Краткая биография

Уи́льям Со́мерсет Мо́эм (англ. William Somerset Maugham [ˈsʌməsɪt mɔːm]; 25 января 1874, Париж — 16 декабря 1965, Ницца) — британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Карикатура с изображением МоэмаКарикатура с изображением Моэма

Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в Париже, в семье юриста британского посольства во Франции Роберта Ормонда Моэма. Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребёнок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны.Его дед, Роберт Моэм, был в своё время известным адвокатом, одним из соорганизаторов Английского правового общества. И дед, и отец Уильяма Моэма предрекали ему судьбу адвоката. И хотя сам Уильям Моэм не стал адвокатом, его старший брат Фредерик, впоследствии Виконт Моэм, был доволен юридической карьерой и служил в должности лорда-канцлера (1938—1939).

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того как в 10 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 года, отец умер от рака желудка в июне 1884 года) и был отослан к родственникам в английский город Уитстабл в графстве Кент, в шести милях от Кентербери. По приезде в Англию Моэм начал заикаться — это сохранилось на всю жизнь. «Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и — то ли по одной из этих причин, то ли от рождения — я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться».

Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, он начал учёбу в Королевской школе в Кентербери.Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете. В Гейдельберге Моэм написал своё первое сочинение — биографию композитора Мейербера. Когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжёг рукопись.

В 1892 году Моэм поступил в медицинскую школу при больнице св. Фомы в Лондоне — этот опыт нашёл отражение в его первом романе «Лиза из Ламбета» (1897). Первый успех на поприще литературы Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907).

Во время первой мировой войны сотрудничал с МИ-5, в качестве агента британской разведки был послан в Россию с целью не дать ей выйти из войны. Прибыл туда на пароходе из США, во Владивосток. Находился в Петрограде с августа по ноябрь 1917 года, неоднократно встречался с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. После провала своей миссии в связи с Октябрьской революцией покинул Россию через Швецию.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928, русские переводы — 1929 и 1992).

После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы Моэма — «Бремя страстей человеческих» (1915; рус. пер. 1959) — практически автобиографический роман, «Луна и грош» (1919, рус. пер. 1927, 1960), «Пироги и пиво» (1930), «Театр» (1937), «Остриё бритвы» (1944).

В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправился в Китай, а позднее в Малайзию, — что дало ему материал для двух сборников рассказов.

Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере была куплена Моэмом в 1928 году и стала одним из великих литературных и социальных салонов и домом писателя на всю оставшуюся жизнь. У писателя иногда гостили Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, изредка здесь были и советские писатели. Его творчество продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами. К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей в Великобритании. Моэм не скрывал того факта, что пишет «не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но при этом отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, ещё и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином».Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000—1500 слов.

В 1944 году вышел роман Моэма «Остриё бритвы». Большую часть Второй мировой войны Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился в США — сначала в Голливуде, где много работал над сценариями, внося в них поправки, а позже — на Юге.

В 1947 году писатель утвердил «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти лет.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. «Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить её другим». После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, но писателя отвезли домой и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, на своей вилле, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Личная жизнь

Не отрицая своей бисексуальности, в мае 1917 года Моэм женился на декораторе Сири Велком, имевшей дочь Мэри Элизабет (1915—1998), которой он дал свою фамилию. Брак не был удачным, в 1929 году пара развелась. В старости Сомерсет признался: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот».

Награды

  • Орден Кавалеров Почёта — 1954

Список произведений

Некоторые произведения Моэма

Романы

  • «Лиза из Ламбета» (Liza of Lambeth, 1897; рус. пер. 2011 - Ю.Фокина)
  • «Сотворение святого» (The Making of a Saint, 1898; рус. пер. 2013 - В.Вебер)
  • «Герой» (The Hero, 1901; рус. пер. 2013 - В.Вебер)
  • «Миссис Крэддок» (Mrs Craddock, 1902; рус. пер. 2011 - Н.Сечкина)
  • «Карусель» (The Merry-go-round, 1904; рус. пер. 2012 - Е.Филиппова)
  • «Фартук епископа» (The Bishop’s Apron, 1906; рус. пер. - нет)
  • «Покоритель Африки» (The Explorer, 1908; рус. пер. 2012 - В.Лопатка)
  • «Маг» (The Magician, 1908; рус. пер. 1991 - Н.Кролик, Г.Герасимов)
  • «Бремя страстей человеческих» (Of Human Bondage, 1915, рус. пер. 1959 - Е.Голышева и Б.Изаков)
  • «Луна и грош» (The Moon and Sixpence, 1919, рус. пер. 1927 - Е. и Б. Лебедевы («Луна и Грош»), 1928 - З.Вершинина («Луна и шестипенсовик»), 1960 - Н.Ман («Луна и грош»)
  • «Узорный покров» (The Painted Veil, 1925; рус. пер. 1927 - Г.Карташева («Китти»), 1991 - М.Лорие («Узорный покров»)
  • «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»/«Сплошные прелести» (Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard, 1930; рус. пер.: 1976, под названием «Сплошные прелести», С.Котенко; и 1981, под названием «Пироги и пиво...» - А.Иорданский)
  • «Малый уголок» (The Narrow Corner, 1932; рус. пер. 1979 - Г.Островская)
  • «Театр» (Theatre, 1937; рус. пер. 1969 - М.Ермашева (в сокращении, в сборнике "Современная английская новелла"), в сокращении, полный - Г. Островская, 1979)
  • «Рождественские каникулы», (Christmas Holiday, 1939; рус. пер. 1992 - Р.Облонская)
  • «Вилла на холме» (Up at the Villa, 1941; рус. пер. 1992 - А.Кудрявицкий, 1994 - А.Гаркави, 2010 - В.Вебер («На вилле»)
  • За час до рассвета The Hour Before Dawn (1942; рус. пер. - нет)
  • «Острие бритвы» (The Razor’s Edge, 1944; рус. пер. 1981 - М. Лорие)
  • «Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли» (Then and Now, 1946; рус. пер. 1989 - В.Вебер)
  • «Каталина» (Catalina, 1948; рус. пер. 1988 - А. Афиногенова)

