Краткая биография

Михаи́л Миха́йлович Гро́мов (24 февраля 1899, Тверь — 22 января 1985, Москва) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 г. по тяжёлой атлетике), профессор, Герой Советского Союза.

Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве, военном городке Мыза-Раёво неподалёку от железнодорожной станции Лосиноостровская Московской железной дороги, вокруг которой позже вырос город Бабушкин, ныне входящий в черту Москвы).

Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Учёба и карьера

Окончил Реальное училище Воскресенского., в период 1916—1917 учился в МВТУ. В 1917 году окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ, с 1917 года в армии. В 1918 году окончил Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В период 1924—1930 годы — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (ГЛИЦ МО им. В. П. Чкалова),
23 июня 1927 года стал первым советским лётчиком, спасшимся на парашюте из аварийного самолёта.

Звание комбриг присвоено 22 февраля 1938 года.

В период 1930—1941 годы работал в ЦАГИ. С марта по август 1941 — начальник Лётно-исследовательского института.

В период войны принимал участие в боевых действиях на командных должностях:

  • декабрь 1941 — февраль 1942 — командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт);
  • февраль — май 1942 — командующий ВВС Калининского фронта;
  • 3 мая 1942 — генерал-майор авиации;
  • май 1942 — май 1943 — командующий 3-й воздушной армией;
  • 30 апреля 1943 — генерал-лейтенант авиации;
  • май 1943 — июнь 1944 — командующий 1-й воздушной армией;
  • 19 августа 1944 — генерал-полковник авиации;
  • 1944—1946 — начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.

После войны продолжил службу в Советской армии, а по увольнении в запас работал в авиационной промышленности и занимался общественной деятельностью:

  • 1946—1949 — заместитель командующего Дальней авиацией.
  • 1949—1955 — начальник Управления лётной службы МАП СССР.
  • C 1955 года — в запасе.
  • 1959—1961 — председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР.

Депутат Верховного Совета СССР первого созыва 1937—1946.

Достижения

Провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию.Занимаясь спортом (бегом и гимнастикой), будучи среди первых спортсменов-тяжелоатлетов в Красной Армии, в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжёлой атлетике в тяжёлом весе.

10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 РД («Рекорд дальности») (второй пилот — А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин) совершил за 75 часов рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту Москва—Рязань—Харьков протяжённостью 12 411 км.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю М. М. Громову 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 8), а А. И. Филин и И. Т. Спирин награждены орденами Ленина.

В 1937 году на АНТ-25-1 (второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив два мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт М. М. Громов был награждён орденом Ленина, а А. Б. Юмашеву и С. А. Данилину присвоены звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.

Обладая известностью и влиянием в высших кругах власти, М. М. Громов вместе с прославленной лётчицей В. С. Гризодубовой добился пересмотра дела С. П. Королёва, результатом чего стал перевод Королёва из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29.

Много внимания уделял научным вопросам безопасности полётов самолётов, в том числе поддержал инициативу создания Лётно-исследовательского института и в 1941 г. стал его первым начальником.

Звания

  • Чемпион СССР по тяжёлой атлетике (в тяжёлом весе) 1923
  • Герой Советского Союза (1934)
  • Профессор (1937)
  • Заслуженный мастер спорта СССР (1969)

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (28.09.1934, медаль № 8)
  • Четыре ордена Ленина (1934, 1945, 1969, 1984)
  • Орден Октябрьской Революции (1979)
  • Четыре ордена Красного Знамени (1925, 1937, 1944, 1948)
  • Орден Суворова II степени (1943)
  • Орден Отечественной войны I степени (1942)
  • Три ордена Красной Звезды (1932, 1933, 1967)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Иностранные награды:

  • Медаль де Лаво (ФАИ — 1937)
  • Командор ордена Почётного легиона

Семья

Согласно автобиографии, публикация которой в начале 1970-х годов была чрезвычайно затруднена по причине цензуры, Михаил Громов имел в своём социальном происхождении как дворянские, так и крестьянские корни. Отец, Михаил Константинович Громов, происходил из дворянской интеллигенции, служил военным врачом. Мать, Любовь Игнатьевна Андреева, происходила из малограмотной крестьянской семьи, но окончила акушерские курсы.

