Краткая биография

Ви́ктор Оле́гович Пеле́вин (род. 22 ноября 1962, Москва) — русский писатель, автор культовых романов 1990-х годов: «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“». Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и «Национальный бестселлер» (2004).

Виктор Олегович Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Москве в семье Олега Анатольевича Пелевина (родился в Днепропетровске), преподавателя военной кафедры МГТУ им. Баумана, в прошлом — кадрового офицера ПВО, и Зинаиды Семёновны Пелевиной (девичья фамилия Ефремова) — работала заведующим отделом в одном из центральных гастрономов.

Семья Пелевиных вчетвером (вместе с бабушкой) жила в коммунальной квартире, в большой комнате с высокими потолками, в доме на Тверском бульваре, позже переехала в отдельную трёхкомнатную квартиру в районе Северное Чертаново.

В 1979 году Виктор Пелевин окончил среднюю английскую спецшколу № 31 (сейчас гимназия им. Капцовых № 1520). Эта школа находилась в центре Москвы, на улице Станиславского (теперь Леонтьевский переулок), считалась престижной. После школы поступил в Московский энергетический институт (МЭИ) на факультет электрификации и автоматизации промышленности и транспорта, который окончил в 1985 году. В апреле того же года Пелевин был принят на должность инженера кафедры электрического транспорта МЭИ. Упоминалось также, что он служил в армии, в Военно-воздушных силах, однако годы его службы не назывались.

В 1987 году (по другим данным — в апреле 1985 года) Пелевин поступил в очную аспирантуру МЭИ, в которой проучился до 1989 года (диссертацию, посвященную проекту электропривода городского троллейбуса с асинхронным двигателем, не защищал).

В 1989 году Пелевин поступил в Литературный институт им. Горького, на заочное отделение (семинар прозы Михаила Лобанова). Однако и здесь он проучился недолго: в 1991 году его отчислили с формулировкой «за отрыв от института» (сам Пелевин говорил, что его отчислили с формулировкой «как утратившего связь» с вузом»). По признанию самого писателя, учёба в Литературном институте ничего ему не дала.

Во время учёбы в Литинституте Пелевин познакомился с молодым прозаиком Альбертом Егазаровым и поэтом (позднее — литературным критиком) Виктором Куллэ. Егазаров и Куллэ основали своё издательство (сначала оно называлось «День», затем «Ворон» и «Миф»), для которого Пелевин как редактор подготовил трёхтомник американского писателя и мистика Карлоса Кастанеды.

С 1989 по 1990 год Пелевин работал штатным корреспондентом журнала «Face to Face». Кроме того, в 1989 году он стал работать в журнале «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму. В том же году в «Науке и религии» был опубликован рассказ Пелевина «Колдун Игнат и люди» (в Интернете можно найти также информацию, что первый рассказ писателя был опубликован в журнале «Химия и жизнь» и назывался «Дед Игнат и люди»).

В 1991 году Пелевин выпустил первый сборник рассказов «Синий фонарь». Сначала книга не была замечена критиками, однако спустя два года Пелевин получил за неё Малую букеровскую премию, а в 1994 году — премии «Интерпресскон» и «Золотая улитка».

В марте 1992 года в журнале «Знамя» был опубликован роман Пелевина «Омон Ра», который привлёк внимание литературных критиков и номинировался на Букеровскую премию. В апреле 1993 года в том же журнале был опубликован следующий роман Пелевина — «Жизнь насекомых».

В 1993 году Пелевин опубликовал в «Независимой газете» эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма». Это эссе, бывшее ответом писателя на неодобрительную реакцию некоторых критиков на его творчество, впоследствии стало упоминаться в СМИ как «программное». В том же году Пелевин был принят в Союз журналистов России.

В 1996 году в «Знамени» был опубликован роман Пелевина «Чапаев и Пустота». Критики говорили о нём как о первом в России «дзен-буддистском» романе, сам же писатель называл это своё произведение «первым романом, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Роман получил премию «Странник-97», а в 2001 году вошёл в шорт-лист самой большой в мире литературной премии International Impac Dublin Literary Awards.

В 1999 году вышел «саркастический и ностальгический» роман Пелевина «Generation П». Во всём мире было продано более 3,5 миллионов экземпляров романа, книга получила ряд премий, в частности, немецкую литературную премию имени Рихарда Шёнфельда, и приобрела статус культовой.