Сборники рассказов

  • «Ориентиры» (Orientations, 1899)
  • «Трепет листа» (The Trembling of a Leaf, 1921)
  • «Казуарина» (The Casuarina Tree, 1926)
  • «Эшенден, или Британский агент» (Ashenden, or the British Agent, 1928)
  • «Шесть рассказов, написанных от первого лица» (First Person Singular, 1931)
  • «А Кинг: Шесть рассказов» (Ah King , 1933)
  • «Космополиты» (Cosmopolitans — Very Short Stories, 1936)
  • «По тому же рецепту» (The Mixture As Before, 1940)
  • «Игрушки судьбы» (Creatures of Circumstance, 1947)

Пьесы

  • Человек чести (A Man of Honour, пост. 23.02.1903 - Лондон)
  • «Леди Фредерик» (Lady Frederick, пост. 26.12.1907 - Лондон)
  • «Джек Строу» (Jack Straw, пост. 26.03.1908 - Лондон, театр «Водевиль»)
  • «Миссис Дот» (пост. 27.04.1908 - Лондон)
  • «Пенелопа» (пост. 09.01.1909 - Лондон)
  • «Смит» (Smith, пост. 30.09.1909 - Лондон)
  • «Грейс»
  • «Десятый человек» (The Tenth Man, пост. февр. 1910 - Лондон, театр «Глобус»)
  • «Дворянство» (Landed Gentry, 1910)
  • «Недосягаемая» (The Unattainable, 1911)
  • «Хлеба и рыбы» (Loaves and Fishes, пост. 24.02.1911 - Лондон)
  • «Безукоризненный джентльмен» (пост. 1913 - Лондон, «Театр его величества»)
  • «Земля обетованная» (The Land of Promise, пост. 1913 — Нью-Йорк, пост.26.02.1914 - Лондон)
  • «Кэролайн» (пост. февр. 1916 - Лондон)
  • «Our Betters» (1917)
  • «Любовь в коттедже» (пост. 26.01.1918 - Лондон, театр «Глобус»)
  • «Home and Beauty» (1919)
  • «Жена кесаря» (Caesar’s Wife, пост. 27.03.1919 - Лондон) (247 спектаклей)
  • «Неизвестный» (The Unknown, пост. 09.08.1920 - Лондон)
  • «Дом и красота» (пост. 30.08.1920 - Лондон) (235 спектаклей)
  • «Круг» (The Circle, пост. 03.03.1921 - Лондон, театр «Хеймаркет») (в СССР: 1946 — Московский театр драмы, 1988 — Театр им. Маяковского)
  • «К востоку от Суэца» (East of Suez, пост.02.09.1922 - Лондон)
  • «Мисс Томпсон» (пост. 07.11.1922 - Нью-Йорк, «Бродвей»
  • Вышестоящие лица» (пост. 12.09.1923 - Лондон, театр «Глобус»)
  • «Верблюжий горб» (пост. 13.11.1923 - Нью-Йорк)
  • «Дождь» (пост. 12.05.1925 - Лондон) (150 спектаклей)
  • «Луна и грош» (пост. 04.09.1925 - Лондон)
  • «Верная жена» (The Constant Wife, пост. 01.11.1926 - Кливленд) (295 спектаклей)
  • «Записка» (The Letter, пост. 24.02.1927- Лондон) (338 спектаклей)
  • «Священное пламя» (The Sacred Flame, пост. 19.11.1928 - Нью-Йорк)
  • «Кормилец» (The Bread-Winner, пост. 30.09.1930 - Лондон, театр «Водевиль») (158 спектаклей)
  • «За заслуги» (For Services Rendered, пост 01.11.1932 - Лондон, театр «Глобус»)
  • «Шеппи» (пост. 14.09.1933 - Лондон)

