Краткая биография

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков (дореф. Михаилъ Аѳанасьевичъ Булгаковъ; 3 [15] мая 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр, оккультист (принадлежность к оккультизму оспаривается). Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.

Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принесший писателю мировую известность, — «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так и в других странах.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены, преподавательницы женской прогимназии, Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской; 1869—1922), в 1890 году начавших совместную жизнь, на Воздвиженской улице, 28 в Киеве.

Крестили Михаила Булгакова в Крестно-Воздвиженской церкви на Подоле 18 мая. Его крёстной матерью была его бабушка Анфиса Ивановна Покровская, до замужества — Турбина. Крёстным отцом был Николай Иванович Петров.

В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1956), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).

Дом в Киеве, в котором в 1906—1921гг. жил БулгаковДом в Киеве, в котором в 1906—1921 гг. жил Булгаков

В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один — в Москве, другой — в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил, терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай — гинеколог — имел в Москве прекрасную практику. Булгаков в университете учился 7 лет — имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность), подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппа (1892—1982). Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр». Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, достойную по тем временам сумму. М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг: «Мать ругала за легкомыслие. Придём к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»

Булгаков в 1910-х годах во время учёбы в Киевском университетеБулгаков в 1910-х годах во время учёбы в Киевском университете

После начала Первой мировой войны Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Будучи в составе российской армии, он работал военным врачом во время Брусиловского прорыва, пребывая в Каменце-Подольском, а затем — в Черновцах. Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме.

С 1917 года Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог.

Во время Гражданской войны в последние дни Гетманата (декабрь 1918 года) записался добровольцем (по иным сведениям был мобилизован) в офицерские дружины для защиты Киева от войск Директории. В феврале 1919 года Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской народной республики. Затем, по его воспоминаниям, работал врачом Красного Креста. После взятия Киева Добровольческой армией в августе 1919 года ушёл в Вооружённые силы Юга России и был назначен военным врачом в 3-й Терский казачий полк, в рядах которого принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе против восставших горских племён. Печатался в газетах («Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, — двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать».

В Москве

В декабре 1917 года Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде, известному московскому врачу-гинекологу Н. М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».

Мемориальная доска в честь М.А.Булгакова, установленная на здании областной больницы в г. Черновцы (Украина), где в 1916 г он трудился хирургомМемориальная доска в честь М. А. Булгакова, установленная на здании областной больницы в г. Черновцы (Украина), где в 1916 г он трудился хирургом

В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1895—1987), которая в 1925 году стала его женой.

М.А.Булгаков (1926)М. А. Булгаков (1926)

В 1926 году ОГПУ провело у писателя обыск, в результате которого были изъяты рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник. Спустя несколько лет дневник был ему возвращён, после чего сожжён самим Булгаковым. Дневник дошёл до наших дней благодаря копии, снятой на Лубянке.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину. Распространённое утверждение, что Сталин смотрел спектакль 15 раз, не находит никаких документальных подтверждений и вызывает сомнения. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года), и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте было положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году).

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев, Киршон и другие).

Сознание своего полного, ослепительного бессилия нужно хранить про себя.

Из письма Булгакова к Вересаеву.

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».

Сергей Топленинов, Николай Лямин, Любовь Белозерская, Михаил Булгаков. Останкино, 1926Сергей Топленинов, Николай Лямин, Любовь Белозерская, Михаил Булгаков. Останкино, 1926

В Москве в 1928 году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. А. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

М. Булгаков в 1937 годуМ. Булгаков в 1937 году

В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.

Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 года — после почти пяти лет репетиций. Хотя Е. С. Булгакова отметила, что премьера, состоявшаяся 16 февраля, прошла с громадным успехом, после семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.

В 1939 году М. А. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе.

С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз — болезнь почек. Булгаков начал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». Следы морфия были обнаружены на страницах рукописи спустя три четверти века после смерти писателя.

Смерть и похороны

Камень с могилы Н. Гоголя на могиле М. БулгаковаКамень с могилы Н. Гоголя на могиле М. Булгакова

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года, на 49-м году жизни, Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

Тело Булгакова кремировали, прах захоронен 12 марта на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее стоял на могиле Н. В. Гоголя.

Воспоминания В. Я. Лакшина из книги Е. С. Булгаковой «Воспоминания о Михаиле Булгакове»:

До начала 50-х годов на могиле Булгакова не было ни креста, ни камня — лишь прямоугольник травы с незабудками да молодые деревца, посаженные по четырём углам надгробного холма. В поисках плиты или камня Е. С. захаживала в сарай к гранильщикам и подружилась с ними (она вообще легко сходилась с простыми людьми — малярами, штукатурами). Однажды видит: в глубокой яме среди обломков мрамора, старых памятников мерцает огромный чёрный ноздреватый камень. «А это что?» — «Да Голгофа». — «Как Голгофа?» Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре стояла Голгофа с крестом. Потом, когда к гоголевскому юбилею 1952 года сделали новый памятник, «Голгофу» за ненадобностью бросили в яму.

