Краткая биография

Уильям Хэзлитт - английский эссеист, публицист, писатель, моралист, литературный критик, теоретик романтизма, искусствовед, популяризатор творческого наследия Шекспира - родился в г. Мейстон (графство Кент) 10 апреля 1778 г. Его отцом был пастор, который прибыл в Новую Англию для основания в Бостоне первой унитарианской церкви.

Предполагалось, что и сын пойдет по его стопам, поэтому Уильям на протяжении 1793-1795 гг. учился в духовном колледже. В юности он увлекался философией, и именно философский трактат – «О принципах человеческих поступков» - стал его первой работой. Какое-то время он читал лекции по философии в Лондоне, а также публиковал в газете заметки на разнообразные темы.

Заинтересованность занятиями на литературном поприще у него возникла под влиянием хорошо ему знакомых С. Кольриджа и У. Вордсворда. Однако приятели восприняли его первые пробы в этой сфере достаточно субъективно, и, кроме того, у них были разные политические взгляды. Рано заинтересовавшись живописью, Хэзлитт поначалу полагал, что она является его призванием, и даже в 1802 г. уехал в Париж, чтобы ее изучать и в Лувре копировать полотна известных мастеров. Однако потом все же выяснилось, что философия и литература интересны ему более всего.

В 1808 г. Хэзлитт женился и переехал в Солсбери. На отрезок биографии с 1806 по 1812 г. приходится становление Хэзлитта в качестве литератора-профессионала. В 1810 г., переехав в столицу Англии, он вскоре развел бурную деятельность на поприще критики, являлся сотрудником «Морнинг кроникл», «Чампион», «Экземинер», а с 1814 г. его публикации появились в «Эдинбургском обозрении».

Наиболее активной в творческом отношении стала 2-ая половина 10-х гг. В 1817 г. вышла первая крупная книга в двух томах - «Круглый стол», где были собраны воедино критические заметки и эссе, опубликованные ранее в периодических изданиях. Широкий круг познаний автора, его образованность и ироничный, смелый стиль не оставили дебют Хэзлитта незамеченным. После издания в этом же году книги «Персонажи пьес Шекспира» Хэзлитт снискал репутацию знатока шекспировской драматургии. Вскоре последовала книга, которую принято считать одним из лучших образцов национальной классической эссеистики – сборник «Лекции об английской драме Елизаветинской эпохи».

Уильяму Хэзлитту была присуща довольно бескомпромиссная и откровенная манера письма, поэтому недоброжелателей у него всегда было предостаточно, в ряде журналов против него развернулась настоящая война. Его отношения со многими окружающими, включая близких друзей, испортились; тогда же Хэзлитт охладел к супруге и развелся с ней в 1802 г. из-за любви к дочери своего арендодателя, разница в возрасте с которой составляла более двух десятков лет. Пережитое легло в основу книги «Свободная любовь, или Новый Пигмалион», которую публика приняла как вызов.

В середине 20-х гг. Хэзлитт уезжает в долгое путешествие по странам континента, пишет по его итогам «Путевые заметки». После возвращения на родину семейные пертурбации (Хэзлитт к этому времени женился повторно) вынуждают его переехать к сыну, которому не удалось найти общего языка с новой супругой отца. На протяжении 1823-1825 гг. выходят книги, подытожившие творческую деятельность Хэзлитта. Очерки на разнообразные темы вошли в «Застольные беседы», которые в свое время произвели немалое впечатление на А. Пушкина, даже вдохновившегося на составление чего-то подобного.

Лучшим произведением Хэзлитта считается опубликованный в 1825 г. сборник «Дух времени» с целой галереей портретов (зачастую весьма критических) политиков, литераторов и др. Последний период творческой биографии Хэзлитт отдал написанию четырехтомника о жизни Наполеона Бонапарта, считая его главным произведением жизни. Книга была опубликована посмертно и не завоевала популярности. Проза Хэзлитта, изящная по стилю, носящая отпечаток разносторонних познаний автора, оказала влияние на творческую манеру целого ряда писателей, в частности, Д. Китса, У.С. Моэма и др.

Скончался Уильям Хэзлитт в Лондоне 18 августа 1830 г.

