Краткая биография

Маргарита Наваррская – французская принцесса, королева Наварры, писательница, одна из первых в своей стране - была уроженкой Ангулема, где родилась 11 апреля 1492 г., и являлась продолжательницей ангулемской ветви династии Валуа; ее родителями были Карл Ангуленский и Луиза Савойская.

В 1509 г. Маргарита вышла замуж за принца Карла IV Алансонского, однако их брак продлился недолго, т.к. муж скончался спустя короткое время после битвы при Павии. Вторично она вышла замуж 18 августа 1527 г., ее супругом стал король Наваррский Генрих д'Альбре. Их вступление в брак ознаменовало собой наступление перемирия между гугенотами и католиками.

Будучи сестрой французского короля Франциска I Валуа, Наваррская через всю жизнь пронесла любовь к брату и верность ему. Когда в битве при Павии войска потерпели поражение, она ездила добиваться его освобождения в Мадрид. В 1543 г. происходит крупное событие в ее биографии: она стала самостоятельной правительницей, в ее владении оказалось маленькое королевство, находившееся между Испанией и Францией.

Ее мировоззрение в значительной степени формировалось под влиянием людей, с которыми она состояла в переписке, – протестантом Лефевром д'Этапль и епископом Мо Гийомом Брисоннэ. Двор французской принцессы превратился в центр, вокруг которого сосредотачивались люди искусства, науки, литераторы, гуманисты; яркие личности эпохи Возрождения – Эразм Роттердамский, Маро и др. - всегда могли рассчитывать на ее гостеприимство и поддержку. Под ее крылом собирались вольнодумцы, поэты, представители различных поэтических школ, среди которых было немало таких, чье творчество не одобрялось церковью.

Королева Наваррская была одной из образованнейших представительниц прекрасного пола своего времени, владела латынью и, скорее всего, греческим языком. Она не просто предоставляла талантливым людям свое покровительство, но и в значительной степени влияла на мировоззрение, творческую деятельность многих выдающихся современников. В некотором смысле ее можно назвать «прародительницей» владелиц литературных салонов, которых немало появится в XVII-XVIII вв.

Была она и одной из первых французских писательниц. Вышедший в 1531 г. стихотворный сборник под названием «Зерцало грешной души» был крайне неодобрительно встречен представителями Парижского университета: теологи Сорбонны признали сочинение еретическим, и под суд инквизиции ее не отдали лишь благодаря высокому социальному статусу. В поэтических строках красной нитью проходил выдвинутый Лютером тезис об оправдании верой. Последующие произведения - пьесы в жанре моралите - вызвали сходную реакцию.

Маргарита Наваррская как писательница прославилась на весь континент благодаря своей книге «Гептамерон» («Семидневник» по-гречески). Написанная в духе французского Ренессанса, она состояла из 72 новелл, написанных как подражание «Декамерону» Боккаччо: разбитые по дням недели, семь циклов состояли из коротких, веселых, озорных, но в то же время поучительных рассказов. В 1558 г. они были опубликованы как «История о счастливых любовниках».

Творческое наследие Маргариты Наваррской включает в себя также «Мемуары», в которых писательница, главным образом, восхваляет собственные достоинства, а также письма, являющиеся образчиком изящного стиля.

Скончалась королева Наварры 21 декабря 1549 г. в Одосе, неподалеку от Тарба.

Биография из Википедии

Маргари́та Нава́ррская (фр. Marguerite de Navarre; 11 апреля 1492, Ангулем — 21 декабря 1549, Одос, близ Тарба) — французская принцесса, сестра короля Франциска I, одна из первых женщин-писательниц во Франции. Известна также как Маргарита де Валуа (фр. Marguerite de Valois), Маргарита Ангулемская (фр. Marguerite d’Angoulême) и Маргарита Французская (фр. Marguerite de France).

Происходила из Ангулемской ветви династии Валуа. Сестра французского короля Франциска I Валуа. В 1509 стала женой принца крови герцога Карла IV Алансонского, умершего вскоре после битвы при Павии, а в 1527 году вышла вторично замуж за Генриха д’Альбре, короля Наваррского. Дочь — Жанна д'Альбре. Бабушка будущего короля Генриха IV.

Генрих II НаваррскийГенрих II Наваррский

Маргарита Наваррская всю жизнь отличалась большой преданностью своему брату, ездила в Мадрид хлопотать об его освобождении после поражения при Павии.

