Краткая биография

Стаций Цецилий, римский комедиограф, поэт; стал первым римским стихотворцем, родословная которого была связана с Галлией. Считается, что автор комедий родился на севере Италии, в результате военных действий оказался у римлян в плену и стал рабом. В 222 г. до н. э. оказался в Риме. Впоследствии он получил свободу, после чего и стал Цецилием, взяв имя патрона. Данные о других важных событиях его биографии не сохранились.

Цецилий, равно как Плавт и Теренций, занимался адаптацией греческих пьес для постановки на римских подмостках. Его любимым автором среди эллинов был Менандр. Считается, что Цецилий был автором только комедий, причем конкуренция с Плавтом давалась ему ценой немалых усилий. Теренций говорил, что Цецилий обязан популярностью Амбивию Турпиону – человеку, ставившему по его произведениям пьесы и исполнявшему роли главных персонажей. До наших времен дошли лишь отдельные фрагменты - порядка 300 стихов из комедий, а также названия 42 пьес, в частности, «Боец», «Подкидыш», «Ростовщик», «Опекуны», «Интендант» и др.

Эти названия звучат на латыни, на греческом; есть и смешанные латино-греческие варианты. Наверняка можно говорить о том, что подобные разновидности отражают процесс развития римской комедии, основой которой являются произведения греческого авторства. Пьесы, сочиненные на раннем этапе, имеют латинские названия, т.к. в большей степени отражают местный италийский народный фарс. По мере того как авторы стали в большей степени эллинизировать свои произведении, переходный этап нашел отражение в смешанных названиях. И, наконец, чисто греческие названия свидетельствуют о завершении процесса преобразования комедий.

Принято считать, что творческое наследие Цецилия является своеобразным «мостом» между творчеством Плавта и Теренция. Сравнение с греческими оригиналами позволяет прийти к выводу, что комедиограф обращался с ними в процессе адаптации достаточно свободно. Так, под его пером менялся характер пьес и их настрой. В его исполнении комедии были ближе к фарсу, в большей степени содержали остроты. В то же время содержание, морализаторство, гуманистическая направленность напоминали таковые у Менандра и Теренция. С последним, а также с Плавтом его роднит использование для описания героев остроумного, живого, «сочного», смелого языка. Известно, что о таланте Цецилия античные критики были весьма лестного мнения, хотя звучали в его адрес и упреки (в частности, Цицерон предъявлял претензии к языку комедий), а Волкаций Седигит вообще отдавал ему пальму первенства среди всех комедиографов-соотечественников.