Краткая биография

Ромен Роллан - известный французский прозаик, романист, публицист - родился в Южной Франции, в небольшом городе Кламси, в 1866 г. Его отец был уважаемым в городе юристом. В 1880 г. по инициативе матери будущего писателя их семейство перебралось в Париж с тем, чтобы Ромен мог получить достойное образование. Материнской заслугой была и привитая в раннем детстве любовь Ромена к музыке. Женщина учила играть сына на фортепиано, и особенно была тому по душе музыка Бетховена; впоследствии к излюбленным композиторам оказался причислен Вагнер.

После окончания в 1886 г. лицея Людовика Великого Ромен был воспитанником престижного учебного заведения Эколь Нормаль, где, выполняя волю матери, готовится к карьере университетского ученого, исследователя. Получив в 1889 г. диплом историка, Роллан отправляется до 1991 г. по стипендии в итальянскую столицу и изучает там историю, а также изобразительное искусство, жизненный путь и творческое наследие знаменитых итальянских композиторов.

Постепенно его все меньше и меньше интересует исследовательская работа. Серьезно впечатлившись шекспировскими историческими пьесами, он начинает писать собственные драмы, посвященные событиям и людям итальянской эпохи Возрождения. Не утрачивая любви к классической музыке, Роллан выбирает в качестве специальности историю музыки. По возвращении во Францию он по-прежнему ведет исследовательские работы, пишет пьесы, а в октябре следующего года женится на Клотильде Бреаль и уезжает вместе с ней в Рим. Там начинается его работа над диссертацией, которую он, возвратившись во Францию, защитил в 1895 г. в Сорбонне. Это была первая диссертация подобного рода, и благодаря ей Роллан получает кафедру музыкознания, учрежденная специально для него.

Будучи профессором истории музыки, Роллан читал лекции в Сорбонне и двух других учебных заведениях и параллельно занимался литературой. Этот период биографии, когда Роллан уделял примерно одинаковое внимание преподавательской деятельности и литературе, длился 17 лет. Первые его произведения были опубликованы в журнале знакомого поэта-католика «Двухнедельные тетради». Это была трагедия «Святой Людовик», часть цикла «Трагедии веры». Известность он снискал после того, как были изданы и поставлены его пьесы, сочиненные в духе шекспировских исторических хроник и освещавшие события Французской революции. Правда, их успех оказался немного запоздалым.

Всемирная слава пришла к Ромену Роллану после опубликования 10-томного романа-эпопеи «Жан Кристоф», который выходил на протяжении 1904-1912 гг. Его перевели на десятки языков мира. Прототипом этого произведения послужил Бетховен и в какой-то степени автор; кроме того, в нем присутствует масштабное полотно жизни Европы первых десяти лет ХХ столетия.

В 1912 г. Роллан расстается с кафедрой в Сорбонне и целиком отдается литературному творчеству. Незадолго до Первой мировой войны он переезжает в Швейцарию, в 1915 г. публикует ряд статей антивоенной направленности, отстаивавших интернационализм, обличавших все ужасы войны. Из-за этих статей разгорелся скандал, по причине которого Нобелевская премия по литературе была вручена только в 1916 г., хотя лауреатом он стал в 1915 г.

Период между двумя мировыми войнами был наполнен для Роллана активной творческою деятельностью; из-под его пера выходили романы, дневниковые записи, биографии, очерки, воспоминания, статьи по музыковедению, но в то же время все больше сил и времени писатель посвящал жизни общества, политике. Политические взгляды Ромена Роллана отличались противоречивостью, что было особенно заметно в отношении СССР: с одной стороны, он критиковал государство за ошибки, с другой - горячо поддерживал, контактировал с Максимом Горьким, бывал в Москве, где встречался с И. Сталиным. В 20-ых гг. особый интерес для него представляла индийская политическая и религиозная мысль, сам Ганди приезжал к нему в 1931 г.

На протяжении 1925-1933 гг. Роллан публикует 7-томный роман, посвященный женской эмансипации, - «Очарованная душа». В 1938 г. писатель переехал на родину. Когда началась Вторая мировая война, он со всей страстностью своей натуры включился в борьбу с нацизмом. Причиной его смерти 30 декабря 1944 г. стал туберкулез; этот недуг мучил его с детских лет.

Биография из Википедии

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» — начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

Во время Первой мировой войны Роллан — активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года, но при этом страшился её методов и идеи «цель оправдывает средства». Ему более импонировали идеи непротивления злу насилием М. Ганди.

С 1921 года переезжает в Вильневу, Швейцария, где активно работает и переписывается со многими писателями, путешествует в Лондон, Зальцбург, Вену, Прагу и Германию.

Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).

В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Н. И. Бухарина, Аросева), но не получил ответа.

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер, Фрейд.

По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Творчество

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм Ибсена и романтические черты Шиллера и Гюго. При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждать его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.

Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом.

В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху. Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение — роман «Жан-Кристоф» (1904—1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально — мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трёх частей этого романа носит завершённый характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф — это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестаёт быть бунтарём, но при этом остаётся верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия станет Бургундия, малая родина писателя. Кола — главный герой повести, весёлый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь становятся главными темами творчества писателя. В отличие от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращается к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922—1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа — женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Гёте, Л. Н. Толстой, Гюго и Ленин.

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итогом творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928—1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху.Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Семья

Был женат на Марии Павловне Кювилье, которая в первом браке была замужем за князем Сергеем Александровичем Кудашевым.

Произведения

  • Цикл пьес «Трагедии веры»:
    • «Святой Людовик», 1897
    • «Аэрт», 1898
    • «Настанет время», 1903
  • Цикл пьес «Театр революции»:
    • «Волки», 1898
    • «Торжество разума», 1899
    • «Дантон», 1899
    • «Четырнадцатое июля», 1902
    • «Игра любви и смерти», 1924
    • «Вербное воскресенье», 1926
    • «Леониды», 1928
    • «Робеспьер», 1939
  • Книга «Народный театр», 1903
  • «Героические жизни»:
    • «Жизнь Бетховена», 1903
    • «Жизнь Микеланджело», 1907
    • «Жизнь Толстого», 1911
  • «Музыканты прошлого», 1908
  • «Музыканты наших дней», 1908
  • «Гендель», 1910
  • Роман-эпопея «Жан-Кристоф», 1904—1912
  • Сборник антивоенных статей «Над схваткой», 1914—1915
  • Сборник антивоенных статей «Предтечи», 1916—1919
  • Сборник антивоенных статей
  • «Декларация независимости духа», 1919
  • «Кола Брюньон», 1914—1918
  • «Лилюли», 1919
  • «Пьер и Люс», 1920
  • «Клерамбо», 1920
  • Роман-эпопея «Очарованная душа», 1925—1933
  • «Махатма Ганди», 1924
  • «Ответ Азии Толстому», 1928
  • «Жизнь Рамакришны», 1929
  • «Жизнь Вивекананды», 1930
  • «Вселенское Евангелие Вивекананды», 1930
  • «Бетховен», 1927
  • «Бетховен и Гёте», 1932
  • «Пеги», 1944