Краткая биография

Под псевдонимом Лев Шестов жил и работал Иегуда Лейб Шварцман, известный философ и писатель еврейского происхождения. Он появился на свет в Киеве 13 февраля (31 января по ст. ст.) 1866 г.; его отец был успешным коммерсантом. Мальчик рос в культурной состоятельной еврейской семье, окончил гимназию и в 1884 г. стал студентом физико-математического факультета Московского университета. Оказался в числе студентов, исключенных за участие в политических мероприятиях. Переведясь в Киевский университет на юридический факультет, оканчивает его в 1889 г. Освещающая рабочие вопросы диссертация не была принята из-за цензурных соображений.

Побывав год на военной службе, Л. Шестов возвратился в Киев и помогал отцу, в то же время уделяя немало внимания занятиям философией и литературой. Совмещение этих двух ипостасей давалось ему с большим трудом. В 1895 г. написанные им три литературно-философские статьи настигла печальная участь: приняли в печать только одну из них и настолько основательно отредактировали, что от авторского содержания осталась лишь малая толика. Тем не менее Шестов не отказался от занятий философской эссеистикой и литературной критикой.

Напряженная интеллектуальная работа привела его к переутомлению и нервному расстройству, и, тяжело заболев в 1895 г., Шестов в 1896 г. уехал лечиться за границу - главным образом, в Швейцарии. За пределами родины он пробыл до 1914 г., лишь ненадолго возвращаясь домой. Ему придется в будущем не раз приезжать в Киев по делам фирмы, дела которой шли уже далеко не блестяще, и семейный бизнес принял для него характер тяжкого бремени. Из-за границы Шестов поддерживал связь с Н. Бердяевым, Д. Мережковским, Розановым и другими видными представителями религиозно-философской мысли. Еще одной причиной пребывания за границей стала его женитьба в 1896 г. на православной девушке. На протяжении многих лет Лев Исаакович хранил это обстоятельство в тайне от отца - ортодоксального иудея.

Первая книга Л.И. Шестова под названием «Шекспир и его критик Брандес» была опубликована в 1898 г. и наметила проблематику, позднее проходившую красной нитью через все его философские работы. Автор говорил о том, что научные знания в качестве ориентира в этом мире являются недостаточными и ограниченными; общие системы мировоззрения и правила мешают людям видеть все многообразие и красоту жизни; Шестов осуждает вечные нравственные нормы как слишком универсальные и формально-принудительные.

Вторая книга увидела свет в 1903 г. и была посвящена Достоевскому и Ф. Ницше. Еще через два года, в 1905 г., вышел своеобразный философский манифест Шестова, породивший полярные мнения и острейшую дискуссию – «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)». В 1910 г. Шестов читал в России лекции, посвященные Ибсену, а потом, снова оказавшись в Швейцарии, посвящал больше времени богословию и философии, нежели литературе.

Л. Шестов неизменно выступал против самодержавия, однако к Февральской революции отнесся без энтузиазма, а Октябрьскую назвал реакционной и деспотической, и в 1919 г. покинул Россию. В 1920 г. его семья обосновалась в Швейцарии, а с 1921 г. его биография оказалась связанной с Францией.

Эмиграционные годы стали весьма плодотворными в творческом отношении. На протяжении 1921 г. из-под пера Л. Шестова вышло большое количество статей, книги «Власть ключей», «Скованный Парменид». Он активно включился в европейский философский процесс 20-30-ых гг., поддерживал отношения с ведущими его представителями, читал в Сорбонне курсы лекций, в частности, посвященные Достоевскому, Толстому, русско-философской мысли в целом и др. Все его сочинения объединены общей идеей критики философского умозрения и разума. Кроме того, Шестов снискал известность как автор оригинальных афоризмов и философских парадоксов. Скончался мыслитель в Париже 20 ноября 1938 г.

Биография из Википедии

Лев Исаа́кович Шесто́в (при рождении Иегуда Лейб Шварцман; 31 января (12 февраля) 1866, Киев, Российская империя — 19 ноября 1938, Париж, Франция) — русский философ-экзистенциалист.

Лев Исаакович Шварцман родился 31 января (12 февраля) 1866 года в Киеве, в семье крупного фабриканта и купца Исаака Моисеевича Шварцмана (1832—1914) и его жены Анны Григорьевны (урождённой Шрейбер, 25 декабря 1845, Херсон — 13 марта 1934, Париж). Это был второй брак отца. Располагавшееся на Подоле «Товарищество мануфактур Исаак Шварцман» с трёхмиллионным оборотом было известно качеством закупаемой им английской материи. Фирма была основана супругами Шварцман в 1865 году, с 1884 года владела крупнейшим в городе магазином, с 1892 года — филиалом в Кременчуге.

