Краткая биография

Васи́лий Ива́нович Кача́лов (настоящая фамилия — Шверубо́вич; 30 января (11 февраля) 1875, Вильно — 30 сентября 1948, Москва) — российский советский актёр, на протяжении многих лет один из ведущих актёров Московского Художественного театра, мастер художественного слова (чтец), педагог. Народный артист СССР (1936).

Василий Шверубович родился в Вильно (ныне — Вильнюс, Литва), в семье священника.

Учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Ф. Э. Дзержинским, Б. И. Горевым, К. М. Галковским, впоследствии литовским композитором. Гимназистом участвовал в любительских спектаклях и приобрёл репутацию декламатора и актёра. Любил петь гимны своего дяди Хрисанфа и исполнял их на какой-то им самим выдуманный мотив и с карикатурно-белорусским акцентом, которым хорошо владел, и мог не только говорить, но и читать с акцентом стихи. Одним из его «номеров» было исполнение монолога Чацкого гродненским семинаристом. Сам он только к окончанию гимназии и в Санкт-Петербургском университете с трудом избавился от этого акцента.

В 1893 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где участвовал в драматическом студенческом кружке под руководством В. Н. Давыдова. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с В. Ф. Комиссаржевской во время её гастролей в пьесе Г. Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильно и Ковно на гастролях Московского художественного театра

В 1896 году стал актёром Театра Литературно-артистического общества (Санкт-Петербург), фактическим владельцем которого был А. С. Суворин, владелец и редактор газеты «Новое время». По одной версии, именно А. С. Суворин придумал сценический псевдоним «Качалов», заменивший «неблагозвучную» фамилию актёра . По другой версии сам В. Шверубович, случайно прочитав в петербургской газете некролог Н. Н. Качалова (бывшего губернатора Архангельской губернии), решил взять его фамилию, а в дальнейшем познакомился с его сыном, также Н. Н. Качаловым, супругом актрисы Е. И. Тиме, и рассказал ему эту историю.

Летом 1897 года участвовал в гастрольной поездке В. П. Далматова, исполняя крупные роли(Борис Годунов — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого и др.), в 1897—1900 годах играл в Казани и Саратове в «Казанско-Саратовском товариществе актёров» под руководством М. М. Бородая

В 1900 году был принят в труппу Московского Художественного театра, где дебютировал в роли Берендея в «Снегурочке» А. Н. Островского. Поначалу довольствовался эпизодическими ролями, чуть позже уже дублировал К. С. Станиславского в ролях Тригорина и Вершинина в пьесах А. П. Чехова «Чайка» и «Три сестры» и в течение нескольких лет стал одним из ведущих актёров театра. Уже в 1905 году в одном из писем К. С. Станиславский писал о том, что как актёр был вынужден уступить первенство В. И. Качалову. Среди его лучших работ дореволюционного периода — чеховские Тузенбах, Петя Трофимов и Иванов, Барон в пьесе М. Горького «На дне», Иван Карамазов и Николай Ставрогин в инсценировках романов Ф. М. Достоевского.

«Обладая неотразимым сценическим обаянием, — пишет И. Н. Соловьёва, — чарующим голосом и всеми данными, чтобы первенствовать в традиционном амплуа героя-любовника, обладая также точным юмором и мастерством характерности, обладая — наконец — той нервной тонкостью, обостренностью интеллекта, способностью жить на сцене философской проблемой, которые делали его идеальным исполнителем ролей недавно возникшего амплуа „героя-неврастеника“, Качалов всю жизнь совершенствовал в себе нечто иное: совершенствовал своё мастерство артиста „театра живого человека“, который строили создатели МХТ». Увлечённый поисками К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, актёр не раз отклонял приглашения на императорскую сцену.

Преподавал в драматической студии на Пречистенских рабочих курсах.

В Москве вёл активную богемную жизнь «серебряного века». В рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображён пьяный В. И. Качалов — «с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос». С. А. Есенину принадлежит известное стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строками: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…». Дружил с А. Б. Мариенгофом; в его романах «Роман без вранья» и «Мой век. Моя молодость», которые очень биографичны, много написано о В. А. Качалове и его семье, окружении. Дружба с М. Ф. Андреевой привела к тому, что на адрес В. И. Качалова приходили из-за границы директивные письма для МК РСДРП, а от его имени шли за рубеж материалы для «Искры». По театральным делам близко сошёлся и был дружен с миллионером Н. Л. Тарасовым.

