Краткая биография

Рамон Мария де лас Мерседес де Кампоамор-и-Кампоозорио (исп. Ramón de Campoamor y Campoosorio; 24 сентября 1817, Навия, Астурия — 11 февраля 1901, Мадрид) — выдающийся испанский поэт, драматург, философ, государственный и общественный деятель. Член Королевской академии испанского языка.

Видный представитель реализма в испанской литературе. Один из самых популярных в Испании поэтов-романтиков.

Памятник Р. Кампоамора в г. Навия, АстурияПамятник Р. Кампоамора в г. Навия, Астурия

Ро­дил­ся в се­мье дво­ря­ни­на, учил­ся в иезуитской шко­ле. Затем изу­чал ме­ди­ци­ну в Мад­ри­дском университете.

Несколько раз избирался депутатом кортесов, занимал разные высокие государственные административные должности. Служил губернатором Кастельон-де-ла-Плана, Аликанте и Валенсии.

В политике был при­вер­жен­цем кон­сер­ва­тив­ной идео­ло­гии. В газетах вёл активную борьбу с проявлениями демократии. Автор ряда полемических статей, изданных отдельной книгой: «Polemicas con la Democracia» (1862).

Творчество

Наследие Кампоамора обширно, он пробовал свои силы в разных жанрах. Ему принадлежат эпические поэмы — «Колумб» (1853) и «Всемирная драма» (1869). Лирическое его наследие подразделяют обычно на две части: стихи и басни.

По­этические взгля­ды Р. Кампоамора сло­жи­лись под влия­ни­ем романтизма (пре­ж­де все­го Дж. Бай­ро­на и В. Гю­го): по­этические сборники «Лю­бовь и цве­ты» («Terne­zas y floras», 1840), эссе «Ры­да­ния ду­ши» («Ayes del alma», 1842) и др.

По­лу­чи­ли из­вест­ность ди­дак­ти­ко-иро­нические бас­ни Р. Кампоамора, а так­же про­ни­зан­ные иро­ни­ей афо­ри­стические ми­ниа­тю­ры, эпи­грам­мы: сборники «Пе­ча­ли» («Dolo­ras», 1846), «Шут­ки» («Hu­moradas», 1888) и др. Сре­ди про­из­ве­де­ний поэта — эпическая поэма «Ко­лон» («Co­lón», 1853), ре­ли­ги­оз­но-дидактическая по­эма «Уни­вер­саль­ная дра­ма» («El drama universal», 1873), пье­сы «Dies irae» (1873), «Честь» («El honor», 1874). Его сборник стихов «Doloras у cantares» имел громкий успех и выдержал 18 переизданий.

Лучшие испанские критики старались дать точное определение новому и непереводимому слову «dolora». Сам Р. Кампоамора так объяснял изобретенную им поэтическую форму: «это поэтическое произведение, которое должно соединять в себе легкость формы с глубиной чувства, сжатость слога — с значительностью философской идеи», крайне оригинальное смешение юмора и трагизма. «Что такое юмореска? — писал он. — Намеренная характерность. А „печаль“? Это юмореска, трансформированная в драму. А „маленькая поэма“? Это развернутая „печаль“».

Отличительные черты Р. Кампоамора как поэта — оригинальность и большая склонность к анализу, дающая поэзии его метафизический и философский оттенок, его философские устремления. Свою эстетическую программу поэт изложил в «Роеtica» (1883). Поэтический девиз его — искусство для идеи.

Память

  • Именем Кампоамора названа улица и поселение в Коста-Бланка.
  • На родине поэта установлен памятник.