Биография из Википедии

Уильям Хэзлитт (William Hazlitt; 10 апреля 1778 — 18 сентября1830) — один из классиков английской эссеистики, наследник традиций Дж. Аддисона и Р. Стила, популяризатор творчества Шекспира. Его стиль отличают энергия, энтузиазм, ясность изложения при взволнованности тона.

Автопортрет молодого ХэзлиттаАвтопортрет молодого Хэзлитта

Хэзлитт вырос в Ирландии и в Новой Англии, куда его отец, пастор-унитарианец, приехал, чтобы основать первую унитарианскую церковь Бостона. Когда мальчику было 9 лет, семья Хэзлиттов обосновалась в шропширском местечке Уэм. Природная застенчивость и трудности с письменной речью стали залогом раннего интереса к живописи. В 1802 г. Хэзлитт посетил Лувр с целью копирования шедевров «старых мастеров».

К тому времени Хэзлитт уже свёл знакомство с ярчайшими представителями английского романтизма — Кольриджем, Вордсвортом, Чарльзом Лэмом. Он восхищался сестрой Лэма, Мэри, но в итоге сделал предложение её подруге Саре Стоддарт, дочери редактора газеты The Times. После свадебной церемонии супруги уехали в 1808 г. в Солсбери, где сняли домик в нескольких километрах от города.

В юные годы Хэзлитт, предполагая посвятить свою жизнь служению церкви, жадно читал философские труды современников. Его первой книгой стал философский трактат, озаглавленный «О принципах человеческих поступков» (1805). Некоторое время он зарабатывал на жизнь чтением философских лекций для лондонской публики и публикацией заметок на различные темы в газете The Morning Chronicle.

Вторая половина 1810-х гг. стала наиболее плодотворным временем в жизни Хэзлитта. Его бесчисленные критические заметки по поводу английской театральной сцены были изданы отдельной книгой в 1818 г. Колонка, которую он вёл в журнале Ли Ханта The Examiner, дала материал для двухтомного сборника «Круглый стол» (1817). В том же году были напечатаны «Персонажи пьес Шекспира» — книга, отмеченная неуёмными восторгами по поводу всех без исключения работ драматурга. В 1818-19 гг. увидели свет лекции Хэзлитта об английских поэтах и юмористах, а также книга о драматургах елизаветинской эпохи.

Между тем откровенность, с которой Хэзлитт высказывал свои мнения в журналах, нажила ему массу недругов, особенно в стане тори, которые развернули против него журнальную войну. Учащались ссоры даже с близкими друзьями. Влюбившись в дочь своего арендодателя, которая была на 22 года его моложе, Хэзлитт порвал отношения с женой. Их развод был узаконен в 1822 г. Как вызов общественному мнению была воспринята книга «Свободная любовь, или Новый Пигмалион» (1823) — своего рода дневник этой страсти.

В 1824 г. Хэзлитт закончил «Очерки об основных картинных галереях Англии» и, оформив брак с вдовой миссис Бриджуотер, отправился в длительное путешествие по Европе. «Путевые заметки» Хэзлитта станут настольной книгой Гейне. Во Франции он пишет 4-томную «Жизнь Наполеона», своего давнего кумира; эта биография увидела свет уже после смерти автора. По возвращении в Англию семейную жизнь Хэзлитта вновь начинает штормить — сын от первого брака не может поладить с мачехой. Писатель встаёт на сторону сына и переезжает к нему в квартиру. В конце жизни он работает над книгой диалогов со своим старым другом, художником Норткотом.

В 1823-25 гг. Хэзлитт опубликовал две книги очерков, которые можно считать итоговыми. Это сборник живых, зачастую крайне язвительных портретов деятелей современной политики — «Дух времени» (The Spirit of the Age) и книга очерков на свободные темы «Застольные беседы» (Table-Talk). Последняя привлекла внимание Пушкина, который оставил на её полях заметки и даже принялся составлять собственный Table-Talk. Первое издание «Застольных бесед» на русском языке появилось в 2010 году в серии «Литературные памятники» (ред. Н. Я. Дьяконова).

Источник

  • Биография в Британской энциклопедии