Краткая биография

Сигизму́нд Алекса́ндрович Леване́вский (польск. Zygmunt Lewoniewski; 15 мая 1902 — пропал без вести в 1937) — советский лётчик, совершивший несколько сверхдлинных авиаперелётов в 1930-х годах, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин», второй Герой Советского Союза (1934 год).

Родился 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге в польской дворянской семье.

Принял участие в Октябрьской революции 1917 года на стороне большевиков, позднее принял участие в Гражданской войне, служа в армии с 1918 года.

В 1925 году окончил Севастопольскую школу морской авиации и стал военно-морским лётчиком. В 1930 году был отправлен в запас.

В 1931—1932 годах был начальником лётно-учебной части Всеукраинской школы лётчиков.

С 1933 года — лётчик в Главсевморпути, совершил несколько сверхдальних перелётов. 20 июля 1933 года он отвёз на Аляску из Анадыря американского лётчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку в районе Анадыря во время своей попытки кругосветного перелёта, и был впоследствии доставлен в Анадырь нашедшими его местными жителями — чукчами.

В апреле 1934 года был привлечён к операции по эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин». Хотя фактически Леваневский никого не спас и даже не вылетал на льдину, в числе других лётчиков, участвовавших в операции, получил звание Героя Советского Союза. По причине аварии самолёта у мыса Онман в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву.

В 1934 году вступил в ВКП(б).

3 августа 1935 года самолет АНТ-25 с экипажем в составе С. А. Леваневского (командир), Г. Ф. Байдукова (второй пилот) и В. А. Левченко (штурман) предпринял попытку совершить беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, о чём было торжественно объявлено заранее (успели даже выпустить памятную почтовую марку), однако после преодоления около 2000 километров в кабину пилота стало протекать масло. Леваневский вернулся и сел на аэродроме в посёлке Кречевицы под Новгородом. Причина вытекания оказалась простой: масла в бак налили слишком много, оно начало пениться, а его излишки — просачиваться в кабину.

В августе — сентябре 1936 года Леваневский с Левченко совершили полёт из Лос-Анджелеса в Москву на поплавковом варианте пассажирского одномоторного самолёта Вaлти V-1A американского авиаконструктора Джерарда Валти (Gerard Freebairn Vultee). Старт состоялся 5 августа. Маршрут проходил с посадками в Сиэтле, несколькими посадками на Аляске, затем уже с несколькими посадками в СССР; 13 сентября лётчики прибыли в Москву. За этот перелёт Леваневский был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а Левченко — ордена Ленина. Прислал героям приветственную телеграмму О. Ю. Шмидт, который находился в это время на ледорезе «Литке» и осуществлял сквозной переход Северным морским путём:

«Горячо приветствую Вас, дорогой друг, с окончанием замечательного перелёта через три части света. Ваш перелёт соединил через Арктику Америку, Азию и Европу и является блестящей подготовкой к осуществлению великой идеи трансарктической связи между материками. Ледорез „Литке“, 11 сентября 1936 г., по радио».

Последний перелёт

12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из шести человек:

  • Сигизмунд Леваневский (первый пилот),
  • Николай Кастанаев (второй пилот),
  • Виктор Левченко (штурман),
  • Николай Галковский (один из лучших радистов ВВС), в честь Галковского назван мыс на острове Беккера,
  • Николай Николаевич Годовиков (бортмеханик),
  • Григорий Трофимович Побежимов (бортмеханик)

под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная.

Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над Северным полюсом. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях.

Больше о судьбе самолёта и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтверждённой радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере. После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали.

Версии

Существует несколько версий места падения самолёта Н-209, но ни одна из них не нашла документального подтверждения.