В 2003 году, после пятилетнего перерыва в публикациях, вышел роман Пелевина «Диалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда» («DПП. NN»), за который писатель получил премию Аполлона Григорьева в 2003 году и премию «Национальный бестселлер» в 2004 году. Кроме того, «DПП (NN)» вошёл в шорт-лист премии Андрея Белого за 2003 год.

В 2006 году издательство «Эксмо» выпустило роман Пелевина «Empire V», который вошёл в шорт-лист премии «Большая книга». Текст «Empire V» появился в Интернете ещё до публикации романа. Представители «Эксмо» утверждали, что это произошло в результате кражи, однако некоторые предполагали, что это был маркетинговый ход издательства.

В октябре 2009 года вышел роман Пелевина «t». Автор книги стал лауреатом пятого сезона Национальной литературной премии «Большая книга» (2009—2010, третий приз) и стал победителем читательского голосования.

В декабре 2011 года Пелевин выпустил в издательстве «Эксмо» роман «S.N.U.F.F.». В феврале следующего года это произведение получило премию «Электронная книга» в номинации «Проза года».

В марте 2013 года вышел одиннадцатый роман Пелевина «Бэтман Аполло», являющийся продолжением «Empire V».

Частная жизнь

Как отмечали СМИ, Пелевин известен тем, что не входит в «литературную тусовку», не появляется на публике, очень редко дает интервью и предпочитает общение в Интернете. Всё это стало поводом для разных слухов: утверждалось, например, что писателя вообще не существует, а под именем «Пелевин» работает группа авторов или компьютер. Например, Александр Гордон в программе «Закрытый показ» (эфир 17.02.2012) высказал сомнение в самом существовании такого человека, как писатель Пелевин. В мае 2011 года появилась информация, что Пелевин будет лично присутствовать на церемонии вручения премии «Супер нацбест». Особо отмечалось, что это должно было быть первое появление писателя на публике. Но, вопреки ожиданиям, Пелевин на церемонию не пришёл.

Пелевин не женат. По данным на начало 2000-х годов, он жил в Москве, в районе Чертаново. Никаких личных аккаунтов в социальных сетях (Facebook, Twitter, LiveJournal, ВКонтакте и т. п.) никогда не имел и не имеет.

СМИ указывали, что Пелевин часто бывает на Востоке: например, он был в Непале, Южной Корее, Китае и Японии. По свидетельствам людей, знающих писателя лично, своё увлечение буддизмом Пелевину удаётся сочетать с практичностью «в денежных вопросах». Пелевин неоднократно подчёркивал: несмотря на то, что его герои принимают наркотики, сам он наркоманом не является, хотя в молодости и экспериментировал с расширяющими сознание веществами.

Сочинения

Циклы произведений

Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда (ДПП (NN))

  • Элегия 2 (2003)
  • Мощь великого
    • Числа (2003)
    • Македонская критика французской мысли (2003)
    • Один вог (2003)
    • Акико (2003)
    • Фокус-группа (2003)
  • Жизнь замечательных людей
    • Гость на празднике Бон (2003)
    • Запись о поиске ветра (2003)

Романы

  • 1992 — Омон Ра
  • 1993 — Жизнь насекомых
  • 1996 — Чапаев и Пустота
  • 1999 — Generation «П»
  • 2003 — Числа (в составе сборника ДПП (NN))
  • 2004 — Священная книга оборотня
  • 2005 — Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре
  • 2006 — Empire V
  • 2009 — t
  • 2011 — S.N.U.F.F.
  • 2013 — Бэтман Аполло
  • 2014 — Любовь к трём цукербринам
  • 2015 — Смотритель
  • 2016 — Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами
  • 2017 — iPhuck 10

Повести

  • 1990 — Затворник и Шестипалый
  • 1991 — Принц Госплана
  • 1993 — Жёлтая стрела