«Я покупаю», — не раздумывая сказала Е. С. «Это можно, — отвечают ей, — да как его поднять?» — «Делайте что угодно, я за все заплачу… Нужны будут мостки, делайте мостки от сарая к самой могиле… Нужны десять рабочих — пусть будут десять рабочих…»

Камень перевезли, и глубоко ушел он в землю над урной Булгакова. Стесанный верх без креста, со сбитой строкой из Евангелия, — он выглядел некрасиво. Тогда всю глыбу перевернули — основанием наружу.

Писатель и современники

Булгакова связывали дружеские отношения с В. В. Вересаевым, М. А. Волошиным. Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Б. Л. Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с каким-то особенным придыханием читал свои переводы стихов с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное явление. А Булгаков — незаконное!».

Семья

Родители

  • Отец — Афанасий Иванович Булгаков (1859—1907), русский богослов и историк церкви.
  • Мать — Варвара Михайловна (1869—1922), в девичестве — Покровская.

Братья и сёстры

  • Вера Афанасьевна (1892—1972) — жена переводчика Н. Н. Давыдова (сына Н. Н. Давыдова и правнука Дениса Давыдова).
  • Надежда Афанасьевна (1893—1971) — в замужестве Земская.
  • Варвара Афанасьевна (1895—1956) — прототип персонажа Елена Турбина-Тальберг в романе «Белая гвардия».
  • Николай Афанасьевич (1898—1966) — русский учёный, биолог, бактериолог, доктор философии.
  • Иван Афанасьевич (1900—1969) — музыкант-балалаечник, с 1921 года в эмиграции, сначала в Варне, потом в Париже.
  • Елена Афанасьевна (1902—1954) — прототип «синеглазки» в повести В. Катаева «Алмазный мой венец».

Жёны

  • 1913—1924: Татьяна Николаевна Лаппа (1892—1982) — первая жена, основной прототип персонажа Анны Кирилловны в рассказе «Морфий».
  • 1925—1931: Любовь Евгеньевна Белозерская (1895—1987) — вторая жена, автор книги о жизни с Булгаковым «О, мёд воспоминаний».
  • с 1932: Елена Сергеевна Шиловская (1893—1970) — третья жена, хранительница литературного наследия. Основной прототип персонажа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита».

Прочие

  • Булгаков, Николай Иванович — дядя, преподавал в Тифлисской духовной семинарии.
  • Земская, Елена Андреевна (1926—2012) — племянница, российский языковед, исследователь русской разговорной речи.

Произведения

Титульный лист книги М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера», ЖЗЛ, 1962Титульный лист книги М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера», ЖЗЛ, 1962

Повести и романы

  • «Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1922)
  • «Белая гвардия» (роман, 1922—1924)
  • «Дьяволиада» (повесть, 1923)
  • «Записки на манжетах» (повесть, 1923)
  • «Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)
  • «Роковые яйца» (повесть, 1924)
  • «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
  • «Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928—1929)
  • «Копыто инженера» (роман, 1928—1929)
  • «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
  • «Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, второй вариант в 1973 году, окончательный вариант в 1990 году)
  • «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году)
  • «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году)

Пьесы, либретто, киносценарии

  • «Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
  • «Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
  • «Бег» (пьеса, 1926—1928)
  • «Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
  • «Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
  • «Мёртвые души» (инсценировка романа, 1930)
  • «Адам и Ева» (пьеса, 1931)
  • «Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
  • «Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
  • «Ревизор» (киносценарий, 1934)
  • «Последние дни (Пушкин)» (пьеса, 1935; в СССР поставлена в 1943, опубликована в 1955 году)
  • «Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
  • «Иван Васильевич» (пьеса, 1936)
  • «Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
  • «Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
  • «Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
  • «Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
  • «Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939)

