Краткая биография

Ариосто Лудовико - итальянский поэт, драматург эпохи Возрождения - появился на свет 8 сентября 1474 г. в городе Реджо-нель-Эмилия. Его отец был капитаном, имел титул герцога. Лудовико было 10 лет, когда семья переехала в Феррару, с которой оказалась связанной вся его дальнейшая судьба. 15-летним юношей он стал студентом Феррарского университета: отец хотел видеть его юристом. Однако в нем рано обнаружилась тяга к поэзии, к сочинительству, поэтому, получив в 22 года возможность самому выбрать дальнейший род деятельности, он отправился в Рим для изучения изящной словесности, языков.

Именно к тому времени относятся его ранние поэтические и драматургические опыты, пока подражательного характера. Благодаря стихотворению, приуроченному к свадьбе герцога Альфонса I и Лукреции Борджиа, начинающий поэт привлек к себе благосклонное внимание двора. После смерти в 1500 г. отца на Лудовико легла ответственность за все их большое семейство, поэтому поступление на службу в 1503 г. к брату герцога Альфонса, кардиналу Ипполиту д'Эсте, пришлось весьма кстати.

Должность Ариосто предполагала устройство при дворе всевозможных праздничных торжеств, увеселений, но молодой кардинал давал ему и куда более серьезные и даже опасные поручения. Так, ему приходилось не раз бывать в Риме у Папы Юлия II, растолковывая политику Феррары, которая была тому ненавистна. В 1510 г. по приказу Юлия II Ариосто, приехавшего защищать интересы хозяина, который на этот раз особенно сильно разгневал Папу, должны были бросить в Тибр, и он едва унес ноги.

1513-ый стал одним из наиболее значимых в биографии Ариосто: именно в этом году, на празднике во Флоренции, произошла судьбоносная встреча с женщиной, которую он любил до конца своих дней. Это была Алессандра Бенуччи, знатная флорентийка, замужняя дама, мать шестерых детей, не раз воспетая в его стихах, но ни разу так и не названная по имени. Их запретная связь могла бы стать открытой в 1515 г., когда Алессандра стала вдовой, но из-за нежелания утраты Ариосто церковных бенефиций они предпочли оставить отношения в тайне.

В октябре 1515 г. был закончен, а в апреле 1516 г. впервые опубликован его главный в жизни литературный труд – состоящая из 40 песен поэма, известная у нас как «Неистовый Роланд». Работать над ней он начал в 1505 г. Самолюбие Ариосто было уязвлено тем, что хозяин, Ипполит д'Эсте, с прохладцей воспринял поэму, написанную в его честь; отношения между ними разладились. В 1517 г. поэт уже был на службе у его брата, герцога Альфонса, и имел больше возможностей для творческого самовыражения. В феврале 1522 г. он на три года был отправлен в качестве губернатора в Гарфаньяну (западная Тоскана): Феррара вернула себе там власть, и на плечи Ариосто возложили сложную миссию – навести там порядок.

Возвращение в 1525 г. на родину после этих недолгих, но невероятно сложных лет положило начало новому периоду в жизни Ариосто – самому благополучному во всех отношениях. Приобретя на заработанные в Гарфаньяне деньги дом с небольшим садом, он воссоединился с возлюбленной. Они больше не расставались, хотя их венчание, состоявшееся предположительно в 1528 г., было тайным: Алессандре как вдове не хотелось лишиться состояния мужа. Новое назначение – следить за возведением нового придворного театра – не было слишком обременительным и оставляло достаточно времени для творчества - уже в статусе прославленного литератора.

В период с 1517 по 1525 гг. им были написаны 7 стихотворных посланий – т.н. сатир, напоминающих произведения Горация и дающих некоторое представление о биографии и личности их автора. Взяв за образец классическую римскую литературу, он создавал и комедии в стихах и прозе, принесшие ему известность как драматургу – «Сводня», «Чернокнижник», «Комедия о сундуке» и др., комичные и острые сюжеты которых были взяты из будней жителей Феррары. В 1532 г. была опубликована третья и последняя редакция «Неистового Роланда»: Ариосто дописал еще 6 песен и привел тексты остальных в соответствие современным языковым нормам. Поэма выдержала при жизни автора 17 переизданий и позволила причислить ее автора к крупнейшим поэтам итальянского Возрождения.

Тяжелая болезнь оборвала жизнь Ариосто 6 июня 1553 г.; похоронили его в монастыре св. Венедикта (Феррара).

