Краткая биография

Уи́льям Уи́лки Ко́ллинз (англ. William Wilkie Collins, 8 января 1824, Лондон — 23 сентября 1889, Лондон) — английский писатель, драматург, автор 27 романов, 15 пьес и более чем полусотни рассказов.

Уилки Коллинз родился 8 января 1824 года в Лондоне, в семье известного художника-пейзажиста Уильяма Коллинза. Получил домашнее образование, затем поступил в частную школу. Путешествовал с семьёй по Италии и Франции, изучая французский и итальянский языки.

В возрасте 17 лет окончил школу и по настоянию отца устроился стажером в фирму «Antrobus & Co», торговавшую чаем. Провел там пять лет, затем поступил в суд Линкольнз-Инн, начал изучать юриспруденцию, став в 1851 году членом корпорации адвокатов.

Его первый роман «Иолани, или Таити, как это было» был написан в 1843 году. Он был отвергнут издателем в 1845 году и был впервые опубликован в 1999 году.

После смерти отца в 1847 году Коллинз опубликовал свою первую книгу «Воспоминания о жизни Уильяма Коллинза, эсквайра». Первый роман «Антонина» был издан в 1850 году. В 1851 году познакомился с Чарлзом Диккенсом, с которым подружился на всю жизнь. Несколько работ Коллинза были впервые опубликованы в журналах Диккенса «Круглый год» и «Домашнее чтение». Они вместе написали несколько пьес и романов, первой из которых была пьеса «Маяк», пролог к которой написал Диккенс.

Свои лучшие работы Коллинз опубликовал в 1860-е годы, завоевав мировую известность.Коллинз умер 23 сентября 1889 года и похоронен на кладбище Кенсал Грин в Лондоне.

Младший брат — Чарльз Коллинз, зять Чарльза Диккенса и иллюстратор ряда его произведений.

Творчество

Лучший и самый знаменитый роман Коллинза — «Лунный камень» (1868), часто считается первым детективным романом на английском языке: его отличает психологическая точность, сочетание логического, типично «детективного», мышления с романтическими мотивами; повествование попеременно ведётся от лица разных персонажей.

Лунный камень.Первое издание 1868.ТитулЛунный камень.Первое издание 1868.Титул

Детективный сюжет также играет важную роль в романе «Женщина в белом», 1860.

Поздние произведения Коллинза нередко имеют критическую направленность. Так, роман «Муж и жена» (Man and Wife, 1870) направлен против несовершенства брачного права; «Закон и женщина» (The Law and the Lady, 1875) — против принятого в Шотландии вердикта «вина не доказана»; «Душа и наука» (Heart and Science, 1883) — против обожествления науки, ведущего, например, к практике вивисекции. Героинями романов «Новая Магдалина» (The New Magdalen, 1873) и «Опавшие листья» (The Fallen Leaves, 1879) стали «падшие» женщины.

Избранные произведения

  • «Королева червей» (The Queen of Hearts), сборник новелл (1855—1859, рус. пер. повести «Безумный Монктон», Brother Griffith’s Story of Mad Monkton или The Monkstons of Wincot Abbey, 2005)
  • «Ленивое путешествие двух досужих подмастерьев» (The Lazy Tour of Two Idle Apprentices), роман (1857, совместно с Чарльзом Диккенсом)
  • «Женщина в белом» (The Woman in White), роман (1860, рус. пер. 1957)
  • «Лунный камень» (The Moonstone), роман (1866, рус. пер. 1947)
  • «В тупике» (No Thoroughfare), пьеса (1867, , совместно с Чарльзом Диккенсом, рус. пер. 1868)
  • «Закон и женщина» (The Law and the Lady), роман (1875)
  • «Мой ответ — нет» (I Say No), роман (1884, рус. пер. 2012)

Экранизации произведений

  • Женщина в белом (СССР, 1981, режиссёр Вадим Дербенев).
  • Женщина в белом (Великобритания, 1982, режиссёр Джон Брюс).
  • Лунный камень (Великобритания, 1996, режиссёр Роберт Бирман).
  • Женщина в белом (Великобритания, 1997, режиссёр Тим Файвелл).
  • Бэзил (Великобритания, 1999, режиссёр Радха Бхарадвай).

Уилки Коллинз в художественной литературе

Уилки Коллинз, наряду со своим близким другом и соавтором Чарлзом Диккенсом, фигурирует в псевдовикторианском триллере Дэна Симмонса «Друд» (Drood, 2009, рус. пер. 2010), где рассказывается об истории создания последнего, незавершенного романа Диккенса «Тайна Эдвина Друда» и таинственных происшествиях, сопровождавших последние пять лет жизни Диккенса. Повествование ведется от лица Коллинза, однако характерно, что читатель не может быть уверен в полной объективности рассказчика, поскольку даже современникам было общеизвестно вызванное хроническим ревматоидным артритом наркотическое пристрастие Уилки к опиуму, вызывавшее у него подчас сложные и кошмарные цветные галлюцинации. Следует иметь в виду, что персонаж Уилки Коллинз названной книги, резко отрицательный, абсолютно не идентичен своему прототипу, реальному историческому Уилки Коллинзу, и что книга Дэна Симмонса из-за вольных трактовок фактов жизни Коллинза ни в коем случае не может рассматриваться как надёжный источник информации о викторианском писателе.