Большое влияние на её мировоззрение оказали протестанты Лефевр д’Этапль и епископ Мо Гийом Брисонне, с которым Маргарита поддерживала переписку. Двор Маргариты был важным центром французского гуманизма.

Маргарита Наваррская покровительствовала Гийому Бюде, Клеману Маро, Деперье и другим литераторам. Сама она знала латынь (и, возможно, греческий язык) и оказывала большое влияние на многих выдающихся людей того времени; в этом отношении она была предшественницей хозяек литературных салонов XVII—XVIII в.

Творчество

Маргарита Наваррская (рисунок Дюмонтье по картине Клуэ)Маргарита Наваррская (рисунок Дюмонтье по картине Клуэ)

Двор Маргариты в городе Нераке был одним из центров литературы, науки и искусства Западной Европы. Прекрасно образованная, одарённая поэтическими способностями, королева привлекала к себе поэтов разных школ, гуманистов и вольнодумцев, преследуемых Церковью. Её покровительством и гостеприимством пользовались светочи европейского Возрождения — Клеман Маро, Деперье, Эразм Роттердамский.

При дворе Маргариты Наваррской был сделан перевод с латинского книги «Деяния датчан» Саксона Грамматика, содержащей повествование о Гамлете, принце датском, которым воспользовался Шекспир для создания своей пьесы.

Сочинения Маргариты Наваррской отражают характерный для неё напряжённый религиозно-этический поиск и сочетают медитативность, а подчас и мистицизм с некоторой суховатостью стиля. Резкое неприятие со стороны Сорбонны вызвала поэма «Зерцало грешной души» (Le Miroir de l’ame pecheresse, 1531), в которой нашёл отражение лютеранский тезис об оправдании верой; версификация поэмы напоминает о традициях Петрарки. Отголоски дискуссий между Эразмом и Лютером о свободе воли слышатся в «Диалоге в форме ночного виде́ния» (Dialogue en forme de vision nocturne, 1524, опубл. 1533). Кончине Франциска I посвящена насыщенная реминисценциями из апостола Павла и Платона поэма «Корабль» (Le Navire, 1547). Среди других сочинений: «Комедия, сыгранная в Мон-де-Марсане» (La Comédie de Mont-de-Marsan, 1548); обширная переписка с братом и другими лицами (опубликована в 1841). Даже фарс «Больной» (Le Malade, 1535—1536) завершается в духе прямолинейного религиозного наставления. Бо́льшая часть стихотворений Маргариты вошли в состав сборника «Перлы перла принцесс» (Marguerites de la Marguerite des princesses, 1547).

«Гептамерон»

Самое известное сочинение Маргариты носит светский характер и во многом выпадает из её литературного наследия. Это сборник из семидесяти двух новелл «Гептамерон» («Heptaméron», по-гречески «Семидневник»), написанных под влиянием «Декамерона» Боккаччо и впервые опубликованных под заголовком «L’histoire des amants fortunés» без указания имени автора после кончины Маргариты, в 1558 г.; полная, без идеологических купюр версия вышла только в 1853 г.

«Гептамерон» состоял из 72 новелл, веселых и поучительных, разбитых на семь циклов, охватывающих семь дней недели. В первый день знатные дамы и господа, собравшиеся, как и у Боккаччо, вместе, рассказывали о том, «какие проделки совершали женщины, чтобы обмануть мужчин, и мужчины, чтобы обмануть женщин». Во-второй — «о том, что каждому пришло на ум»… В седьмой — «о тех, кто поступил так, как ему не следовало поступать». Беседы оказавшихся временно изолированными от мира кавалеров и дам, от имени которых ведутся рассказы, представляют не меньший интерес, чем сами новеллы — психология рассказчиков раскрыта куда обстоятельнее, чем у Боккаччо. В этих учтивых и вместе с тем очень живых беседах заметно влияние «Книги о Придворном» Кастильоне.

Принято считать, что прототипы рассказчиков — близкие Маргариты: Генрих д’Альбре (Иркан), её мать Луиза Савойская (Уазиль), а саму себя писательница, возможно, запечатлела в образе Парламанты. Но это лишь одна из имеющихся трактовок системы образов обрамления «Гептамерона».

Книга имела большой успех у публики. Маргарита достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отстаивая в то же время гуманистический идеал человеческой личности. При всем разнообразии сюжетов основное место в «Гептамероне» занимают любовные истории, причём любовь трактуется в духе неоплатонизма. Характерная для некоторых из рассказанных Маргаритой любовных историй трагическая интонация предваряет прозу конца XVI — начала XVII веков.