Отец был большим знатоком древнееврейской письменности, человеком свободомыслящим, обладал достаточно прогрессивными взглядами и широким кругозором. Он хотел, чтобы дети продолжили его дело, но никогда не настаивал на этом. У Льва были два младших брата и четыре сестры. Он учился в Киевской 3-й гимназии, но был вынужден перевестись в Москву.

Лев обучался на математическом факультете Московского университета, затем перевёлся на юридический факультет Киевского университета, который окончил в 1889 году со званием кандидата права. Диссертация «О положении рабочего класса в России» была запрещена к печати и реквизирована Московским цензурным комитетом, в силу чего Шестов так и не стал доктором права.

Несколько лет Шварцман жил в Киеве, где работал в фирме отца, одновременно интенсивно занимаясь литературой и философией. Однако совмещать бизнес и философию оказалось нелегко. В 1895 году Шварцман тяжело заболел (нервное расстройство), а в следующем году уехал за границу для лечения. В дальнейшем коммерческое предприятие отца станет для мыслителя своего рода семейным проклятием: он неоднократно ещё будет вынужден отрываться от семьи, друзей, любимой работы и мчаться в Киев, чтобы навести порядок в делах фирмы, расшатанных стареющим отцом и безалаберными младшими братьями.

В 1896 году в Риме Шварцман женился на Анне Елеазаровне Березовской, которая в это время изучала медицину; через два года они вместе переехали в Берн, а в 1898 году вернулись в Россию.

В 1898 году в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Лев Шестов. Рисунок Л.О.ПастернакаЛев Шестов. Рисунок Л. О. Пастернака

Вслед за этой работой появилась серия книг и статей, посвященных анализу философского содержания творчества русских писателей — Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба. Шестов развивал и углублял темы, намеченные в первом исследовании. В это же время Шестов познакомился с известным русским меценатом Дягилевым, сотрудничал с его журналом «Мир искусства».

В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова — «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)». По словам самого Шестова «... вся моя задача состояла именно в том, чтоб раз навсегда избавиться от всякого рода начал и концов, с таким непонятным упорством навязываемых нам всевозможными основателями великих и не великих философских систем».

В 1915 году на фронте погиб внебрачный сын Льва Шестова Сергей Листопадов. Февральская революция 1917 года особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ всегда был противником самодержавия. Октябрьскую революцию он называл «реакционной и деспотической». В 1920 году Лев Шестов с семьёй покинул Советскую Россию, недолго побыл в Швейцарии и в 1921 году обосновался во Франции, где и жил до своей смерти.

Теперь предметом его философского интереса стало творчество Парменида и Плотина, Мартина Лютера и средневековых немецких мистиков, Блеза Паскаля и Бенедикта Спинозы, Сёрена Кьёркегора, а также своего современника Эдмунда Гуссерля. Шестов входил в элиту западной мысли того времени: общался с Эдмундом Гуссерлем, Клодом Леви-Строссом, Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, Жоржем Батаем. Также он читал лекции в Сорбонне, многие из которых были посвящены Достоевскому, Толстому, а также русской философской мысли в целом.

Шестов оказывал содействие редакции в издании журнала «Вёрсты» (Париж, 1926—1928), в № 1 от 1926 года которого была опубликована статья по философии «Неистовые речи. (По поводу экстазов Плотина)».

19 ноября 1938 года Лев Шестов скончался в Париже, в клинике на ул. Буало.