Могила Качалова на Новодевичьем кладбище Москвы.Могила Качалова на Новодевичьем кладбище Москвы.

После Октябрьской революции, в 1919—1922 годах с группой артистов гастролировал по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции.

Во время гастролей по Югу России, переезжая за отступающими частями Белой армии оказался в Екатеринославе, где случайно нашёлся его сын, служивший у белых. Больного тифом сына едва спасли:

мать, которая всю ночь сидела около меня, заметила, что я очень вспотел, градусник показал, что у меня 35 с чем-то. Тогда она накапала мне двадцать пять — тридцать капель и дала выпить. При всей своей слабости я почувствовал, что выпил что-то не то. Оказалось, что мать дала мне принять сильный раствор карболки. Началась, конечно, паника. Весь дом принимал во мне то или иное участие: несли молоко, искали врача, бегали в аптеку, только отец был как-то странно, напряженно спокоен. Когда мать, которая была, конечно, в самом невероятном отчаянии, бросилась к нему с исступленным воплем: «Что делать?» — он сказал с неожиданным уверенным самообладанием: «Пойми ты: чтобы мать ждала с фронта сына, о котором несколько месяцев ничего не знала, и чтобы она в первую же ночь его отравила… это такая безвкусная мелодрама, которой быть не может. Этого не может быть». И мать успокоилась

— По воспоминаниям В. В. Шверубовича.

В 1922—1924 годах с труппой МХАТ, возглавляемой К. С. Станиславским, выступал в Европе и в Америке. С 1924 года работал в Москве. Всего в МХАТ сыграл 55 ролей.

Значительное место в творчестве занимала его деятельность на эстраде, работа на радио, в записях на граммофонных пластинках с исполнением произведений поэзии (С. Есенина, Э. Багрицкого и др.) и прозы (Л. Н. Толстого и др.), создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений — «монтажи», в которых играл по несколько ролей.

По воспоминаниям сына, имел немалый рост (1 м 85 см), но был худ, бледен, брит, близорук, узкоплеч сравнительно с гигантами — старшими братьями.

Скончался 30 сентября 1948 года от рака легкого в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

  • Отец — Иоанн Шверубович, священник, настоятель Никольской церкви в Вильно, из белорусского шляхетского рода.
  • Мать происходила из полупольской (в девичестве — Воржековская), полулитовской (Гинтовт по матери), но давно обрусевшей православной семьи.
  • Дядя — Хрисанф, священник, имел намерение убедить своих прихожан в том, что, имея веру хоть в горчичное зерно, можно приказать горе сдвинуться — и она сдвинется, — убедить, сотворив чудо. В этой своей попытке потерпел фиаско и за смущение верующих был заточен на три года в монастырь со строгой епитимьей.
  • Брат — Анастасий, выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета, служил в Привисленском статистическом управлении главным статистиком.
  • Брат — Эразм, военнослужащий Малороссийского драгунского, а потом Приморского драгунского полка, которым под конец своей службы командовал.
  • Жена — Нина Николаевна Литовцева (1878—1956), актриса, режиссер, народная артистка РСФСР (1948). Женился на ней летом 1900 года в Кисловодске, познакомился в Казанском театре, в сезон 1898/99 года. Даже в период брака у В. Качалова было много связей «на стороне» (А. Коонен, М. Лилина и др.). После смерти мужа Н. Н. Литовцева потеряла рассудок.
    • Сын — Вадим Шверубович (1901—1981), театральный деятель, мемуарист.
      • Внук — Алексей Бартошевич (род. 1939), шекспировед, театровед.

