Краткая биография

Валенти́на Степа́новна Гризоду́бова (27 апреля 1909, Харьков — 28 апреля 1993, Москва) — советская лётчица, полковник (1943), участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (1938), Герой Социалистического Труда (1986). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Валентина Гризодубова — дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове 27 апреля (по старому стилю 14 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове; официальной же датой рождения считается 31 января (18 января по старому стилю) 1910 года).

Уже в два с половиной года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой Харьковского технологического института, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино. В 1934—1935 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В октябре 1937 года установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на легкомоторных самолётах. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37 «Родина») совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). После Урала прервалась радиосвязь с землёй, поэтому экипаж пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка и торжества. Когда бензина осталось на полчаса Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом. Самолёт приземлился на болота в верховьях таёжной реки Амгуни. Поиски самолёта велись активно и экипаж всё-таки обнаружили с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный» и в верховьях реки Амгуни и был обнаружен экипаж. За этот перелёт 2 ноября 1938 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 104.

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с прославленным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия. На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

При этом, по данным командующего Авиации дальнего действия А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий, а сама Гризодубова не раз самовольно оставляла свою часть во время ведения боевых действий. В 1944 году, согласно А. Е. Голованову, с целью получения генеральского звания и преобразования её полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП(б) жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. В результате проведённого расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава Авиации дальнего действия, а её дело было решено передать в военный трибунал (исходя из текста в указанном источнике, дело в трибунал передано не было, поскольку Голованов не хотел продолжать разбирательство с клеветницей, посчитав это ниже своего достоинства). Полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова — в запасе. После демобилизации из Советской армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Увековечение памяти

Россия

Памятник на Новодевичьем кладбище МосквыПамятник на Новодевичьем кладбище Москвы
  • Улицы Гризодубовой есть в Москве, Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, Якутске, Шарье (Костромская область), Грязи (Липецкая область), посёлке Петряевке (Нижегородская область), Ленинск-Кузнецке (Кемеровская область), Черемхово (Иркутской области).
  • В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Фёдора Викулова.
  • В Пензе, возле здания ДОСААФ (ул. Коммунистическая, 30) 31 октября 2018 года открыт бюст В. С. Гризодубовой, скульптор Салават Щербаков.
  • В селе Имени Полины Осипенко (Хабаровский край) 2 июня 2016 года установлена мемориальная доска В. С. Гризодубовой.
  • В московской школе № 918 действует музей Гризодубовой (с 2001 года).
  • В московской школе № 185 в апреле 2014 года открыт музей Гризодубовой.
  • В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.
  • В Кургане установлена мемориальная доска по адресу ул. Гризодубовой, 2б.
  • Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Лётные испытания и производство», расположенное в Жуковском.
  • Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознамённому военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.
  • В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.
  • 24 сентября 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелёта на самолёте АНТ-37 «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток, в селе Имени Полины Осипенко (Хабаровский край), на пересечении улиц Амгуньская и Школьная, открыт обелиск в честь женского экипажа — гранитное крыло, устремлённое в небо.

Украина

  • Улица и переулок Гризодубовой есть в Мелитополе, также улицы Гризодубовой есть в Снежном, Черкассах, Сумах, Харькове, Кривом Роге, Луцке, Донецке, Белой Церкви и Мариуполе.
  • Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.
  • Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили — ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.

Белоруссия

  • Улица Гризодубовой есть в Минске.

Казахстан

  • Улица Гризодубовой есть в Алма-Ате.

В филателии

Почтовый конверт и марки

Почтовый конверт СССР:
50-летие полёта Москва — Дальний Восток
Почтовая марка СССР
Почтовая марка России

Семья

  • Отец — Гризодубов, Степан Васильевич.
  • Мать — Гризодубова (Комаренко) Надежда Андреевна.
  • Супруг — Соколов, Виктор Александрович.
  • Сын — Валерий.

Награды

  • Звание Героя Советского Союза (2 ноября 1938 года) медаль «Золотая Звезда» № 104;
  • звание Героя Социалистического Труда (6 января 1986 года);
  • два Ордена Ленина (1938, 1986);
  • два Ордена Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985);
  • орден Октябрьской Революции;
  • орден Трудового Красного Знамени (1936);
  • орден Красной Звезды (1937).
  • Медали, в том числе:
    • медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени;
    • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
    • юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
    • юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
    • юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
  • Почётный гражданин города Пенза (1965).

Литература

  • Гризодубова Валентина Степановна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1. Абаев — Любичев. — С. 374. — 911 с. — 100 000 экз. отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Верхозин А. М. Самолёты летят к партизанам: Записки начальника штаба / Литературная обработка В. Погребного. — М.: Политиздат, 1964. — 207 с., ил. — Тираж 195 тыс. экз.
  • Панин А. С. Власть высоты. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Харьков: МТК-книга, 2008. — 112 с., ил. — Тираж 1000 экз.
  • С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества / Под ред. В. А. Лопота. — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014.
  • Верзохин А. Командир полка // Героини: очерки о женщинах — Героях Советского Союза / ред.-сост. Л. Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко. — Вып. 1. — М.: Политиздат, 1969. — 447 с.