Рассказы

  • «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922)
  • «Арифметика» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «В ночь на 3-е число» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «В театре Зимина» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Как он сошёл с ума» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Каэнпе и капе» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Красная корона» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Налёт. В волшебном фонаре» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Необыкновенные приключения доктора» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Ноября 7-го дня» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Остерегайтесь подделок!» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Птицы в мансарде» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Рабочий город-сад» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Советская инквизиция» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Китайская история. 6 картин вместо рассказа» (1923)
  • «Сорок сороков» (1923)
  • «Воспоминание...» (рассказ, посвященный смерти Ленина, 1924)
  • «Ханский огонь» (1924)
  • «Полотенце с петухом» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Крещение поворотом» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Стальное горло» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Вьюга» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Тьма египетская» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Пропавший глаз» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Звёздная сыпь» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Богема» (1925)
  • «Праздник с сифилисом» (юмористический рассказ, 1925)
  • «Бубновая история» (1926)
  • «Я убил» (1926)
  • «Морфий» (1926)
  • «Трактат о жилище» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
  • «Псалом» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
  • «Четыре портрета» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
  • «Самогонное озеро» (сборник «Трактат о жилище», 1926)

Публицистика и фельетоны

  • «Благим матом» (1925)
  • «Богема» (1925)
  • «Братский подарок немецких рабочих» (1922)
  • «Брачная катастрофа» (1924)
  • «Бубновая история» (1926)
  • «Буза с печатями» (1925)
  • «Бурнаковский племянник» (1924)
  • «Бывший Зингер. Гос. механический завод в Подольске» (1922)
  • «В кафэ» (1920)
  • «В обществе и свете» (1924)
  • «В театре Зимина. Наброски карандашом» (1923)
  • «В школе городка III Интернационала» (1923)
  • «Вагонно-ремонтный завод московского трамвая» (1922)
  • «Война воды с железом» (очерк, 1924)
  • «Волчки на колесах» (1922)
  • «Восстановите платформу!» (1925)
  • «Гениальная личность» (1925)
  • «Гибель Шурки-уполномоченного. Дословный рассказ рабкора» (1924)
  • «Глав-полит-богослужение» (1924)
  • «Горемыка-Всеволод. История одного безобразия» (1925)
  • «Государственный завод минеральных и фруктовых вод № 1» (1922)
  • «Громкий рай» (1926)
  • «Грядущие перспективы» (1919)
  • «Двуликий Чемс» (1925)
  • «Дело идет» (Рабочая газета, М., 11 августа 1922)
  • «Дело расширяется» (Рабочая газета, М., 22 августа 1922)
  • «День нашей жизни» (Накануне, Берлин — М., 2 сентября 1923)
  • «Детский рассказ» (Советский артист, М., 1 января 1939)
  • «Динамит!!!» (Гудок, М., 30 сентября 1925)
  • «Допрос с беспристрастием» (Гудок, М., 9 августа 1924)
  • «Дрожжи и записки» (Гудок, М., 30 июля 1925)
  • «Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (Недра, М., март 1924, № 4)
  • «Египетская мумия. Рассказ члена Профсоюза» (Смехач, Л., 10 сентября 1924, № 16)
  • «Желанный платило» (Гудок, М., 10 декабря 1924)
  • «Заколдованное место» (Гудок, М., 9 января 1925)
  • «Залог любви» (Гудок, М., 12 февраля 1925)
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (Гудок, М., 3 июня 1925)
  • «Заседание в присутствии члена» (Гудок, М., 17 июля 1924)
  • «Звездная сыпь» (Медицинский работник, М., август 1926, № 29, № 30)
  • «Звуки польки неземной» (Гудок, М., 19 ноября 1924)
  • «Знаменосцы грядущих боев. День 3-го сентября» (Рабочая газета, М., 5 сентября 1922)
  • «Золотистый город» (Накануне, Берлин — М., сентябрь—октябрь 1923)
  • «Библифетчик» (фельетон, 1924)
  • «Беспокойная поездка. Монолог начальства. Не сказка, а быль» (фельетон, 1923)
  • «Безобразия на заводе „Яриг“» (фельетон, 1922)
  • «Аптека» (фельетон, 1925)
  • «Автоклавы нужно получить, а корпус достроить» (фельетон, 1922)
  • «Акафист нашему качеству» (фельетон, 1926)
  • «Американские рабочие отдают нам свой труд» (фельетон, 1922)
  • «Банан и Сидараф» (фельетон, 1924)
  • «Банщица Иван» (фельетон, 1925)
  • «Белобрысова книжка. Формат записной» (фельетон, опубликован в Берлине в 1924 году)
  • «Брачная катастрофа» (фельетон, 1924)
  • «Воспаление мозгов» (фельетон, 1926)
  • «Летучий голландец» (фельетон, 1926)
  • «Паршивый тип» (фельетон, 1926)
  • «Говорящая собака» (фельетон, 1924)
  • «Двуликий Чемс» (рассказ)
  • «Залог любви» (рассказ)
  • «Звуки польки неземной» (рассказ)
  • «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева» (фельетон, 1926)
  • «Золотистый город» (рассказ)
  • «Игра природы» (рассказ)
  • «Как Бутон женился» (рассказ)
  • «Кондуктор и член императорской фамилии» (рассказ)
  • «Колесо судьбы» (рассказ)
  • «Мадмазель Жанна» (рассказ)
  • «Мертвые ходят» (рассказ)
  • «Москва краснокаменная» (рассказ)
  • «Они хочуть свою образованность показать...»
  • «„О пользе алкоголизма“» (рассказ)
  • «Площадь на колесах» (фельетон, 1926)
  • «Под стеклянным небом» (рассказ)
  • «Приключения покойника» (рассказ)
  • «Просвещение с кровопролитием» (рассказ)
  • «Путевые заметки» (рассказ)
  • Работа достигает 30 градусов
  • «Самоцветный быт» (фельетон, 1926)
  • «Смычкой по черепу»
  • «Сорок сороков»
  • «Спиритический сеанс»
  • «Стенка на стенку» (рассказ)
  • «Столица в блокноте» (рассказ)
  • «Таракан» (рассказ)
  • «Угрызаемый хвост» (рассказ)
  • «Целитель» (рассказ)
  • «Черный маг»
  • «Шансон д'этэ»
  • «Шпрехен зи дейтч?»
  • «Был май...»
  • «Вода жизни» (фельетон, 1926)
  • «Грядущие перспективы» (фельетон, 1919)
  • «В кафе» (фельетон, 1920)
  • «Неделя просвещения» (фельетон, 1921)
  • «Торговый ренессанс» (фельетон, 1922, (в СССР опубликован в 1988 году)
  • «Чаша жизни» (фельетон, 1922)
  • «Бенефис лорда Керзона» (фельетон, опубликован в Берлине в 1923 году)
  • «День нашей жизни» (фельетон, 1923)
  • «Московские сцены» (фельетон, 1923)
  • «Комаровское дело» (фельетон, 1923)
  • «Киев-город» (фельетон, 1923)
  • «Лестница в рай» (фельетон, 1923)
  • «Часы жизни и смерти» (очерк, посвящённый смерти Ленина, 1924)
  • «В часы смерти» (очерк, посвящённый смерти Ленина, 1924)
  • «Египетская мумия» (фельетон, 1924)
  • «Москва 20-х годов» (фельетон, 1924)
  • «Путешествие по Крыму» (очерк, 1925)
  • «Письмо М. А. Булгакова правительству СССР» (открытое письмо, 1930)