Рассказы

  • 1989 — Колдун Игнат и люди (Сказочка)
  • 1990 — Оружие возмездия
  • 1990 — Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)
  • 1991 — Вести из Непала
  • 1991 — Встроенный напоминатель
  • 1991 — Девятый сон Веры Павловны
  • 1991 — День бульдозериста
  • 1991 — Жизнь и приключения сарая Номер XII
  • 1991 — Луноход (отрывок из повести «Омон Ра»)
  • 1991 — Мардонги
  • 1991 — Миттельшпиль
  • 1991 — Музыка со столба
  • 1991 — Онтология детства
  • 1991 — Откровение Крегера (Комплект документации)
  • 1991 — Проблема верволка в средней полосе (Верволки средней полосы)
  • 1991 — СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка (Правитель)
  • 1991 — Синий фонарь
  • 1991 — Спи
  • 1991 — Ухряб
  • 1991 — Хрустальный мир
  • 1992 — Ника
  • 1993 — Бубен Нижнего мира (Зелёная коробочка)
  • 1993 — Бубен Верхнего мира
  • 1993 — Зигмунд в кафе
  • 1993 — Полёт над гнездом врага (глава из романа «Жизнь насекомых»)
  • 1993 — Происхождение видов
  • 1994 — Иван Кублаханов
  • 1994 — Тарзанка
  • 1995 — Папахи на башнях
  • 1996 — Водонапорная башня
  • 1996 — Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR
  • 1997 — Греческий вариант
  • 1997 — Краткая история пэйнтбола в Москве
  • 1999 — Нижняя тундра
  • 1999 — Явление героя (отрывок из романа «Generation П»)
  • 2001 — Time Out (Тайм-аут, или Вечерняя Москва)
  • 2003 — Акико (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • 2003 — Гость на празднике Бон (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • 2003 — Запись о поиске ветра (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • 2003 — Македонская критика французской мысли (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • 2003 — Один вог (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • 2003 — Фокус-группа (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • 2004 — Свет горизонта (дополнение к «Жизни насекомых»)
  • 2005 — Who by fire
  • 2008 — Ассасин (в составе сборника «П5»)
  • 2008 — Зал поющих кариатид (в составе сборника «П5»)
  • 2008 — Кормление крокодила Хуфу (в составе сборника «П5»)
  • 2008 — Некромент (в составе сборника «П5»)
  • 2008 — Пространство Фридмана (в составе сборника «П5»)
  • 2010 — Операция «Burning Bush» (в составе сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы»)
  • 2010 — Зенитные кодексы Аль-Эфесби (в составе сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы»)
  • 2010 — Созерцатель тени (в составе сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы»)
  • 2010 — Тхаги (в составе сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы»)
  • 2010 — Отель хороших воплощений (в составе сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы»)

Эссе

  • 1990 — Гадание на рунах, или Рунический оракул Ральфа Блума
  • 1990 — Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии (Зомбификация советского человека)
  • 1993 — ГКЧП как Тетраграмматон
  • 1993 — Джон Фаулз и трагедия русского либерализма
  • 1993 — Икстлан — Петушки
  • 1996 — Ultima Тулеев, или Дао выборов
  • 1998 — Имена олигархов на карте Родины
  • 1998 — Последняя шутка воина
  • 2001 — Код Мира (на русском не публиковалось, в сети — перевод с немецкого, выполненный энтузиастами)
  • 2001 — Мост, который я хотел перейти
  • 2001 — Подземное небо (на русском не публиковалось, в сети — перевод с немецкого, выполненный энтузиастами)
  • 2002 — My Mescalito Trip (Мой мескалитовый трип) (написано автором по-английски, в сети имеются переводы на русский, выполненные энтузиастами)

Стихи

  • 1993 — Осень (стихотворение из романа «Чапаев и Пустота»)
  • 2003 — Элегия 2 (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • 2005 — Психическая атака. Сонет

Статьи

  • 1999 — Виктор Пелевин спрашивает PRов

Сборники

  • 1991 — Синий фонарь
  • 1996 — Сочинения
  • 1998 — Жёлтая стрела
  • 2002 — Встроенный напоминатель
  • 2003 — Песни царства «Я»
  • 2003 — ДПП (NN)
  • 2005 — Все повести и эссе
  • 2005 — Все рассказы
  • 2005 — Relics. Раннее и неизданное
  • 2008 — П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана
  • 2010 — Ананасная вода для прекрасной дамы

Адаптации

Произведения писателя неоднократно ставились в театре. Так, в 2000 году Павел Урсул в здании Театра клоунады им. Терезы Дуровой представил спектакль «Чапаев и Пустота», а в 2001 году киевский театр ДАХ поставил по тому же роману спектакль «…четвёртый лишний…». В 2005 году в рамках театрального фестиваля NET в Театральном центре «На Страстном» состоялась премьера интерактивного спектакля Жу Монтвилайте Shlem.com по роману Пелевина «Шлем ужаса». В 2007 году на сцене филиала московского театра им. Пушкина спектакль «Бубен верхнего мира», поставленный режиссёром Мариной Брусникиной по мотивам рассказов Пелевина, открыл новый театральный сезон, а в феврале 2008 года в Театральном центре на Страстном состоялась премьера спектакля «Хрустальный мир» по одноимённому рассказу писателя (режиссёр Сергей Щедрин).

