Краткая биография

Лев О́сипович (Йегуда Лейб) Гордо́н (идиш ‏יהודה לייב גאָרדאָן‎‏‎; 1830, Вильна — 1892, Санкт-Петербург) — еврейский поэт и писатель. Автор произведений на иврите, русском языке и идише.

Лев Гордон родился в религиозной семье. Учился в религиозной школе, хорошо зная религиозную науку, обратился к светскому просвещению, учил русский, польский и другие европейские языки. Посещал кружок виленских маскилим. В 1852 году окончил Виленское раввинское училище . В 1850-х—1860-х гг. был преподавателем светских предметов, а затем и смотрителем разных казенных еврейских училищ Западного края (в Поневеже и Шавли, Тельше).

В 1870-х гг. состоял секретарем Санкт-петербургской еврейской общины и Общества для распространения просвещения между евреями в России.

В начале 1880-х гг. он заведовал научным и критическим отделом в журнале «Восход» и некоторое время редактировал древнееврейскую газету «Гамелиц». Печатался в известных литературных изданиях на идише и русском языке. Секретарь правления еврейской религиозной общины Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга.

Одарённый богатой фантазией и в совершенстве владея древнееврейским языком (ивритом), писал на этом языке стихотворения, замечательные по силе и яркости. Темы для своего творчества Г. вначале черпал из истории своих соплеменников. В поэмах «Любовь Давида и Михал», «Давид и Вирзилай» и др. Он воспроизвел отдаленную библейскую эпоху в др. произведениях, как: «В пасти льва», «В пучинах моря», он рисует столкновения евреев с другими народами (римлянами, испанцами) и относящиеся сюда эпизоды мученичества и самоотвержения: на арене цирка, в изгнании и т. д. Грустное настроение, навеянное многострадальным прошлым родного племени, проходит вообще через все произведения Г.; на тему о судьбах еврейского народа, его духовных идеалах и будущности написаны и лучшие элегии Г. С середины 60-х гг. Г. обращается к современной провинциальной жизни русских евреев и в ряде остроумных сатир — «Коцо шел иод», «Шомерет Иавам», «Два Иосифа-бен-Симона», «Олам Кемингого» — описывает ненормальные условия этой жизни, восстает против отсталости и предрассудков еврейской массы, ратует за необходимость просвещения, внутренних реформ, бичует общественных мироедов, ханжей и др. Такое же обличительное направление проходит через всю публицистическую деятельность Г. в еврейских журналах «Гакармель», «Гамелиц» и др. В 1874—1876 г. при ближайшем его участии вышел на яз. сборник «Мировоззрение талмудистов»; около того же времени им вместе с И. Г. Герштейном сделан перевод на русский яз. «Пятикнижия Моисеева» (Вильна, 1875).

Писал бытовые и сатирические стихотворения и рассказы также на разговорном языке идиш («жаргоне»); в 1886 году его произведения на идиш изданы под названием «Сихас хулин» («досужий разговор»).

Полное собрание его стихотворений на древнееврейском языке («Kol Schire Jehuda Leb G.») появилось в 1884 г. Ср. Weissberg, «Jehuda L. G.» (на иврите, Киев, 1893); Л. Кантора, «Л. О. Г. и его 25-летняя литерная деятельность» («Восход», 1881, 11 и 12); С. Дубнова, «Еврейский Некрасов» («Восход», 1884, 7) и др. В 1896 подвергся резкой критике со стороны известного еврейского литератора Рувима Брайнина в журнале «Haschiloach», издаваемого в Вене.

Сотрудничал с народниками из «Народной воли», за что арестовывался властями в 1879 году по делу тайной типографии.

Его сестра была замужем за Михелем Гордоном, который, по словам С. Л. Цинберга, «имел сильное влияние» на Л. О. Гордона.

Сочинения

Автор стихотворений, вышедших сборниками в 1880-х гг., стихи на идише (1887), рассказов (1888). Двухтомник с собранием произведений автора вышел в Тель-Авиве в 1950-е гг.

Поэмы

  • Ахават Давид у-Михал (Любовь Давида и Михал, опубликована в 1857)
  • Аснат бат Поти-Фера (Аснат — дочь Потиферы, опубликована в 1868)

Басни

  • Мишлей Иехуда (Басни Иехуды, 1859)