Жена — Громова, Нина Георгиевна (30 января 1922, Семипалатинск, Казахская ССР) — советская спортсменка, мастер спорта СССР, неоднократный призёр, рекордсменка и чемпион СССР в целом ряде видов конного спорта (как в командном, так и в личном первенстве), автор действующих до сих пор рекордов в стипль-чезе, член Олимпийской сборной СССР на летних Олимпийских Играх в Стокгольме 1956 г. (резерв), тренер юношеской сборной Белорусской ССР и взрослой команды Литовской ССР по выездке, первый представитель СССР в Международной Федерации конного спорта FEI (1968—1972), почётный президент Федерации конного спорта России; ветеран-участник Великой Отечественной войны, военный переводчик, член делегации СССР на первой сессии Совета безопасности ООН в Лондоне, преподаватель, радиожурналист.

Память

Бюст М. М. Громова на территории ЛИИ им. М. М. Громова в ЖуковскомБюст М. М. Громова на территории ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском
Бюст М. М. Громова в городе Ржеве Тверской областиБюст М. М. Громова в городе Ржеве Тверской области
Бюст М. М. Громова в городе Щелково (пос. Чкаловский) Московской областиБюст М. М. Громова в городе Щелково (пос. Чкаловский) Московской области
Медаль М.М. ГромоваМедаль М.М. Громова
  • Именем Громова названы улицы в: Твери, Москве, Минске, Махачкале, Севастополе, Екатеринбурге, Витебске, Днепропетровске, Челябинске, Владивостоке,Ярославле, Туле, площадь в Жуковском
  • Имя лётчика носит Лётно-исследовательский институт в подмосковном Жуковском, в 2011 году в институте в качестве высшей корпоративной награды учреждена медаль М.М. Громова
  • Имя Громова присвоена школам в Жуковском и Киеве, тверскому аэроклубу
  • Пассажирский широкофюзеляжный самолёт Ил-96-300 RA-96015 российской авиакомпании «Аэрофлот» и сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 названы именем лётчика
  • В калифорнийском городе Сан-Джасинто действует «Громовский комитет», состоящий из лётчиков и членов семей, встречавших в 1937 году встречавшего советский экипаж в США. В мэрии Сан-Джасинто на почётном месте установлен портрет Громова
  • Бюсты Громова установлены в Твери, Ржеве, Жуковском (на территории ЛИИ им. М.М Громова), на аллее славы города Щелково (пос. Чкаловский)
Мемориальная доска памяти М. М. Громова на первом ангаре ЛИИ им. М. М. Громова в ЖуковскомМемориальная доска памяти М. М. Громова на первом ангаре ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском
  • На историческом первом ангаре ЛИИ им. М. М. Громова, где работал М. М. Громов, установлена мемориальная доска

В филателии и фалеристике

Данилин, Громов и Юмашев на марках Почты СССР, 1937 годДанилин, Громов и Юмашев на марках Почты СССР, 1937 год
Конверт почты СССР, посвящённый 50-летию перелёта экипажа М. М. Громова через Северный полюс в Сан-Джасинто (Капифорния), 1987 годКонверт почты СССР, посвящённый 50-летию перелёта экипажа М. М. Громова через Северный полюс в Сан-Джасинто (Капифорния), 1987 год
Нагрудный значок ОБАТО-Громово 1938-1993Нагрудный значок ОБАТО-Громово 1938-1993

Сочинения

  • М. М. Gromov. Across the North pole to America. — Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1939. — 38 с.
  • Через всю жизнь — М.: «Молодая гвардия», 1986.
  • О лётной профессии — М., 1993.
  • На земле и в небе.:
    • 1-е изд. — Жуковский: «Печатный двор», 1999.
    • 3-е изд., доп., испр. — М.: «Гласность», 2011. — 528 с., ил. — 1 000 экз.
  • Заметки о летной профессии.
  • Тому, кто хочет летать и работать лучше: заметки о лётной профессии / Михаил Громов. — М.: «Гласность», 2012. — 318 с.

Интересные факты

Имя Громова упоминается в песне «Боевая Сталинская»

И ребятам есть одна забота:
Подрасти бы только поскорей,
Чтоб водить, как Громов, самолёты,
Быть бойцом Республики своей.

После выхода в 1943 году фильма «Воздушный извозчик» актёры Михаил Жаров и Людмила Целиковская провели три месяца в расположении 3-й воздушной армии Громова, выступая перед лётчиками. Громов показал Жарову ложный аэродром армии, который вошёл впоследствии как сюжет фильма «Беспокойное хозяйство».