В 2008 году в СМИ появилась информация о том, что компания «Гарпастум-фильм» снимет фильм «А Хули» по «Священной книге оборотня» Пелевина. В 2009 году стало известно о съемках в Германии фильма «Мизинец Будды» («Buddha’s little finger») по мотивам романа «Чапаев и пустота». 14 апреля 2011 года в российский прокат вышел фильм «Generation П», снятый Виктором Гинзбургом по одноименному роману Пелевина. Картина снималась с октября 2006 по январь 2011 года, её бюджет составил 7,5 миллионов долларов. Сам писатель в съемках фильма участия не принимал. Фильм оказался успешным, и в мае 2011 года Гинзбург объявил о намерении экранизировать ещё один роман Пелевина — «Empire V». На роль в экранизации Митры Гинзбург утвердил известного российского рэпера Oxxxymiron (Мирон Федоров). 13 апреля 2016 года вышла картина под названием «Мухаморы», снятая киностудией «Патриот синема», в главной роли снялся Александр Баширов, данный фильм стал первой и наиболее удачной виртуализацией творчества Виктора Олеговича, в литературной основе сценария лежит рассказ «Музыка со столба».

Список экранизаций

  • «Generation П» (2011)
  • «Ничего страшного» (2000), короткометражный фильм, дипломная работа реж. У. Шилкиной, экранизация рассказа «Синий фонарь»
  • Немецкий фильм «Мизинец Будды» (2015), экранизация романа «Чапаев и Пустота»
  • Мухаморы (2016) — фантазии на тему рассказа «Музыка со столба». Режиссёр — Рубик Злословский. В главной роли — Александр Баширов.
  • «Спокойной ночи!» (2012) — не был завершён
  • «Empire V» (начаты съёмки)

Награды и премии

  • 1990: «Великое Кольцо-90» за рассказ «Реконструктор»
  • 1990: «Золотой шар-90» за повесть «Затворник и Шестипалый»
  • 1991: «Великое Кольцо-91» за повесть «Принц Госплана»
  • 1992: Малая Букеровская премия за сборник «Синий фонарь»
  • 1993: «Великое Кольцо-93» за рассказ «Бубен верхнего мира»
  • 1993: «Бронзовая улитка-93» за роман «Омон Ра»
  • 1993: «Интерпресскон-93» за роман «Омон Ра»
  • 1993: «Интерпресскон-93» за повесть «Принц Госплана»
  • 1995: «Странник-95» за эссе «Зомбификация»
  • 1997: «Странник-97» за роман «Чапаев и Пустота»
  • 2000: «Немецкая литературная премия имени Рихарда Шёнфельда» за роман «Generation P»
  • 2001: «Нонино-2001» в Зальцбурге как лучшему иностранному писателю
  • 2003: «Премия Аполлона Григорьева-2003» за роман «ДПП NN»
  • 2004: «Национальный бестселлер-2004» за роман «ДПП NN»
  • 2007: Национальная литературная премия «Большая книга»: финалист, один из трёх победителей читательского интернет-голосования (роман «Empire V»)
  • 2010: Национальная литературная премия «Большая книга»: третья премия (роман «t»)
  • 2017: Премия Андрея Белого за роман «iPhuck 10».

Отзывы

Литературные критики, помимо буддистских мотивов, отмечали склонность Пелевина к постмодернизму и абсурдизму. Упоминалось также и влияние на творчество писателя эзотерической традиции и сатирической научной фантастики. В интервью канадско-американскому писателю Кларку Блейзу  (1996) Пелевин признал, что российские критики причисляют его к когорте постмодернистов, хотя он не знает, что «это могло бы означать, так как у нас никакого модернизма не было», а «после социалистического реализма у нас настал постмодернизм».

Книги Пелевина переведены на основные языки мира, включая японский и китайский. French Magazine включил Пелевина в список 1000 самых влиятельных деятелей современной культуры. По результатам опроса на сайте OpenSpace.ru в 2009 году Пелевин был признан самым влиятельным интеллектуалом России.