Память

  • Анна Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» в марте 1940 года.
  • В честь М. А. Булгакова сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкиной названа малая планета 3469 Bulgakov, открытая 21 октября 1982 года. В нескольких городах России и Украины существуют улицы, названные в честь М. А. Булгакова.
  • Памятник Михаилу Булгакову, Киев.
  • Памятник Михаилу Булгакову, Москва.
  • Булгаков и Бегемот, Харьков.
  • Памятник Михаилу Булгакову в г. Владикавказе (2012, скульптор С. Т. Тавасиев)
  • 2 июня 2017 года в Киеве на доме по бульвару Т. Шевченко № 14, где располагалась Первая киевская гимназия, в которой учился писатель, открыли мемориальную доску (скульптор Василий Маркуш).

Музеи

Дом-музей Булгакова в КиевеДом-музей Булгакова в Киеве
  • Государственный музей М. А. Булгакова в Москве «Нехорошая квартира».
  • Культурный центр «Булгаковский дом» (Москва, Б. Садовая, д. 10).
  • Дом Турбиных, литературно-мемориальный музей им. М. Булгакова в Киеве: Андреевский спуск, д. 13.
  • Музей одной улицы (музей Андреевского спуска) — часть экспозиции посвящена жизни Михаила Булгакова и его творчеству.

120-летие

  • 15 мая 2011 года в Киеве прошло празднование 120-летия со дня рождения М. Булгакова.
  • 15 мая в 22:40 на телеканале «Культура» был показан художественный фильм «Театральный роман».
  • В Москве в музее-квартире на Большой Садовой подготовили три новые выставки:
    • «Новые поступления»;
    • «В ящике письменного стола»;
    • «Восемь снов. Бег».
  • В парке усадьбы Булгаковых в Буче Киевской области произошло празднование 120-летия со дня рождения М. Булгакова. Открыли памятник писателю, заложили сад и провели международный театральный фестиваль.

Галерея изображений

Почтовая карточка СССР, 1991 год
Почтовая марка с персонажами М. Булгакова, художник Ю. Арцименев, 1990
Почтовый блок России, 2016
Мемориальная доска Булгакова во Владикавказе
Булгаковский Дом в Москве
Памятник Михаилу Булгакову во Владикавказе на Проспекте Мира