Путевые заметки, книги о путешествиях

  • Земля Пресвятой Богородицы: Очерки и впечатления в Андалусии (The Land of the Blessed Virgin: Sketches and Impressions in Andalusia, 1905)
  • «На китайской ширме» (On A Chinese Screen, 1922, рус. пер. - И. Гуровой)
  • Джентльмен в гостиной The Gentleman In The Parlour: A Record of a Journey From Rangoon to Haiphong (1930)

Прочее

  • My South Sea Island (статья, 1922)
  • The Book Bag (1932)
  • The Judgement Seat (памфлет, 1934)
  • «Дон Фернандо» (Don Fernando, 1935)
  • «Подводя итоги» (The Summing Up, 1938, рус. пер. 1957)
  • «Принцесса Сентябрина и Соловей» (Princess September and The Nightingale, 1939)
  • «Воюющая Франция» (France At War, 1940)
  • Books and You (1940)
  • «Строго по секрету» (Strictly Personal, 1941)
  • Непокорённая (The Unconquered, 1944)
  • Of Human Bondage — An Address (1946)
  • Quartet (1948)
  • Great Novelists and Their Novels (1948)
  • «Записная книжка писателя» (A Writer’s Notebook, 1949)
  • Trio (Фильм по рассказам «Мистер Всезнайка», «Санаторий», «Церковный служитель», 1950)
  • Точка зрения писателя The Writer’s Point of View' (лекция, 1951)
  • Encore (1952)
  • «Переменчивое настроение» (The Vagrant Mood) (1952)
  • The Noble Spaniard (1953)
  • «Десять романов и их авторы» (Ten Novels and Their Authors, 1954)
  • «Точки зрения» (Points of View, 1958)
  • Исключительно для собственного удовольствия Purely For My Pleasure (1962)
  • The Force of Circumstance («Selected Short Stories»)
  • «Обломки кораблекрушения» (Flotsam and Jetsam, «Selected Short Stories»)
  • The Creative Impulse («Selected Short Stories»)
  • Virtue («Selected Short Stories»)
  • The Treasure («Selected Short Stories»)
  • In a Strange Land («Selected Short Stories»)
  • The Consul («Selected Short Stories»)
  • «Ровно дюжина» (The Round Dozen, «Selected Short Stories»)
  • «Следы в джунглях» (Footprints in the Jungle, «Selected Short Stories»)
  • «A Friend In Need» («Друг познается в беде»)
  • «Вкусивший лотос» (The Lotus Eater, 1935; рус. пер. 2006 - С. Черфас)
  • The Painted Veil ("Узорный покров") 1925

Экранизации

По дате выхода на экран

  • 1925 — «К востоку от Суэца» / East of Suez
  • 1928 — Sadie Thompson
  • 1929 — The Letter
  • 1932 — Rain
  • 1934 — «Бремя страстей человеческих» / Of Human Bondage (с Бетт Дейвис)
  • 1934 — «Разрисованная вуаль» / The Painted Veil (с Гретой Гарбо)
  • 1938 — The Vessel of Wrath
  • 1940 — «Письмо» / The Letter (с Бетт Дейвис)
  • 1942 — «Луна и грош» / The Moon and Sixpence
  • 1944 — Рождественские каникулы (фильм) / (с Диной Дурбин)
  • 1946 — «На краю лезвия» / The Razor’s Edge
  • 1946 — «Бремя страстей человеческих» / Of Human Bondage
  • 1948 — Quartet
  • 1950 — Trio
  • 1952 — Encore
  • 1953 — Miss Sadie Thompson
  • 1957 — Седьмой грех / The Seventh Sin
  • 1958 — The Beachcomber
  • 1962 — Julia, du bist zauberhaft
  • 1964 — «Бремя страстей человеческих» / Of Human Bondage
  • 1969 — The Letter
  • 1978 — «Театр» (c Вией Артмане и Иваром Калныньшем)
  • 1980 — «Жиголо и Жиголетта» (фильм-балет)
  • 1982 — The Letter
  • 1984 — «Остриё бритвы» / The Razor’s Edge (c Биллом Мюрреем)
  • 1987 — «Перемена участи»
  • 2000 — «На вилле» / Up at the Villa (с Шоном Пенном и Кристин Скотт Томас)
  • 2004 — «Театр» / Being Julia (с Аннетт Бенинг и Джереми Айронсом)
  • 2006 — «Разрисованная вуаль» / The Painted Veil (с Эдвардом Нортоном и Наоми Уоттс)

Литература

  • Kanin G., Remembering Mr., Maugham, N. Y., [1966];
  • Brown I., W. S. Maugham, L., 1970;
  • Calder R. L., W. S. Maugham and the quest for freedom, L., 1972.
  • Мейсон Карри. Режим гения. Распорядок дня великих людей = Daily Rituals How Artists Work. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 302 с. 
  • Ливергант, Александр, Сомерсет Моэм, М., Молодая гвардия, 2012 (серия «Жизнь замечательных людей»).