Семья

  • Жена — Анна Елеазаровна Шварцман (урождённая Березовская; 1870—1962), врач-дерматовенеролог, выпускница Бернского университета; в эмиграции во Франции работала массажисткой.
    • Дочери — Татьяна (1897—1972) и Наталья (в замужестве Баранова, 1900—1993), автор мемуаров «Жизнь Льва Шестова» (1975), жена инженера-геофизика Владимира Николаевича Баранова (1897—1985), капитана Марковского артиллерийского дивизиона.
  • Сестра — Софья Исааковна Балаховская (1862—1941), была замужем за инженером и промышленником Даниилом Григорьевичем Балаховским (1862—1931), сахарозаводчиком и меценатом; в 1926—1929 годах Лев Шестов с семьёй жил в их парижской квартире. Их дочь (племянница Л. И. Шестова) Евгения (1890—1965) была замужем за виолончелистом Иосифом Прессом (1881—1924, англ.); сын — профессор Сергей Данилович Балаховский (1896—1957), доктор медицинских наук, заведующий кафедрой биохимии Третьего московского медицинского института и лабораторией Института биохимии им. А. Н. Баха АН СССР, лауреат Сталинской премии (1946), был женат на дочери основоположника советской биохимии, академика А. Н. Баха Ирине Алексеевне Бах-Балаховской (1901—1991), докторе исторических наук, сотруднице Института Маркса Энгельса Ленина; другой сын — инженер-изобретатель Жорж Балаховский (1892—1976), автор книг «Sur la dependance entre l'aimantation remanente, l'aimantation spontanee et la temperature» (1917) и «Dans le sillage de Mary Baker Eddy: introduction à l'étude de la science chrétienne» (1965).
  • Сестра (по отцу) — Дора Исааковна Шварцман, была замужем за инженером Денисом Николаевичем Поддергиным, инспектором Профессиональной строительной школы в Одессе и Нежинского ремесленного училища, в 1897—1900 годах директором Ивано-Вознесенского низшего механико-технического училища, в 1900—1915 годах директором Александровского механико-технического училища.
  • Сестра — Фаня Исааковна Шварцман (нем. Fanny Lowtzky, 1873—1965), философ и психоаналитик, была замужем за музыковедом, композитором и критиком Германом Леопольдовичем Ловцким (1871—1957, брат шахматиста Мойше Ловцкого).
  • Брат — Михаил Исаакович Шварцман (25 июля 1870 — 20 сентября 1937), с 1900 года управлял отцовским предприятием в Киеве.
  • Племянница — скульптор и график Сильвия Львовна Мандельберг (в замужестве Луцкая; 1894—1940), дочь сестры философа — пианистки Марии Исааковны Шварцман (1863—1948) и жена поэта Семёна Абрамовича Луцкого (1891—1977).
  • Двоюродный брат (сын сестры отца, Софьи Моисеевны Шварцман, 1850—1910) — Николай Яковлевич Прицкер (1871—1956), основал в Чикаго адвокатскую контору Pritzker & Pritzker, а также династию Прицкер, среди членов которой его внук — основатель гостиничной сети Hyatt Hotels Corporation и архитектурной Прицкеровской премии Джей Прицкер (1922—1999). Жена Н. Я. Прицкера Анна — также приходилась Льву Шестову двоюродной сестрой (племянница его матери Анны Григорьевны Шварцман).
  • Внучатый племянник (внук его сводного брата, кардиолога Григория Исааковича Шварцмана) — художник и педагог Михаил Матвеевич Шварцман.
  • У Л. И. Шестова были также сестра Елизавета Исааковна Мандельберг (1873—1943) — замужем за учредителем (с 1897 года) «Товарищества Ис. Шварцман», врачом Владимиром Евсеевичем Мандельбергом (с 1908 года — председатель правления), и брат Александр Исаакович Шварцман (1882—1970, с 1909 года член правления паевого товарищества Ис. Шварцмана).

