курьере» (зав. отдела театральных новостей и переводов), «Артисте», «Новостях дня», «Ниве», «Огоньке», «Новом мире», «России».

Соиздатель в Москве (совместно с В. Островским) развлекательного журнала «Былое-Грядущее» (1907-1908), после публикации пьесы Жданова «До самой кровли» и его очерка «Спрут» в 1908 журнал постановлением московского генерал-губернатора был закрыт. К. Чуковский писал об этом журнальном проекте: "Всюду в газетах теперь натыкаешься на такие рекламы:

1) Герцен. «Былое и думы».

2) Мартино. «Садизм, содомия и онанизм».

3) Дальний. «Четыре цареубийства».

4) Ренан. «Жизнь Христа».

5) «Хиромантия и ее история».

Такие премии сулит читателям некий журнал «Былое—Грядущее» , издаваемый одним почтенным литератором, при сотрудничестве других почтенных литераторов.

Прочтите эти заглавия, и вы с жутью почувствуете, что где-то для чьей-то психики есть такая точка зрения, с которой и цареубийства, и садизм, и хиромантия, и ренановский Христос покажутся явлениями равноценными; что для какого-то безмерного хама, «с провалом вместо души», свободного ото всяких традиций и всякой культуры, они одинаково приманчивы, одинаково интересны; что чудовищный синтез хиромантии и Герцена, садизма и цареубийства теперь самый нужный и жизненный синтез для кого-то «безумно храброго», кто пришел в русскую жизнь и диктует ей свои веления.

Хам пришел, и как тут культурным людям не ухватиться за зубную щетку и носовые платки своих покойных родителей!"

Тогда же редактировал журнал «Заря новой жизни» — московское рождественское приложение к газете «Сибирская заря» (Иркутск).

Издатель «Вестника выставки» (Одесса).

Автор очерков «Русский в Англии» (М., 1902), «Русский в Германии» (2-е изд., М., 1905), «Русский во Франции и Бельгии» (2-е изд., М., 1905).

В 1911 году Московская судебная палата приговорила Жданова к заключению в крепости на 2 месяца по подозрению в распространении нелегальной литературы и издала циркуляр о его розыске и задержании (Жданов в это время в Москве не проживал). В 1912 году было установлено место его жительства в Царском Селе, он был обыскан (обнаружены его стихи «противоправительственного» содержания) и арестован.

В мае 1917 года написал и издал разоблачительный контрмонархический роман «Николай Романов - последний царь». Вместе с тем роман написан по преимуществу на документальной основе и является едва ли не первой монографией (именно так определяет автор свою работу) об императоре Николае II. Тогда же вышли «Шлиссельбургская трагедия» (ИВ, 1917, № 2—6), «Последний день Гогенцоллернов. Конец политического романа» (П., 1917), «Суд над Николаем II. Страницы истории прошлых и наших дней» (П., 1917).

В 1920-х гг. выпустил два исторических романа: «Во власти золота. (Ленская бойня)» (М.— Л., 1926; 2-е изд., М.— Л., 1929) и «Крушение богов (житие „св. отцов“ Феофила и Кирилла Александрийского)» (М., 1929) — антирелигиозный роман, в котором Жданов использовал сюжет своей давней поэмы «Ипатия». С 1930 года переключился на исполнение нового социального заказа: работал для издательства «Центросовет безбожников», посылал в журналы статьи и стихи об успехах социалистического строительства, о Красной Армии, к красным датам, но их редко печатали из-за «слабости идейного содержания».

В 1940-х гг. Жданов писал воспоминания «Театр в провинции и в Москве» (рукопись, видимо, утрачена).

Жил в Москве, Гаграх, Сочи.

В 1990-х годах его произведения массовыми тиражами издавались в России.

Зять - советский дипломат и переводчик Лев Шифферс, обвиненный в 1946 году в космополитизме. Внук - переводчик Лев Жданов (1924-1995).