Биография из Википедии

Отец Лудовико видел сына правоведом, однако юноша не находил вдохновения в юриспруденции и посвятил себя изучению классической литературы. Он так хорошо усвоил формы и размеры римской поэзии, что без труда писал любые стихи на латыни. Стихотворение «Carmen Epithalamium», написанное на латинском языке по случаю бракосочетания герцога Альфонса I с Лукрецией Борджиа, расположило двор к молодому поэту, и в 1503 он поступил на службу к кардиналу Ипполиту д’Эсте, брату герцога Альфонса. Ариосто отвечал за организацию различных придворных празднеств.

В 1522 году Ариосто стал губернатором Гарфаньяны. Вернувшись, он построил себе небольшой домик с садиком и огородом, где и жил до конца жизни со своей возлюбленной Алессандрой Бенуччи (ок. 1481—1552). Она происходила из флорентийской купеческой семьи, была женой Тито ди Леонардо Строцци (двоюродного брата поэта Тито Веспасиано Строцци), родила ему шестерых детей. Отношения с Ариосто начались в 1513 г., но и после смерти мужа (1515) продолжали оставаться тайными. Брак с Ариосто (1528) также был тайным (что объяснялось со стороны Алессандры желанием сохранить права на наследство первого мужа). Ариосто, со своей стороны, ни разу не назвал имя возлюбленной и жены в своих сочинениях.

Творчество

«Неистовый Орландо»

Наиболее знаменитое сочинение Ариосто — поэма «Неистовый Роланд» («Неистовый Орландо»), которая заняла 25 лет (1507—1532). Сюжет «Неистового Роланда» основан на каролингском эпосе, который в Италии уже давно перенял романтический стиль произведений о рыцарях Круглого стола. Обращение автора поэмы к сюжетам французских рыцарских романов, весьма распространённых и в итальянских народных сказаниях, не было случайным. Подвиги паладинов императора Карла Великого и приключения рыцарей короля Артура, прочно вошедшие в средневековую романистику, впервые объединил в поэме «Влюблённый Орландо» непосредственный предшественник Ариосто при феррарском дворе Маттео Мария Боярдо. Его поэма, создававшаяся в 1483—1494 гг., осталась незавершённой из-за смерти поэта. Ариосто продолжил многие сюжетные линии «Влюблённого Орландо», достаточно стереотипные также и для итальянских народных поэм каролингского и бретонского циклов.

Тридцать четвёртая песнь «Неистового Роланда». Издатель Франческо Франческини. 1565Тридцать четвёртая песнь «Неистового Роланда». Издатель Франческо Франческини. 1565

"Неистовый Роланд" состоит из трёх крупных эпизодов: нашествие мавров на Францию, безумие Роланда и роман Руджиеро и Брадаманты, прославляющий дом д’Эсте. Три основных части сопровождаются бесконечным количеством второстепенных эпизодов и составляют вместе единую картину, носящую отпечаток великого гения Ариосто.

Герои поэмы Ариосто — искатели приключений, участвующие в сражениях с сарацинами — врагами Карла Великого, с великанами, чудовищами. Они — и влюблённые, верные своим возлюбленным, ради которых совершают смелые подвиги. Неистовый Орландо одержим безумной любовью к Анджелике — черта многих героев средневековых романов (безумие влюблённого в Изольду Тристана, страстная любовь Ланселота и т. д.). Однако традиционные сюжеты и характеры обрели в поэме Ариосто новую жизнь на основе гармоничного синтеза, свойственного эстетике и стилистике Высокого Возрождения. В отличие от средневековых романов поэма Ариосто лишена морализирующей функции, позиция автора пронизана иронией — он создает героико-комическое произведение. Ариосто проявляет исключительную свободу в композиционном построении поэмы, которая состоит из множества переплетающихся и параллельных сюжетных линий, нередко почти зеркально отражающих друг друга. Целое, однако, образует единство, обладающее чертами ренессансной соразмерности.

Оперируя материалами средневекового романа, Ариосто принимал скорее его жанровые правила, нежели идеологию. Герои поэмы обладают новыми, ренессансными чертами. Им свойственны полнота человеческих чувств и прежде всего сила земной любви, радостное ощущение жизни, наконец, сильная воля как залог победы в драматических ситуациях. «Золотые октавы» поэмы Ариосто внесли огромный вклад в формирование литературного итальянского языка. В XVI в. «Неистовый Орландо» издавался многократно, поэма была доступна любому грамотному читателю.

Другие произведения

Будучи придворным комедиографом в Ферраре, Ариосто создал ряд прославивших его комедий — «Комедия о сундуке», «Чернокнижник», «Подменённые». Источник комизма он искал в самой действительности, воссоздавая образы горожан, охваченных страстью к наживе или плотским удовольствиям. Вне критики оставался сам герцог Феррары. Его двор, где уже в 80-90-е годы XV в. ставили Плавта и Теренция, оказался родиной ренессансной комедии. Театральные постановки приурочивались, как правило, к сезону карнавальных празднеств, которые отличались здесь особой красочностью.