  • По одной из них, самолёт долетел до побережья США, где эскимосы слышали в это время шум, похожий на летящую моторную лодку. Американскими лётчиками были обследованы районы возможного падения, но безрезультатно.
  • По другой, подтверждаемой принятой радиолюбителем радиограммой, самолёт отклонился от курса и упал где-то в Якутии. В качестве возможного места падения называется озеро Себян-Кюёль (или Себян-Кюель; ныне Кобяйский улус Якутии), где, по свидетельствам местных жителей, до войны находили доску с несколькими фамилиями, одна из которых оканчивалась на «…ский», а также мёртвого человека в комбинезоне. В 1982 и 1983 годах газетой «Советская Россия» были организованы экспедиции на это озеро. Они сумели найти могилу, в которой с помощью приборов смогли найти много золота, но не имели возможности раскопать её. Люди же, видевшие могилу, к этому времени все умерли. Одним из организаторов (заместитель начальника экспедиции в 1982 году, один из двух руководителей в 1986 году) был офтальмолог Э. Р. Мулдашев, ставший позднее известным благодаря своим мистическим публикациям в центральной прессе.
  • Третья версия, выдвинутая Елецким В. И., предполагает, что самолёт Леваневского совершил вынужденную посадку на ледовый шельф Уорд Хант острова Элсмир Канадского архипелага, после чего экипаж 1,5 месяца пытался связаться с «большой землёй».
  • Имеется версия конструктора Туполева, согласно которой самолёт успешно прилетел в США, но, в силу новаторской конструкции самолёта и опасений Леваневского насчёт ареста из-за польского происхождения и обвинения в работе на польскую разведку, экипаж инкогнито остался в США, а гибель самолёта инсценирована военно-морской разведкой США.

1 февраля 2013 года экспедиция Русского Географического общества обнаружила на Ямале обломки самолёта с рифлёной дюралевой поверхностью. Предположение, что найдены обломки самолёта Леваневского, является ошибочным, поскольку обшивка ДБ-А гладкая.

В марте 1999 Дэннис Тарстон, сотрудник Службы по управлению естественными ресурсами в Анкоридже, нашёл обломки на мелководье залива Кемдэн, между заливом Прудо и посёлком Кактовик. В средствах массовой информации предположили, что это обломки самолёта Леваневского, но следующие попытки обнаружить их не увенчались успехом.

Память

  • Имя Леваневского носят улица, квартал и переулок в Луганске, улица и переулок в Гомеле, улицы в Алма-Ате, Бузулуке, Лисичанске, Бишкеке, Бресте, Донецке, Великих Луках, Владикавказе, Вознесенске, Воронеже, Ростове-на-Дону, Житомире, Новограде-Волынском (Житомирская область), Барановке (Житомирская область), Новосибирске, Москве,Махачкале, Казани, Коломне, Екатеринбурге, Бахмуте, Воронеже, Краснодаре, Липецке, Киеве, Днепре, Кропивницком, Туле, Ярославле, Новомосковске (Днепропетровская область), Кизляре, Мариуполе, Мелитополе, Полтаве, Севастополе, Узловой, Якутске, Ижевске, Запорожье, Сумах, Миллерово, Буйнакске, Шахунье, Изюме (Харьковская область), Константиновке, Попасная (Луганская область), Пятигорске и других городах, в Одессе — улица, два переулка и тупик, в Перми — жилой район, в Белой Церкви и Макеевке — улица и район города. До 1980-х годов была улица в Чернигове, в Камышлове (Свердловская обл).
  • Именем Леваневского названы улица и училище военных лётчиков в Николаеве (бывшая школа Осоавиахима), где Леваневский преподавал лётное искусство в начале 1930-х годов).
  • Также имя Леваневского носил речной пассажирский теплоход, построенный в 1937 году.
  • В польском городе Сокулка, откуда происходили родители, есть памятник братьям лётчикам Сигизмунду и Юзефу Леваневским.

Семья

  • Брат Сигизмунда Леваневского Юзеф Александрович Леваневский (польск. Józef Lewoniewski, 1899—1933) вернулся в Польшу. В 1924 году окончил военную школу пилотажа в городе Быдгощ и стал военным лётчиком. Погиб 11 сентября 1933 при попытке побить рекорд дальности полёта по прямой для туристских самолётов I категории на специально переделанном самолёте PZL-19, сконструированном и изготовленном в Польше. Самолёт разбился у села Засурское (Средневолжский край, ныне — Лунинский район Пензенской области). Похоронен на воинском кладбище Повонзки (польск. Powązki) в Варшаве. Сигизмунд Александрович Леваневский во время визита в Польшу в июле 1934 года возложил венок на могилу брата.