Награды и звания

  • Заслуженный артист Республики (1924)
  • Народный артист Республики (1927)
  • Народный артист СССР (1936)
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за выдающиеся заслуги в области театрально-драматического мастерства
  • Два ордена Ленина (1937, 1945)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1935)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Творчество

Казанско-Саратовское товарищество актёров под руководством М. М. Бородая

  • «Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя
  • «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Дудукин
  • «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Шаховской
  • «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Грозный
  • «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого
  • «Гамлет» У. Шекспира — Горацио
  • «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Кассий
  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Президент

Московский Художественный театр

  • 1900 — «Снегурочка» А. Н. Островского; постановка К. С. Станиславского — Царь Берендей
  • 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Г. Ибсена; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Рубек
  • 1900 — «Геншель» Г. Гауптмана — Посетитель пивной (ввод)
  • 1900 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Эльмс, Григорий Годунов(ввод)
  • 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Вершинин
  • 1901 — «Дикая утка» Г. Ибсена — Экдаль
  • 1901 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Тригорин (ввод)
  • 1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман
  • 1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов
  • 1902 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда (ввод)
  • 1902 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах (ввод)
  • 1902 — «На дне» М. Горького — Барон
  • 1903 — «Столпы общества» Г. Ибсена — Хильмар Теннисен
  • 1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Юлий Цезарь
  • 1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Йоганн Фокерат (ввод)
  • 1904 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов
  • 1904 — «Там, внутри» М. Метерлинка — Дед
  • 1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой
  • 1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов
  • 1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев
  • 1905 — «Блудный сын» С. А. Найдёнова — Максим Коптев
  • 1905 — «Привидения» Г. Ибсена — Пастор Мандерс
  • 1905 — «Дети солнца» М. Горького — Протасов
  • 1905 — «Блудный сын» С. Найдёнова — Максим Коптев
  • 1906 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
  • 1906 — «Бранд» Г. Ибсена — Бранд
  • 1907 — «Стены» С. А. Найдёнова — Копейкин
  • 1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Пимен
  • 1908 — «Росмерсхольм» Г. Ибсена — Росмер
  • 1908 — «У царских врат» К. Гамсуна — Карено
  • 1909 — «Анатэма» Л. Н. Андреева; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Анатэма
  • 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
  • 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Иван Карамазов
  • 1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин (ввод)
  • 1911 — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Пер Баст
  • 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин
  • 1911 — «Гамлет» У. Шекспира; постановка Г. Крэга — Гамлет
  • 1912 — «Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева — Горский
  • 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий
  • 1913 — «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому — Ставрогин
  • 1914 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
  • 1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан
  • 1916 — «Будет радость» Д. С. Мережковского — Фёдор Иванович
  • 1918 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров (ввод)
  • 1922 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Фёдор (ввод)
  • 1923 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Гаев (ввод)
  • 1924 — «Доктор Штокман» Г. Ибсена — доктор Штокман (ввод)
  • 1924 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов (ввод)
  • 1926 — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I
  • 1927 — «Бронепоезд 14—69» Вс. В. Иванова — Вершинин
  • 1929 — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин
  • 1930 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — От автора
  • 1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков
  • 1935 — «Враги» М. Горького — Захар Бардин
  • 1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. И. Немировича-Данченко (новая редакция) — Александр Андреевич Чацкий

Фильмография

Роли

  • 1928 — Белый орёл — губернатор
  • 1931 — Путёвка в жизнь — вступительное и заключительное слово
Мемориальная таблица на доме в Вильнюсе, в котором провёл детские годы КачаловМемориальная таблица на доме в Вильнюсе, в котором провёл детские годы Качалов
Мемориальная доска в КазаниМемориальная доска в Казани

Озвучивание

  • 1936 — Стрекоза и муравей (анимационный)
  • 1943 — Георгий Саакадзе — Шадиман Бараташвили (роль С. А. Закариадзе)
  • 1945 — Пропавшая грамота (анимационный) — закадровый текст
  • 1965 — Картина (анимационный) — текст от автора

Участие в фильмах

  • 1946 — Мастера сцены (документальный)

Архивные кадры

  • 1958 — Искусство большой правды (документальный)
  • 1964 — Качалов (документальный)
  • 1975 — О нашем театре (документальный)

Память

  • Имя актёра присвоено Казанскому БДТ.

Качалов на портретах известных художников

Казимир Малевич
Борис Григорьев
Валентин Серов