Публикации

  • Собрание сочинений Т. 1—6. СПб, Шиповник, 1911
  • Сочинения в 2-х томах. Томск, Водолей, 1996
  • Сочинения. М., Раритет, 1995
  • Сочинения в 2-х томах. М., Наука, 1993
  • Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления) (СПб., 1905)
  • Апофеоз беспочвенности. Париж: Ymca-press, 1971. — 228 с.
  • Афины и Иерусалим (1938)
  • Афины и Иерусалим//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 316—664
  • Бескорыстие и диалектика//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 97—100
  • Богатыри духа//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 132—133
  • Вавилонское столпотворение//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 111—113
  • В. В. Розанов.// Путь. — 1930. — № 22. — C. 97—103
  • Великая хартия вольностей//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 96—97
  • Великие кануны
  • Власть ключей. Берлин, Скифы, 1923
  • Вопрос//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — 142 с.
  • В фаларийском быке (Знание и свобода воли)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 411—509
  • Вячеслав Великолепный //Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 243—277
  • Гегель или Иов (о Киргегарде).// Путь. — 1934. — № 42. — C. 88—93
  • Гефсиманская ночь. (Философия Паскаля)//На весах Иова. Париж, 1929. — С. 285—300
  • Дарвин и Библия//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 63—64
  • Дерзновения и покорности//На весах Иова. Париж, 1929. — С. 143—231
  • Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и проповедь). СПб., 1900
  • Добро в учении графа Толстого и НицшеБерлин. Скифы, 1923
  • Добро в учении графа Толстого и Ницше. Paris, 1971
  • Добро зело
  • Достоевский и Ницше (философия трагедии). СПб., 1903
  • Достоевский и Нитше. Берлин, Скифы, 1922
  • Загадки жизни//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 100—102
  • Изъясненные и неизъясненные мысли//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 83—85
  • Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне)
  • Киргегард — религиозный философ (1937)
  • Кирхегард и Достоевский.// Путь. — 1935. — № 48. — C. 20—37
  • Классический аргумент//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 49—51
  • Лабиринт//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 117—129
  • Леви-Брюль. Миф и истина (К метафизике познания).// Путь. — 1936. — № 50. — C. 58—65
  • Логика религиозного творчества (Памяти Уильяма Джемса)
  • Мартин Бубер.// Путь. — 1933. — № 39. — C. 67—77
  • Метафизическое утешение//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 113—114
  • Музыка и призраки//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 153—172
  • На весах Иова (Странствования по душам). Париж, 1929. — 371 с.
  • На весах Иова (Странствования по душам) pdf-факсимиле первого издания (1929)
  • На весах Иова. Харьков, Фолио, 2001
  • На Страшном Суде. (Последние произведения Л. Н. Толстого)//На весах Иова. Париж, 1929. — С. 94—139
  • Наука и свободное исследование//На весах Иова. Париж, 1929. — С. 7—24
  • Начала и концы. СПб., 1908
  • Неистовые речи. (Об экстазах Плотина)//На весах Иова. Париж, 1929. — С. 301—336
  • Неопровержимость материализма//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 78—80
  • Неподвижные звезды//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 60—61
  • Николай Бердяев (Гнозис и экзистенциальная философия)
  • Об источниках метафизических истин (скованный Парменид)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 339—408
  • Об источниках познания//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 138—142
  • О богах//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — 106 с.
  • О всесовершенном существе//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 107—108
  • О втором измерении мышления (Борьба и умозрение)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 609—664
  • О корнях вещей//Современные записки. Париж, 1921. — № 5. — С. 104—142
  • О «перерождении убеждений» y Достоевского//Русские записки. Париж, 1937. — № 2. — С. 125—154
  • О средневековой философии (Concupiscentia irrestibilis)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 513—606
  • Ответственность//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 129—131
  • Откровения смерти. (Последние произведения Л. Н. Толстого)//Современные записки. Париж, 1920. — № 1. — С. 81—123
  • Памяти великого философа. Эдмунд Гуссерль//Русские записки. Париж, 1938. — №12. — С. 127—145; 1939. — № 13. — С. 108—116
  • Платон//Мосты. München, 1962. — № 9. — С. 229—243; 1963. — № 10. — С. 341—356
  • Победы и поражения (Жизнь и творчество Генриха Ибсена)
  • Похвала глупости (По поводу книги Николая Бердяева)
  • Поэзия и проза Федора Сологуба
  • Поэзия и проза Федора Сологуба//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 420—431
  • Правила и исключения//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 85—91
  • Предпоследние слова
  • Преодоление самоочевидностей. (К столетию рождения Ф. М. Достоевского)//На весах Иова. Париж, 1929. — С. 27—93
  • Природа и люди//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — 94 с.
  • Пророческий дар (К 25-летию смерти Ф. М. Достоевского)
  • Разрушающий и созидающий миры (По поводу 80-летнего юбилея Толстого)
  • Разрушение и созидание//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 46—49
  • Разум//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 80—82
  • Сила добра у Платона//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 102—104
  • Синтез//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 82—83
  • Слова и дела//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 91—93
  • Сократ и бл. Августин//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 172—184
  • Страшный суд//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 109—111
  • Сыновья и пасынки времени. (Исторический жребий Спинозы)//На весах Иова. Париж, 1929. — С. 235—257
  • Творчество из ничего (А. П. Чехов)
  • Тысяча и одна ночь//Современные записки. — Париж, 1921. — № 3. — С. 123—141
  • Умозрение и апокалипсис (Религиозная философия Вл. Соловьева) (26 сентября 1927)
  • Философия истории//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 66—73
  • Философия и теория познания
  • Что такое истина? (Об этике и онтологии)//На весах Иова. Париж, 1929. — С. 337—371
  • Шапка-невидимка//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 95—96
  • Шекспир и его критик Брандес. СПб., 1898
  • Эрос и идеи//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 61—63
  • Aurea mediocritas//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. — С. 104—106
  • Kroner. Van Kant bis Hegel и Die Selbstverwirklichung des Geistes.// Путь. — 1931. — № 27. — C. 95—100
  • Sine affusione sanguines.// Путь. — 1937. — № 54. — C. 23—51
  • Sola fide — только верою. Париж: Ymca-press, 1966. — 293 с.
  • Сократ// Вестник РСХД — 2000. — №180. — C. 116—129